Экономические рукописи 1857—1859 годов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Экономические рукописи 1857—1859 годов

«Очерк критики политической экономии» (нем. Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie) — работа Карла Маркса по политической экономии, философии и эстетике. На русском языке известна как «Экономические рукописи 1857—1859 годов». Была задумана как введение к капитальному труду в шести томах, который бы рассматривал капитал, земельную собственность, наёмный труд, государство, внешнюю торговлю, мировой рынок. Написана в период с августа 1857 года по май 1858 года.

Работа посвящена предмету политической экономии — проблеме взаимосвязи и взаимодействия между производством, распределением, обменом и потреблением, обоснованию определяющей роли производства в экономической жизни общества, и методам этой науки — гносеологическому методу восхождения от простейшего к более сложному, от абстрактного к конкретному, соотношению исторического и логического методов изучения объектов в их развитии в пользу последнего. Автор также касается эстетических принципов марксизма — изучения влияния на искусство уровня развития общества и его социальной структуры, отрицания вульгарно-социологического истолкования этого влияния, выделения в произведениях искусства непреходящей общечеловеческой ценности.

Касаемо роли и взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления Маркс пишет:

…в процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю; наконец, в потреблении продукты становятся предметами потребления, индивидуального присвоения.[1]

Маркс специально доказывает мысль о том, что во всех случаях способ производства определяет способ распределения — последний, по Марксу, всегда является продуктом первого и при этом служит предпосылкой для нового производства.

Рассматривая метод политической экономии, Маркс подчёркивает роль научной абстракции и намечает гносеологический путь познания c использованием анализа и синтеза. Анализ позволяет перейти от реальных и конкретных явлений, выявляя их взаимосвязи, ко всё более глубоким и простейшим абстракциям. Синтез позволяет на основе частных определений и абстракций исследованию перейти

к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями.[2]

Метод,

правильный в научном отношении,[3]

заключается в восхождении от простейших абстрактных (труд, разделение труда, потребности и т. д.) понятий ко всё более сложным конкретным (государство, международный обмен, мировой рынок). При этом Маркс, в отличие от Гегеля, полагает, что

это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного.[3]

Категории процесса познания лишь отражают действительность, существующую в обществе. Сравнивая исторический и логический методы познания и рассматривая их взаимосвязь, Маркс подчёркивает преимущества логического метода:

Таким образом, было бы недопустимым и ошибочным брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствует последовательности исторического развития.[4]

Маркс полагает, что содержание художественных произведений, преобладание того или иного жанра в литературе и искусстве определяются уровнем развития общества и его социальной структурой и являются главной причиной неповторимости искусства различных исторических эпох.

Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого {искусства}, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа?[5]

Маркс отмечает несовпадение периодов бурного расцвета искусства и периодов общего развития общества и его материального производства. Значение произведений искусства продолжает существовать и после исчезновения исторически обусловивших их возникновение общественных форм сознания. В качестве примера Маркс отмечает искусство и эпос древних греков, которые

продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом.[5]

Причина этого заключается в том, что греческое искусство отразило присущее человечеству тех времен стремление к

безыскусственной правде,[5]

остающееся привлекательным на все времена.

Эти рукописи были впервые полностью опубликованы на языке оригинала Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939—1941 гг. в двух частях под заглавием «Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie (Rohentwurf)».

Примечания

Литература

на русском языке
  • Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов) // Собр. соч., изд. 2, т. 12. — М.: Политиздат, 1958. — 879 с.
  • Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов // Собр. соч., изд. 2, т. 46
на других языках
  • Bottomore T., ed. A Dictionary of Marxist Thought. Oxford: Blackwell, 1998.
  • Harvey D. The Limits of Capital. London: Verso, 2006.
  • Lallier A. G. The Economics of Marx’s Grundrisse: an Annotated Summary. New York: St. Martin’s Press, 1989. ISBN 0-312-02038-4
  • Mandel E. Marxist Economic Theory. New York: Monthly Review Press, 1970.
  • Negri A. Marx Beyond Marx: Lessons on the Grundrisse. Brooklyn: Autonomedia, 1989. ISBN 978-0-936756-25-7.
  • Postone M.  (англ.) Time, Labor, and Social Domination: A Reinterpretation of Marx’s Critical Theory. Cambridge [England]: Cambridge University Press, 1993.