Экспедиции особого назначения (ЭОН)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Экспедиции особого назначения (ЭОН) — ряд длительных переходов оперативных соединений кораблей и судов ВМФ СССР с целью их переброски с одного флота на другой, проходивших в предвоенный период, в годы Второй мировой войны, а также в послевоенные годы.

ЭОН формировались приказами высшего военного руководства и были номерными.

Первая экспедиция, ЭОН-1, состоялась в 1933 году.

Краткие сведения и состав Экспедиций

ЭОН-1

1933 год, май — август.

Переброска 2 эсминцев, 2 сторожевых кораблей и 2 подводных лодок из Кронштадта в Мурманск по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу с целью создания Северной военной флотилии (будущего Северного флота ВМФ СССР).

Состав:

  • эсминец «Урицкий» (командир — А. С. Мельников);
  • эсминец «Рыков» (командир — С. С. Рыков);
  • сторожевой корабль «Ураган» (командир — Г. А. Визель);
  • сторожевой корабль «Смерч» (командир — В. А. Фокин);
  • подводная лодка Д-1 «Декабрист» (командир — Б. А. Секунов);
  • подводная лодка Д-2 «Народоволец» (командир — Л. М. Рейснер);
  • баржи, буксиры и катера, обеспечивающие переход.

ЭОН-2

1933 год.

Доукомплектование, вслед за ЭОН-1, Северной военной флотилии эсминцем, сторожевым кораблем и подводной лодкой. Маршрут тот же — Беломорско-Балтийский канал.

Состав:

ЭОН-3

1936 год.

Переброска эсминцев «Сталин» и «Войков» с Краснознамённого Балтийского флота на Тихий океан по маршруту Беломорско-Балтийский канал — Северный морской путь.

В 2020 г. студия «Позитив-фильм» выпустила фильм «ЭОН-3. Секретная экспедиция», а 19.11.2020 в Музее Арктики и Антарктики открылась экспозиция, посвященная ЭОН-3[1].

ЭОН-5

1938 год.

Планировалась в 1938 году, для перевода кораблей с Балтики на Северный флот, но была отменена.

ЭОН-10

1940 год, 5 августа (Полярный) — 17 октября (Владивосток)[2].

Переход подводной лодки Щ-423 с Северного флота на Тихий океан Северным морским путём из Полярного во Владивосток. Первый переход подводной лодки Северным морским путём.

Руководитель экспедиции — военинженер 1-го ранга И. М. Сендик.

Состав:

  • подводводная лодка Щ-423 (командир — капитан 3-го ранга И. М. Зайдулин);
  • транспорт «А. Серов» (транспортировал топливо, а также аварийный и зимовочный запас на случай зимовки), в Тикси из-за аварии заменён на транспорт «Волга».

Помогали переходу ЭОН-10 на разных участках ледоколы «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Л. Каганович», «Ф. Литке», которые в то же время осуществляли проводку караванов транспортных судов, к которым ЭОН-10 присоединялась на некоторых участках своего маршрута[2].

ЭОН-11

1941 год[3].

Переход отряда кораблей с Балтики на Северный флот, среди которых была К-21.

ЭОН-15

1941 год, август — сентябрь[4].

Переход подводных лодок с Балтийского на Северный флот.

Первоначально планировалось перевести 20 подводных лодок из Ленинграда на Северный флот четырьмя эшелонами:

Из 20 подлодок вывести из Ленинграда удалость лишь 6 единиц: 30 августа 1941 года через Неву из города вышли К-3, К-22, Л-20, Л-22, С-101, С-102.

8 сентября 1941 года Ленинград попал в блокаду. 13 сентября штаб ЭОН-15 был расформирован.

ЭОН-16

1941 год, сентябрь[4].

Цель экспедиции: рассредоточение недостроенных подводных лодок, находящихся в высокой степени готовности, с горьковского завода № 112 («Красное Сормово») по Волге и Каспийскому морю — для их последующей достройки на судоремонтных предприятиях Нижне-Волжского и Каспийского морского пароходств (согласно постановлению ГКО от 4 июля 1941 года), в связи переходом завода № 112 на выпуск танков Т-34 (согласно постановлению ГКО от 1 июля 1941 года)[5].

Тем же постановлением ГКО от 4 июля 1941 года предписывалось законсервировать подводные лодки, находящиеся в меньшей степени готовности на заводе № 112[5].

В ходе ЭОН-16 подводные лодки М-119, М-122 и С-16 (заводской № 272) в специальных транспортных плавдоках В. В. Крылова[6] буксировались вниз по Волге, однако из-за ледостава были вынуждены зазимовать в Камышине. До Астрахани своим ходом в конце октября 1941 года добралась лишь подводная лодка М-121[7][5].

ЭОН-17

1942 год, апрель[4].

Первый этап: переход в апреле — мае 1942 года подводных лодок типа «Малютка» (все XII серии) в Горький из Астрахани и Камышина, где они были рассредоточены в результате ЭОН-16[7][5]:

Этой же экспедицией (ЭОН-17) в Горький из Камышина отбуксировали на своей осадке С-16 (заводской № 272) и 3 транспортных плавдока В. В. Крылова (М-121 в Горький добиралась своим ходом, командир — капитан 2-го ранга Кудряшов; М-119 и М-122 — буксировали на своей осадке). Из Горького «Малютки» планировали перевезли в Молотовск (ныне Северодвинск) либо по железной дороге, либо по Северо-Двинской водной системе (С-16 впоследствии внутренними водными путями также была переведена на Северный флот, но лишь в марте — мае 1944 года)[7][5].

Второй этап: перевод в мае — июле 1942 года подводных лодок М-121 и М-122 в Молотовск по второму варианту — на транспортных плавдоках В. В. Крылова по Северо-Двинской водной системе: Волга — Шексна — Северо-Двинский канал — Сухона — Северная Двина (ответственный за проводку — командир отдельного учебного дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Максимов). М-119 из-за неисправности дизельных двигателей задержалась в ремонте, и была перевезена в Молотовск по железной дороге, прибыв туда почти одновременно с М-122, отправленной следом за М-121[7][5].

Третий этап: перевозка в Молотовск по железной дороге подводных лодок типа «Малютка» (также все XII серии), находящихся на заводе № 112 в меньшей степени готовности: осенью 1942 года (М-104, М-105, М-106), и в декабре 1942-го — январе 1943 года (М-107, М-108). Их достройка продолжалась до конца лета 1943 года на заводе № 402[5].

ЭОН-18

1942 год, 15 июля (Владивосток) — 14 октября (Полярный)[8].

Переход Северным морским путём конвоя транспортных судов и кораблей Тихоокеанского флота из Тихого океана в Архангельск и на Северный флот.

Основу ЭОН-18 составлял конвой транспортных судов со стратегическими грузами из США[9], вместе с которыми переход осуществляли 3 боевых корабля Тихоокеанского флота[10][8].

Состав:

  • лидер эскадренных миноносцев «Баку» (капитан-лейтенант Б. П. Беляев);
  • эсминец «Разумный» (капитан 3-го ранга Н. И. Никольский);
  • эсминец «Разъярённый» (капитан-лейтенант В. В. Фёдоров);
  • 6 транспортных судов;
  • 2 ледокола («Анастас Микоян» и «Л. Каганович»).

Первоначально в состав ЭОН-18 входил также эсминец «Ревностный» (того же проекта 7, что и «Разумный» с «Разъярённым»), однако он в самом начале экспедиции получил сильные повреждения, столкнувшись в Амурском лимане с советским пароходом «Терней», и был оставлен на Тихоокеанском флоте.

Командир отряда кораблей — капитан 2-го ранга В. Н. Обухов. Флагманский штурман отряда — ст. лейтенант А. Н. Тюняев[8].

Пройденное во льдах и по чистой воде расстояние — 7360 миль (13 631 км). Продолжительность похода — 762 часа (31 сутки и 18 часов)[8].

Уничтожение ЭОН-18 было целью проводившейся кригсмарине операции «Вундерланд»[11].

ЭОН-19

В 1942—1943 годах был совершен переход шести подводных лодок ТОФ на Северный флот для участия в боевых действиях. Поход проходил через Тихий и Атлантический океаны, в том числе через 9 морей. Переход совершался тремя группами под общим руководством капитана 1-го ранга А. В. Трипольского[12][Коммент. 1]:

  • из Петропавловска-Камчатского 25 сентября 1942 года вышли две подводные лодки минные заградители типа «Л»:
    • Л-15 (капитан-лейтенант В. И. Комаров), 25.9.1942 — 19.5.1943;
    • Л-16 (капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров), 25.9.1942 — погибла 11.10.1942, торпедированная японской ПЛ I-25 на подходе к Сан-Франциско.
  • вторая группа в составе 2 подводных лодок типа «С» вышла из Владивостока 6 октября 1942 года:
    • С-51 (капитан 3-го ранга И. Ф. Кучеренко), 6.10.1942 — 21.1.1943;
    • С-54 (капитан-лейтенант Д. К. Братишко), 6.10.1942 — 7.6.1943.
  • третья группа вышла также из Владивостока на следующие сутки после второй:

Все подлодки шли по одному маршруту: Датч-Харбор (база ВМС США на Алеутских островах) — Сан-Франциско — Панамский канал — Галифакс (Канада) — Великобритания — Полярный[Коммент. 2]. Продолжительность маршрута составила более 17 тысяч миль (31,5 тыс. км)[12].

ЭОН-22

1946 год, июль — сентябрь.

Переход трофейных кораблей, полученных СССР в качестве репараций в соответствии с Потсдамским соглашением по маршруту Свинемюнде — Росток — Фалмут — Гибралтар — Ла Валетта — Стамбул — Севастополь.

ЭОН-49

19491950 годы.

Переход подводных лодок Северного флота Северным морским путём для пополнения Тихоокеанского флота[13].

Руководитель экспедиции — контр-адмирал А. И. Родионов.

Состав — 3 подводные лодки типа «С»:

  • С-21 (командир — капитан 3-го ранга В. А. Ужаровский);
  • С-22 (командир — капитан 2-го ранга П. М. Иляшевский);
  • С-24 (командир — капитан 3-го ранга И. И. Папылев).

От Главсевморпути проводкой руководил инженер-контр-адмирал В. Ф. Бурханов. В коллекции РГАКФД есть фильм об этой экспедиции.

Корабли совершили вынужденную зимовку в Тикси[13].

ЭОН-52

Переход подводных лодок.

Флагманский штурман ЭОН-52 — капитан 2-го ранга Химич Андрей Николаевич.

ЭОН-53

1953 год, август — сентябрь (Корсаков).

Переход кораблей Северным морским путём на Тихоокеанский флот.

Состав[14]:

  • 8 тральщиков проекта 254 — «Иван Рогов», Т-54, Т-55, Т-56, Т-57, Т-59, Т-60, Т-61;
  • 7 рыболовных траулеров калининградской постройки (переданы армии в качестве военных транспортов).

ЭОН-54/64

1954 год, 10 июля (Полярный) — 5 октября (Владивосток)[15][16].

Командир отряда кораблей — капитан 1-го ранга Н. П. Нечаев.

Состав:

ЭОН-65

1955 год.

ЭОН-66

1956 год, июнь — сентябрь[17].

Переход с Северного флота на Тихий океан большого соединения кораблей.

В экспедицию входило 45 кораблей разных классов[17][18]:

ЭОН-57

1957 год.

См. также

Комментарии

  1. В доступных источниках, так же как и на нагрудных знаках, выпущенных после войны для участников экспедиции, состоявшей из 6 подводных лодок, номер ЭОН не указывается, хотя этот переход именуется именно как «Экспедиция особого назначения». По хронологии экспедиция получается 19-й. Лодки шли двумя группами — из Петропавловска-Камчатского и Владивостока — но под единым командованием, поэтому вряд ли правомерно считать, что переход нумеровался как две ЭОН.
  2. В документах фигурирует «Полярное», хотя село Полярное получило статус города и название Полярный 19.9.1939.

Примечания

  1. ЭОН-3. Секретная экспедиция на YouTube.
  2. 2,0 2,1 Реданский, 2014, с. 132—134.
  3. Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советский подлодки типов П и К. — Москва: Яуза: ЭКСМО, 2011. — ISBN 978-5-699-47895-8.
  4. 4,0 4,1 4,2 Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.. — Москва: АСТ, 2006. — 877 с. — (Неизвестные войны). — ISBN 5-17-034862-2.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Игнатьев Э. П. «Малютки» вступают в строй // Подводные лодки XII серии. — СПб. : Гангут, 1996. — С. 7—21. — 36 с. : ил. — (Библиотека «Гангут». Корабли Отечества). — ISBN 5-85875-035-4.
  6. Подводное кораблестроение (недоступная ссылка). Сормовский судостроитель. С. 1. Инфофлот. Дата обращения: 21 февраля 2022. Архивировано 27 августа 2011 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Приказ о переводе подводных лодок на Северный флот. № 00116. 23 апреля 1942 г. // Великая Отечественная / Ин-т воен. истории М-ва обороны РФ ; Рос. гос. воен. арх. ; [под общ. ред. В. А. Золотарёва]. — М. : ТЕРРА, 1993—2002. — Т. 21 [10] : Приказы и директивы народного комиссара ВМФ в годы Великой Отечественной войны, 1941—1945 / [авт.-сост.: Н. В. Усенко, Н. И. Бородин]. — С. 124—125. — 422, [1] с. — (Русский архив ; 1996). — ISBN 5-250-01774-6. — ISBN 5-300-00756-0 (т. 21 [10]).
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 История штурманской службы, 2003, с. 69.
  9. Тонина О., Афанасьев А. Война в Арктике. 1942 год. Операция «Вундерланд». Журнал «Самиздат» (17 февраля 2009). Дата обращения: 11 января 2014.
  10. Реданский, 2014, с. 137.
  11. Ковалёв С. А. Арктические тени Третьего рейха. — М.: Вече, 2010. — С. 176—177. — 432 с. — (Морская летопись). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-4348-0.
  12. 12,0 12,1 История штурманской службы, 2003, с. 69—70.
  13. 13,0 13,1 Реданский, 2014, с. 137—139.
  14. История штурманской службы, 2003, с. 70—71.
  15. Гельман, 2015.
  16. Блог капитана 1-го ранга В. А. Пелевина. Командир С-56 В. И. Харченко отмечает 85-летний юбилей. Дата обращения: 13 февраля 2016.
  17. 17,0 17,1 Корякин-Черняк Л. В. На крейсере «Адмирал Лазарев» — Северным Морским путём // Гангут. — № 19 (1999 г.). — С. 2—14.
  18. Качур П. И. Большие охотники за подводными лодками проекта 122а/122бис. — 2004. — (Морская коллекция. 2004, № 1).

Литература

  • Реданский В. Г. Во льдах и подо льдами. — Москва: Вече, 2014. — 448 с. — (Морская летопись). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4444-1980-9.
  • Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Подводные крейсера Сталина. Советский подлодки типов П и К. — Москва: Яуза: ЭКСМО, 2011. — ISBN 978-5-699-47895-8.
  • Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.. — Москва: АСТ, 2006. — 877 с. — (Неизвестные войны). — ISBN 5-17-034862-2.
  • Лихачев П. В. Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920—1955 гг.. — Санкт-Петербург: ИСТФЛОТ, 2005. — 104 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 5-98830-009-X.
  • История штурманской службы флота России / под ред. Е. Г. Бабинова. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 599 с. — 3000 экз. — ISBN 5-85270-268-4.
  • Б. Гельман. И грядущим поколениям завет // Флаг Родины : газета. — 2015. — № 58 (27116). — С. 7.
  • Качур П. И. Большие охотники за подводными лодками проекта 122а/122бис. — 2004. — (Морская коллекция. 2004, № 1).

Ссылки