Ходжа, Энвер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Энвер Ходжа»)
Энвер Халиль Ходжа
алб. Enver Halil Hoxha
Энвер Ходжа в 1944 годуЭнвер Ходжа в 1944 году
8 ноября 1941 года — 11 апреля 1985 года
(Первый секретарь ЦК Коммунистической
партии Албании до 8 ноября 1948 года)
Предшественник Должность учреждена
Преемник Рамиз Алия
11 января 1946 года — 23 июля 1954 года
(глава Временного правительства
Албании
с 23 октября 1944 года)
Предшественник Должность учреждена;
Ибрагим Бичаку[en]
(как премьер-министр
Албании под немецкой оккупацией)
Преемник Мехмет Шеху
22 марта 1946 года — 23 июля 1953 года
Глава правительства он сам
Предшественник Омер Нишани
Преемник Бехар Штюла[en]
23 октября 1944 года — 24 сентября 1953 года
(Министр национальной обороны Албании
до 5 июля 1950 года)
Глава правительства он сам
Предшественник должность учреждена
Преемник Бекир Балуку

Место рождения Гирокастра, Османская империя
Место смерти Тирана, Албания
Место погребения Мемориальное кладбище «Павших героев нации» в Тиране, в мае 1992 года перезахоронен на общественном кладбище на окраине Тираны[1]
Дети Илир Ходжа, Соколь Ходжа, Пранвера Ходжа
Образование Брюссельский университет
Отношение к религии атеист
Автограф Enver Hoxha (nënshkrim).svg
Награды
Народный герой Албании
Герой Социалистического Труда (Албания) AL Order Skanderbeg 1kl BAR.png
Орден Народного героя MilitaryOrderBravery-Ribbon.gif
Орден Ленина Орден Суворова I степени  — 9.8.1947
Военная служба
Годы службы 19391985
Принадлежность  НСРА
Род войск Партизан
Звание генерал армии
Командовал Национально-освободительная армия Албании
Албанская народная армия
Сражения Вторая мировая война

Энве́р Хали́ль Хо́джа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908 года, Гирокастра, Османская империя — 11 апреля 1985 года, Тирана, Народная Социалистическая Республика Албания) — албанский революционер, государственный, политический, военный и партийный деятель. Руководитель социалистической Албании в 19441985 годах. Народный Герой Албании.

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941—1985), Председателя Совета министров (1944[2]/46—1954), министра иностранных дел (1946—1953) и министра обороны Албании (1944—1953), также являясь верховным главнокомандующим партизанских соединений, а после Албанской народной армии (1944—1985)[3].

Придя к власти, он сосредоточился на восстановлении страны, которая осталась в руинах после Второй мировой войны. За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики, образования и здравоохранения, построена первая железнодорожная линия, созданы система высшего образования (Академия наук Албании и Университет Тираны), профессиональный театр, телевидение; уровень грамотности взрослого населения вырос с 5 до 98 %, было достигнуто самообеспечение страны в области сельского хозяйства.

Вместе с тем, Ходжу критикуют за серию политических репрессий, которые включали создание и использование лагерей принудительного труда, внесудебные убийства и казни, направленные против антикоммунистов, большая часть которых была осуществлена тайной полицией Сигурими. Уничтожались «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии, был введён полный запрет на любую религиозную деятельность, происходило массовое разрушение церквей.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР, но встал на позицию последнего в советско-югославском конфликте. После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически самобытная идеология ходжаизм, принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая «ревизионистской» и не соответствующей идеологии марксизма-ленинизма.

До прихода к власти

Дом в Гирокастре, где прошли детские годы Э. Ходжи (ныне музей)

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей: неортодоксальному направлению в исламе, игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги — первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Энвер Ходжа в 18 лет

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину — приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в Брюссельском свободном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как Марсель Кашен, Морис Торез, Анри Барбюс, Луи Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935—1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

В своих статьях Ходжа критиковал троцкистов, бухаринцев, «албанских монархо-фашистов» (режим Зогу). Греческая и итальянская секции Коминтерна помогли Ходже наладить связи с коммунистическим подпольем в Албании, которое стремилось сформировать свою коммунистическую партию.

Весной 1936 года вернулся в Албанию и стал преподавать французский язык в Корче. Ходжу избрали в руководящий состав коммунистических групп в Корче и Тиране, а в своём родном городе Гирокастре он возглавил такую группу.

В 1938 году в парижской больнице умер от чахотки лидер корчинских коммунистов А. Кельменди. Ходжа, поддержанный греческой и французской секциями Коминтерна и лично Г. Димитровым, возглавил эту группу.

Визит в Москву. Встреча со Сталиным

Жизнь революционера — нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты — придавала Ходже образ «борца за народное дело» и приносила ему известность в среде албанской оппозиции. По настоянию лидеров албанской секции Французской компартии и его собственной просьбе, содержащейся в письме на имя М. Кашена и Г. Димитрова, в марте 1938 года Ходжа был направлен в СССР, где находился чуть больше года. В Москве Энвер учился в институте Маркса-Энгельса-Ленина и в Институте иностранных языков, продолжая заниматься переводами на албанский речей и книг Сталина, Молотова, Вышинского. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым [нет ссылки на источник]. Эта встреча явилась важнейшим событием в жизни, способствовала идейной убеждённости Ходжи, пообещавшего своим собеседникам сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию. Это обещание он впоследствии сдержал.


Борьба с оккупантами

Когда в апреле 1939 года Албанию оккупировали войска Муссолини, Ходжа лишился учительской работы за отказ вступать в Албанскую фашистскую партию. По решению Исполкома Коминтерна Ходжу переправили в Албанию вместе с двумя помощниками из ЦК ВКП(б), которые обеспечивали связь со Сталиным.

Итальянский оккупационный суд заочно приговорил Ходжу к смерти. Но несмотря на это он активно занимался антифашистской деятельностью: писал прокламации и статьи, организовывал, работая на нефтепромыслах, лесоразработках, в морских портах, профсоюзах, участвовал в акциях протеста против итальянских оккупантов.

Одновременно с этим он добивался руководящего положения в создававшейся тогда компартии Албании. В Албании участились диверсии и другие акты саботажа против итальянцев. Партизанские отряды всё чаще вступали в бои с оккупантами и коллаборационистами. Наиболее активным партизанское движение было в южной Албании, его руководителями являлись Ходжа, Шеху, Балуку, Леши, Пеза.

Партизан Энвер Ходжа

Он организовал табачную лавку в Тиране, ставшую местом встреч небольшой коммунистической группы.

7 ноября 1941 года, в Тиране, подпольная конференция коммунистов провозгласила создание Компартии Албании. Ходжа стал заместителем первого секретаря К. Дзодзе. Кроме того, он был утверждён в качестве главнокомандующего партизанскими формированиями.

1 января 1945 года Ходжа женился на 24-летней Неджмие Джуглини (1921—2020)[4], служившей в 1-й дивизии Национально-освободительной армии. Неджмие Ходжа стала единомышленницей и сподвижницей мужа во всех его начинаниях. Была членом ЦК, директором Института исследований марксизма-ленинизма и Высшей партийной школы, после смерти мужа возглавляла Демократический фронт Албании (так с 1946 года стал называться созданный в 1943 году Национально-освободительный фронт).

Осенью 1942 года Ходжа приехал в Москву, где встретился со Сталиным, Молотовым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Димитровым. Он заверил их в неотвратимости разгрома фашистов и их пособников, в намерении построить социализм в Албании на основе учения Ленина—Сталина. В конце визита, в декабре 1942 года, Ходжа выступил с заявлением, в котором подчёркивалась необходимость восстановления независимости Албании и отвергались территориальные претензии Италии и Греции. Это заявление явилось ударом по планам Черчилля, который не исключал возможности послевоенного раздела Албании между Италией, Грецией и Югославией.

После успешных операций Албанской народно-освободительной армии (АНОА) стратегическая инициатива в Албании полностью перешла к коммунистам. В сентябре 1943 года итальянская армия капитулировала и расположенная в Албании 9-я итальянская армия присоединилась к Албанским партизанам под предводительством Энвера Ходжи. Сержант Терцилио Кардинали возглавил созданный из её солдат партизанский отряд «Антонио Грамши». В октябре 1944 года немецкие войска в Албании были разгромлены, их остатки ушли в Югославию, АНОА участвовала вместе с итальянцами в освобождении северо-западной Греции, а также Черногории, Македонии и Сербии (Косово). Таким образом, Албания стала единственной страной в Европе, освобождённой от фашистской оккупации без участия и помощи иностранных войск. С октября 1944 года Э. Ходжа стал премьер-министром и одновременно министром иностранных дел во вновь сформированном правительстве. Верховным главнокомандующим Энвер Ходжа оставался вплоть до своей кончины.

На Потсдамской конференции (1945) Сталин предостерёг Черчилля от реализации планов раздела Албании.

Социальные и экономические реформы

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. О своей поддержке новой Албании Сталин заявил Ходже лично в период его визита в СССР в июне 1945 года. Ходжа присутствовал на Параде Победы, был в Сталинграде, получил заверения в советской технической и научной помощи. Уже в августе 1945 года в Албанию прибыли первые советские пароходы с продовольствием, оборудованием, машинами, медикаментами.

В страну стали приезжать из СССР геологи, нефтяники, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах. Э. Ходжа сказал в том же году, что Албании предстоит индустриализация, коллективизация, «культурное перевоспитание народа» и она пойдёт по пути СССР[5].

Сразу после войны возник конфликт между Ходжей и Тито. Тито, Джилас и Кардель уговаривали Энвера поддержать идею образования конфедерации и вхождения Албании в состав Югославии. Но упрямый Ходжа был абсолютно непреклонен. Он убеждал Политбюро ЦК ВКП(б) в опасности политики Тито, предупреждал, что Белград обманывает сталинское руководство. Когда его бывшие союзники — югославские коммунисты — идеологически и экономически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения.

Ходжа и его сторонники, поддерживаемые Москвой, в 1947 году совершили переворот в партии. Энвер стал первым секретарём ЦК, а М. Шеху — его первым заместителем. Позднее, в 1954 году, Шеху был назначен премьер-министром.

Летом 1947 года Ходжа вновь приехал в СССР. Сталин вручил ему орден Суворова, который Энвер всегда надевал во время официальных церемоний. Албании был предоставлен льготный кредит на закупку разнообразных товаров. Ходжа заявил на обеде в Кремле, что «Сталин и Советский Союз — наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянёмся вам в вечной дружбе и преданности». В 1950 году Албания вступила в СЭВ, а в 1955 году — в Варшавский договор.

После того, как Ходжа стал лидером партии, его именем был назван первый в Албании автотракторный комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено многим заводам, колхозам, улицам, школам, горным вершинам, а также столичному университету. I съезд Коммунистической партии Албании, переименованной в Албанскую партию труда, состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять «сталинские пятилетки». На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948—1951 годах в стране и партии развернулась кампания «борьбы с врагами народа и агентурой Тито». Согласно уголовному кодексу Албании (1948) максимальный срок ссылки или тюремного заключения составлял 30 лет. Был организован показательный процесс над «титовцами», по результатам которого был казнён партийный соперник Ходжи Кочи Дзодзе и приговорён к 20-летнему заключению его сподвижник Панди Кристо.

II съезд Албанской партии труда (1952) объявил о завершении восстановления страны и её планомерном развитии. Первый 5-летний план Албании был разработан в советском Госплане. Сталин и Ходжа внесли в этот план ряд корректив, после чего его направили в Албанию, где разворачивались коллективизация сельского хозяйства, строительство электростанций и предприятий, перерабатывавших разнообразное албанское сырьё. Начали развиваться связи Албании с Китаем, Вьетнамом, КНДР, ГДР и другими странами народной демократии (и не только с ними). В начале 50-х годов в Тиране и Дурресе были сооружены заводы-дубликаты ЗИС и ЗИМ — подарок Сталина Албании. С помощью СССР, позже — Италии, Греции и Турции строились железные дороги и школы, новые города и посёлки, оснащалась албанская армия.

В речи на XIX съезде КПСС Ходжа высказался о положительной роли Сталина, успехах СССР, периодически вяло критиковал США, Запад и Тито (выпрашивая у них средства). Ещё будучи в Москве, Ходжа одобрил очередную «чистку» в Албании, которая продолжалась до 1955 года. Вернувшись в Тирану в январе 1953 года, он чуть позже узнал о кончине Сталина.

Он стал более осторожным с новыми лидерами в Москве и более жёстким в своей собственной стране. 5 марта 1953 года он не поехал на похороны Сталина, сославшись на внезапную болезнь. Не присутствовал в те дни в Москве и Мао Цзэдун. И Ходжа, и Мао подозревали окружение Сталина в заговоре против него.

Внешняя политика

Внешне ничего не менялось: Ходжу, как и прежде, в советской прессе называли другом и союзником, а Албанию — братской страной. Но подспудно противоречия нарастали. Ходжа был не согласен с политикой либерализации уклада в СССР, проводимой Хрущёвым. На XX съезде КПСС, когда Хрущёв выступил с закрытым докладом о «культе личности» Сталина, Ходжа и Чжоу Эньлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия.

Вскоре состоялись конференция тиранской парторганизации и III съезд АПТ (1956), где многие делегаты, под влиянием хрущёвского доклада в Москве, подвергли резкой критике Ходжу и Шеху. Существует версия, что эти выступления были предприняты в расчёте на поддержку хрущёвского руководства КПСС. Ответом стала новая кампания борьбы с «реставраторами капитализма», в ходе которой были репрессированы сотни оппонентов Ходжи и члены их семей. В частности, были казнены Дали Ндреу и Лири Гега, убит в эмиграции Панайот Плаку. В партийно-государственном руководстве закрепилось единовластие Ходжи. Вторую и третью позиции занимали Мехмет Шеху и Хюсни Капо.

Руководство Албании (вместе с лидерами КНР и КНДР) отказалось от десталинизации географических названий и страны в целом. Более того, в канун 80-летия Сталина Э. Ходжа учредил орден Сталина[источник не указан 4247 дней]. Летом 1959 года Хрущёв приехал в Албанию, надеясь заставить её лидеров изменить политику, и пригрозил прекратить помощь Тиране. Разногласия урегулировать не удалось. Осенью 1961 года на XXII съезде КПСС Н. С. Хрущёв, запуская новый виток десталинизации, подверг резкой критике Э. Ходжу и М. Шеху, обвинив их массовых репрессиях против албанских коммунистов и беззакониях, творившихся в Албании. В ответ албанская сторона в декабре 1961 г. разорвала дипломатические отношения с СССР (были восстановлены только летом 1990 года, уже после смерти Э. Ходжи и начала как распада социалистического лагеря, так и начала конца коммунистического режима в самой Албании). Разрыв с Албанией лишил СССР военно-морской базы на Балканах и способствовал падению авторитета Хрущёва. Официальный албанский взгляд на эти событии дан в романе Исмаиля Кадаре «Dimri i vjetmisë së madhe» (русский перевод «Суровая зима» 1992). Среди персонажей этой книги Ходжа, Хрущёв, Долорес Ибаррури. Кадаре не говорит о попытках албанского руководства разыграть «китайскую карту». Энвер представлен как наследник всех албанских национальных героев, начиная с легендарных иллирийских царей, боровшихся за независимость в одиночку. Одновременно с этим албанские лидеры сблизились с Китаем. Руководство КНР в 1956 году (то есть ещё до советско-китайского раскола) заверило Ходжу в политической и экономической поддержке.

В 1962 году Албания вышла из СЭВ.

Мао Цзэдун и Ходжа в 1956 году

Ходжа переориентировался на Китай, а в 1968 году заявил, что не намерен выплачивать долги Италии, Греции и Турции (Албания в 1968 была близка к дефолту[источник не указан 1301 день]). В 1970-х он и вовсе «закрыл» страну для всего остального мира. В семидесятые годы Албания сотрудничала с Китаем: отношения с соседями были полностью испорчены, и поэтому его экономическая и техническая помощь была ей попросту необходима. Располагая разнообразными природными ресурсами, страна остро нуждалась в перерабатывающих отраслях промышленности, коммуникациях, в инвестициях и квалифицированных кадрах. Оборонный потенциал Албании тоже поддерживался в те годы за счёт импорта. Поэтому Ходжа, несмотря на идеологическую «несовместимость» с маоистами, всячески содействовал албано-китайскому сотрудничеству.

С 1962 по 1972 год Албания представляла интересы КНР в ООН, а с 1972 года китайцы и албанцы в ООН совместно критиковали[источник не указан 2474 дня] руководство СССР и США (отказываясь оплачивать займы[источник не указан 2129 дней]) и призывали развивающиеся страны объединиться в борьбе со сверхдержавами. Для КНР Албания долгое время оставалась единственным политическим союзником в Европе и мире, «глашатаем» в ООН и важным пропагандистским партнёром.

В начале семидесятых годов КНР пошла на примирение с Западом, а с середины шестидесятых — с Японией. Албано-китайские отношения резко ухудшились. В 1968 году Ходжа заявил о выходе из Варшавского договора в связи с вводом войск в Чехословакию. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, лидер которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию. По мере возможностей албанские власти и спецслужбы старались содействовать ортодоксально-коммунистическим группировкам в странах Восточной Европы, в частности Коммунистической партии Польши[6] Казимежа Мияля[7].

Ходжа продолжал оказывать помощь Индокитаю, арабским странам, жертвам «израильской агрессии» (а также Западносахарской республике, провозглашённой в 1967 году и боровшейся с марокканской интервенцией), активизировал отношения с Венгрией (единственной страной, у которой Ходжа ещё не взял невозвратимые суммы). В связи с сокращением экономических контактов с Китаем Албания возобновила торговлю со странами СЭВ, кроме СССР, и постепенно помирилась с соседями и Западом: помощи и сотрудничества ждать было больше не от кого. Продолжая критиковать Тито, Ходжа санкционировал торговый обмен и с Югославией.

Энвер Ходжа с уважением относился к Шарлю де Голлю, который, в свою очередь, симпатизировал Ходже и Албании, не зависящей от США и СССР. Это способствовало развитию албано-французских связей, в том числе списанием Францией албанских задолженностей. По многим проблемам (Индокитай, Южная Африка, ядерные вооружения) де Голль и Ходжа имели сходные позиции. VIII съезд АПТ (1981) провозгласил победу социализма и начало строительства коммунизма в Албании. Одновременно Ходжа начал расширять внешнеэкономические связи.

Экономические причины вынудили Албанию увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами, со странами СЭВ (кроме СССР), Ираном и возобновить с 1984 года торговый обмен с Китаем. Ходжа не примирялся с руководством СССР. Советское руководство не отвечало на критику Тираны с 1965 года. Албанию замалчивали в средствах массовой информации.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя. В частности, военная форма и знаки различия в Албании были скопированы с советских (сталинских) времён. В конце 60-х, под влиянием Культурной революции в Китае была введена форма китайского образца, а воинские звания были отменены. Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими» использовала методы НКВД.

Министр юстиции Бильбиль Клоси заявлял, что политические статьи Уголовного кодекса НРА должны быть жёстче советских аналогов периода сталинских репрессий[8]. Чтобы искоренить активность внутренней оппозиции, власти прибегали к систематическим «чисткам» — противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Количество политических казней за сорокалетнее правление Энвера Ходжи оценивается в 5—7 тысяч человек, более 34 тысяч были осуждены на различные тюремные сроки, из них около 1 тысячи умерли в заключении[9]. Интернированию и депортациям подверглись 50 тысяч человек[10]. Задержания, допросы, принудительные работы, полицейский надзор применялись, по имеющимся данным, к трети населения Албании[11][12].

Политические репрессии, начавшись в 1940-х (уже в 1945 году состоялся первый показательный процесс над противниками нового режима, проведённый по сценарию, утверждённому Ходжей), не прекращались до 1980-х годов — против фашистов и буржуазных элементов, против титовцев, принудительная атеизация, регулярное раскрытие заговоров (наиболее известны — военный заговор середины 1970-х и заговор Шеху начала 1980-х). 14 мая 1947 года Ходжа отдал директиву об аресте парламентариев оппозиционной Депутатской группы, многие из которых вскоре были казнены[13]. Под руководством Ходжи была осуществлена Резня 1951 года в Албании — убийство 22 оппозиционных интеллигентов и предпринимателей в феврале 1951 года. В качестве предлога был использован взрыв в советском посольстве, устроенный подпольщиками-антикоммунистами, в результате которого были выбиты стёкла в нескольких посольских окнах[14]. Вскоре после расстрела 26 февраля 1951 Ходжа призвал к бдительности и беспощадности в классовой борьбе во имя «любви к Сталину — гению, отцу и спасителю»[15].

Сталинистская политика Ходжи вызывала активное сопротивление антикоммунистических сил. Были подавлены несколько крупных восстаний — в Малесии-э-Мади (Кельмендское восстание, Восстание Коплику, январь 1945), Шкодере (Пострибское восстание, сентябрь 1946)[16], Мирдите (Горный комитет, август 1949). В Тепелене осенью 1948 произошло Восстание Жапокики[17]. В 1953 был раскрыт и ликвидирован Сигурими Албанский союз антикоммунистического освобождения[18]. Крупным и драматичным событием 1973 стало жестоко подавленное восстание в тюрьме Спач[19].

Внутрипартийная оппозиция была окончательно разгромлена весной 1956, репрессированы её лидеры — Тук Якова, Лири Белишова, Бедри Спахиу, Лири Гега, Дали Ндреу, Панайот Плаку. Ранее, в 1947 были репрессированы представители умеренного крыла госаппарата, в том числе поэт-интеллектуал Сейфула Малешова и исторически первый албанский коммунист Костандин Бошняку. Покончил с собой министр экономики Нако Спиру. Таким образом, все потенциальные соперники Ходжи были устранены — казнены либо отправлены на длительные сроки заключения. В 19741975 репрессиям подверглось военное командование: были расстреляны руководители министерства обороны и генштаба генералы Бекир Балуку, Петрит Думе, Хито Чако, к 25 годам тюрьмы приговорён генерал Рахман Парлаку.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался современный город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской социалистической революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986 году, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Имя Энвера Ходжи, написанное на горе Шпирагу.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов. На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании с начала 1970-х всё было подчинено блокадной жизни. Тому способствовало преддефолтное состояние албанской экономики и регулярные конфликты с соседями. Проводились антиревизионистские кампании, чистки партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам с 1968 года было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской», по утверждению руководства партии, косметикой и тому подобным. Борьба против «буржуазных культурных диверсий» занимала важное место в партийной и карательной политике. За нестандартно проведённый музыкальный фестиваль 25 декабря 1972 (исполнение бит-музыки, некоторая раскованность юношей и девушек) были обвинены в «либеральном уклоне», арестованы и приговорены к длительному тюремному заключению министр образования и культуры Фадиль Пачрами и гендиректор албанского Гостелерадио Тоди Лубонья. На специально созванном пленуме ЦК АПТ лично Ходжа выдвигал против них политические обвинения[20].

С 1967 года, по прошествии двух десятилетий, происходили всё более жёсткие гонения на христианство и ислам. Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий были демонтированы, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена[21]. Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов. Широкую известность в мире приобрела казнь в 1971 году католического священника Штьефена Курти, крестившего ребёнка в домашних условиях[21].

В Албании выросло целое поколение, не посещавшее церквей и мечетей. Ходжа говорил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы — это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина»[22].

В 1979 были казнены диссиденты-коммунисты Фадиль Кокомани и Вангель Лежо — в прошлом известные функционеры идеологического аппарата АПТ, сторонники Хрущёвской оттепели и союза Албании с СССР[23]. Перед казнью они направили в ЦК АПТ обличительное письмо, в котором характеризовали Энвера Ходжу как «тирана, предателя, Молоха, Чичикова XX века, Харона, перевозящего в ад, главного капиталиста и рабовладельца угнетённой албанской земли». Авторы напомнили о социальном происхождении Ходжи из знатной и богатой семьи, употребив выражения «бей», «торговец», «ростовщик»[24].

Формально Ходжа считал, что если политические деятели, а тем более коммунисты имеют привилегии, то партия не может считаться коммунистической, а страна — социалистической. С середины восьмидесятых годов по его указанию снижалась заработная плата работников партийного и государственного аппарата. Это позволило сэкономить деньги на увеличение пенсий и пособий, оплаты труда в сельском хозяйстве, увеличение окладов рабочих и служащих[5]. В реальности, однако, уровень жизни номенклатуры АПТ и Сигурими, имевшей доступ к материальным ресурсам, был значительно выше среднего по стране. Наличие привилегий было официально признано на последнем съезде АПТ в 1991 году, ответственность за это возлагалось на окружение Ходжи[25].

В 1960 году был отменён подоходный налог, а в 1985 году упразднён налог на холостяков и малосемейных.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Неперфорированный почтовый блок Албании к 60-летию Энвера Ходжи 1968 г.

После VII съезда АПТ (ноябрь 1976) в Албании был принят закон, запрещавший иностранные кредиты и займы. К тому времени страна пережила технический дефолт, и Ходжа решил соорудить в стране социально-экономический механизм, являвшийся точной копией механизма, действовавшего в 1946—1953 годах в СССР. Албания перешла к полному самообеспечению продовольствием, медикаментами, промышленным и энергетическим оборудованием, в оплату долгов стала экспортировать многие промышленные товары, сокращая вывоз сырья. Ситуация в экономике стала улучшаться. Ходжа с этого времени мог позволить себе рассориться с соседями (в который раз), ещё более усилив централизацию всех ресурсов Албании и её внешнеполитическую изоляцию. Однако некоторые коллеги Ходжи (в том числе министр обороны Бекир Баллуку, министр экономики Абдюль Келези, глава гостелерадио Тоди Лубонья) пытались убедить его активизировать связи со странами СЭВ и с Югославией, не идти на «матерный» разрыв с КНР. Результатом стала волна репрессий середины 1970-х: по обвинению в «военном заговоре» были расстреляны генералы Бекир Балуку, Петрит Думе, Хито Чако, по обвинению в «экономической контрреволюции» казнены Абдюль Келези, Кочо Теодоси, по обвинению в «либеральном уклоне» осуждены на длительное тюремное заключение Тоди Лубонья, Фадиль Пачрами.

Летом 1978 года китайское руководство во главе с Хуа Гофэном прервало всякие отношения с Албанией. Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада». После ссоры с Китаем Албания стала ещё более закрытой, чем после её разрыва с СССР. Неосталинские кампании в стране стали ежегодными.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников. 17 декабря при неясных обстоятельствах погиб Мехмет Шеху, считавшийся второй фигурой албанского коммунистического руководства. Шеху был объявлен изменником и заговорщиком. Вероятнее всего, что устранение Шеху произошло в ходе борьбы трёх тенденций в руководстве АПТ: примирения с «братьями по социализму», постепенного открытия Западу (отношения были испорчены ещё в конце 1960-х) и попыток сохранения статус-кво[26] (Ходжа был приверженцем последнего).

В 19831985 гг. здоровье Ходжи резко ухудшилось, он перенёс инфаркты, инсульты, у него обострился диабет. Он удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. Несмотря на это, в ноябре 1984 года Ходжа лично принимал последний в своей жизни праздничный парад в честь 40-летия освобождения Албании. В марте 1985 года врачи предписали Ходже длительный отдых ввиду нарастающей сердечной недостаточности.

Группа Мустафы. Процесс над сподвижниками Шеху

25 сентября 1982 года группа эмигрантов-антикоммунистов во главе с Шевдетом Мустафой нелегально проникла в Албанию с целью убийства Ходжи. Мустафа ставил задачу свержения коммунистического режима и восстановления монархии[27].

Пробираясь в Тирану, Мустафа совершил несколько убийств, в частности, застрелил патрульного МВД. 27 сентября 1982 он был блокирован госбезопасностью, отказался сдаться и погиб в перестрелке[28]. Погибли в столкновениях с Сигурими и двое его соратников.

Лишь один из членов группы, бывший служащий Сигурими Халит Байрами, остался жив и предстал перед судом[29]. После процесса он был депортирован из Албании и вернулся в Новую Зеландию. Столь снисходительное решение, возможно, объяснялось тем, что в годы службы в госбезопасности Байрами конфликтовал с Шеху, который на момент процесса считался врагом режима. Кроме того, Байрами дал затребованные показания на ближайшего сподвижника Шеху Кадри Хазбиу — ранее занимавшего посты директора Сигурими, министра внутренних дел и министра обороны НРА/НСРА.

Акция Шевдета Мустафы — единственная документально подтверждённая попытка покушения на Энвера Ходжу[30]. Она создала дополнительный повод для очередной репрессивной кампании. Были арестованы близкие родственники и сподвижники Шеху — вдова Фикирете (член ЦК АПТ), племянник Фечор (бывший директор Сигурими и министр внутренних дел), Михалак Зичишти (бывший директор Сигурими), Ламби Зичишти (бывший министр здравоохранения), Нести Насе (бывший министр иностранных дел), Ламби Печини (бывший функционер МВД). Вместе с Кадри Хазбиу они были выведены на процесс по обвинениям в заговоре, измене, шпионаже, планировании убийства Ходжи.

Кадри Хазбиу, Фечор Шеху, Ламби Зичишти, Ламби Печини были приговорены к смертной казни и расстреляны в ночь на 10 сентября 1983[31]. Другие подсудимые получили длительные сроки заключения. Политический смысл процесса состоял в подтверждении единовластия Энвера Ходжи и продвижении новой номенклатурной генерации.

Смерть

Ночью 11 апреля 1985 года, после кровоизлияния в мозг, Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР.

Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР, Вьетнама, Кубы, Румынии, Лаоса, Кампучии, НДРЙ, Никарагуа, Ирана и Ирака. Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Италии и Югославии, албанцы отправили обратно, кроме соболезнований от Ф. Кастро, Н. Чаушеску и Ким Ир Сена. Прощание с Ходжей происходило во дворце имени Сталина в Тиране.

Могила и музей Э. Ходжи

Могила Э. Ходжи на общественном кладбище на окраине Тираны.

В русскоязычной прессе нередко встречаются утверждения[32], что тело Энвера Ходжи было забальзамировано и помещено в мавзолей. На деле[33] албанский лидер был погребён на кладбище Павших героев нации в Тиране. В мае 1992 г. тело Энвера Ходжи было тайно эксгумировано новыми властями Албании и перезахоронено на общественном кладбище на окраине Тираны. При этом надгробная плита была изъята и использована для создания памятника английским солдатам союзных войск. Здание, которое ошибочно называют «мавзолеем», было построено как Музей Энвера Ходжи, который открылся 14 октября 1988 года (к 80-летию со дня рождения Э. Ходжи). В настоящее время экспозиция музея демонтирована, ведутся работы по превращению здания в общественное пространство.

Итоги правления

Энвер Ходжа пытался построить социалистическое государство по советской модели сталинского периода, что послужило причиной практически полной международной изоляции Албании в 1970-х годах.

Албанские СМИ заявляли, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

Бетонные доты в Албании

Первые годы после смерти Энвера Ходжи прошли под знаком его заветов. В 1988 году торжественно отмечалось восьмидесятилетие со дня его рождения, воздвигались памятники, музеи. Впрочем, после смерти Ходжи внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткой, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

В начале 90-х общество Албании раскололось. Было отмечено, что на юге преобладали энверисты, на севере их противники. Происходило уничтожение монументов и других памятных знаков, связанных с Ходжей и коммунистическим прошлым. Энверисты угрожали пойти в поход на Тирану и расправиться с Рамизом Алией как не защитившим память вождя. Происходили столкновения, с обеих сторон были жертвы.

Впрочем, бедность населения наших дней породила ностальгию по эпохе Ходжи, и в настоящее время среди албанцев старшего возраста популярен девиз: «При Энвере был порядок»[34].

Сали Бериша, первый президент посткоммунистической Албании и бывший врач Ходжи, дал положительную оценку роли своего бывшего патрона в деле освобождения страны от фашистской оккупации. С ним не согласился писатель Уран Бутка. Албанских коммунистов и их вождя Бутка называет национальными предателями, осуществлявшими геноцид албанского народа.

13 февраля 1995 президент Бериша издал указ № 1018 — об отмене всех наград и почётных званий, присвоенных руководителям коммунистического режима. Это решение касалось Неджмие Ходжи (прижизненно), Хаджи Леши (прижизненно), Хюсни Капо (посмертно), Гого Нуши (посмертно), Спиро Колеки (прижизненно), Хаки Тоски (посмертно), Шефкета Печи (прижизненно) и самого Энвера Ходжи (посмертно)[35].

Образ в литературе

Энвер Ходжа — персонаж многих произведений классика албанской литературы Исмаиля Кадаре, отношение автора к нему разнится в зависимости от этапов развития творчества. Так, в наиболее значительном произведении доэмиграционного периода, романе «Суровая зима» (1973), Энвер Ходжа изображен гуманным, склонным к демократическим решениям человеком, в противопоставлении к «просоветской интриганке» Лири Белишовой и «кровавому титоисту» Кочи Дзодзе. Кадаре надеялся, что нарисованный портрет окажет влияние на свой прототип.[36]

В более поздних произведениях, написанных уже после эмиграции во Францию, он предстаёт в качестве антигероя — так, в повести «Прощальный подарок зла» Ходжа, не названный по имени, сопоставляется с Антихристом. В романе «Spiritus» («Дух») (1996) того же автора эта идея развивается в описании последних лет жизни лидера Албании.

О встрече с албанским руководителем рассказывает бразильский писатель Жоржи Амаду в мемуарной книге «Каботажное плавание».

Ходжа упоминается в романе Василия Аксёнова «Остров Крым». Довольно положительный образ лидера Албании выведен в повести белорусского писателя Винцеся Мудрова «Албанское танго».

Сочинения

На албанском языке

На русском языке

Сочинения

  • Э. Ходжа. Избранные произведения (в 6-ти томах). — Тирана: «8 Нентори», 1974—1988. — 928 (I), 943 (II), 1021 (III), 1060 (IV), 1134 (V), 976 (VI) с.
  • Э. Ходжа. Речи, беседы, статьи. 1969-1970. — Тирана: «8 Нентори», 1980. — 448 с.
  • Э. Ходжа. Страницы из избранных произведений. — Тирана: Издательство школьной литературы, 1977. — 143 с.

Отчётные доклады на съездах АПТ

  • Э. Ходжа. Доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда на II съезде Албанской партии труда 31 марта 1952 г. — Тирана: Издание ЦК Албанской партии труда, 1952. — 123 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный IV съезду АПТ 13 февраля 1961 г. — Тирана: Типография им. Михаля Дури, 1961. — 203 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный V съезду АПТ 1 ноября 1966 г. — Тирана: «Наим Фрашери», 1966. — 256 с.
  • Э. Ходжа. Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный VII съезду АПТ 1 ноября 1976 г. — Тирана: «8 Нентори», 1976. — 276 с.
  • Э. Ходжа. Доклад о деятельности Центрального комитета Албанской партии труда, произнесенный на VIII-ом съезде АПТ 1 ноября 1981 г. — Тирана: «8 Нентори», 1981. — 280 с.

Отдельные работы

  • Э. Ходжа. АПТ в борьбе против хрущевского ревизионизма. — Тирана: «8 Нентори», 1977. — 488 с.
  • Э. Ходжа. Империализм и революция. — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 535 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Китае. Том I. (1962—1972). — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 808 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Китае. Том II. (1973—1977). — Тирана: «8 Нентори», 1979. — 822 с.
  • Э. Ходжа. Хрущевцы. Воспоминания. — Тирана: «8 Нентори», 1980. — 515 с.
  • Э. Ходжа. Титовцы. Исторические записки. — Тирана: «8 Нентори», 1983. — 657 с.
  • Э. Ходжа. Со Сталиным. Воспоминания. — Тирана: «8 Нентори», 1984. — 240 с.
  • Э. Ходжа. Размышления о Среднем Востоке. 1958-1983. Из Политического дневника. — Тирана: «8 Нентори», 1984. — 572 с.
  • Э. Ходжа. Сверхдержавы. 1959-1984. Из Политического дневника. — Тирана: «8 Нентори», 1986. — 704 с.
  • Э. Ходжа. Хрущев убил Сталина дважды. — М.: «Эксмо» и «Алгоритм», 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-906817-39-6.
  • Энвер Ходжа. Его жизнь и работа. Архивные материалы. Произведения, переведённые на русский язык (рус.)

На других языках

Примечания

  1. Вопросы — ответы. — С. 2 // Сайт «Энвер Ходжа. Его жизнь и работа»
  2. Демократическое правительство Албании
  3. Ходжа Энвер — статья из Большой советской энциклопедии
  4. Албанка 99
  5. 5,0 5,1 Мусский И. А.100 великих диктаторов. — М.: Вече, 2004. — 656 c.
  6. Albańska przygoda towarzysza Mijala
  7. Kazimierz Mijal — marksista bezkompromisowy (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 мая 2015. Архивировано 17 апреля 2015 года.
  8. Bilbil Klosi: Dënime më të rrepta se Kodi Penal sovjetik
  9. Albanians want Hoxha stripped of hero titles
  10. A mund të quhet thjesht diktaturë regjimi komunist shqiptar? Архивировано 12 октября 2016 года.
  11. Lavinia Stan. Transitional Justice in Eastern Europe and the former Soviet Union: Reckoning with the communist past. Routledge; 1 edition, 2008.
  12. Sigurimi — Activities
  13. Aktakuza: «Rrëzimi me forcë i pushtetit popullor»
  14. Uran Butka. Bombë në Ambasadën Sovjetike, 2008.
  15. 26 shkurt 1951/ Hidhet një bombë, thyhen dy xhama, pushkatohen: 22 intelektualë! (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  16. DOSSIER/ Fotot e Sigurimit të Shtetit: Vitet e terrorit 1945—1949
  17. Kryengritja e fshatarit të lirë shqiptar, zhapokikë 1948
  18. Dokumentet sekrete/ Si u zbulua e godit grupi «Bashkimi i çlirimit shqiptar anti-komunist», i toger Koço Kondilit dhe Prel Sykut, nipit të «Tuç Makut»…
  19. Ju tregoj kryengritjen e Spaçit në majin e vitit 1973
  20. «Fjalimi i Enverit në '73 këputi kokën e Fadil Paçramit»
  21. 21,0 21,1 Смирнова Н. Д. История Албании в XX веке / Н. Д. Смирнова; Институт всеобщей истории. — М: Наука, 2003. — 431 с.
  22. kyrgyznews.com (архив). Албания: Энвер Ходжа, изоляция, Итоги правления.
  23. И такие были, говорят
  24. Ekzekutimi i tre «rebelëve» të Spaçit, zbulohen traktet që i kanë dërguar Komitetit Qendror
  25. Смена общественного строя в Албании (1989—1992 гг.). Агония «пролетарской диктатуры»
  26. «За рубежом». Обозрение иностранной прессы. № 51, 1981.
  27. Zbuluesi ushtarak: Xhevdet Mustafa do vendoste monarkinë Архивировано 21 мая 2013 года.
  28. Zbulohen dokumentet e CIA-s dhe FBI-se per Xhevdet Mustafen
  29. Rrëfimi i Halit Bajramit: Unë, njeriu i Hazbiut në bandën e Xhevdet Mustafës Архивировано 11 декабря 2013 года.
  30. Подвиг Шевдета (недоступная ссылка) Архивировано 29 августа 2021. Проверено 23 января 2022.
  31. PASHTRIKU: PROCESVERBALI TOP’SEKRET — SI U PUSHKATUA KADRI HAZBIU…
  32. Вечно живые иностранцы
  33. Могила Энвера Ходжа на Мемориальном кладбище «Павших героев нации» в Тиране
  34. 5 социалистических лидеров Европы | Русская семерка
  35. Sali Berisha ia hoqi dekoratat Enver Hoxhës dhe Nexhmijes që në 1995, por pse u mbajt sekret?
  36. Kadare K. Pesha e kryqit. — Paris: Fayard, 1991.

Литература

Ссылки