Экономика Мариуполя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Экономика Мариуполя представляет собой важнейшее промышленно-транспортное звено комплексного потенциала Донбасса и всего Азово-Черноморского бассейна. Подобная ситуация сложилась в конце ХIХ века, когда Российская империя инвестировала значительные средства в Мариупольский морской торговый порт, который является важнейшим градообразующим и бюджетонаполняющим предприятием города. Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и приморского положения, наряду с промышленным сектором в городе получили распространение и другие отрасли экономики (пляжный туризм, образование, культура и проч.)

Экономическая история

Порт в начале XIX века (фото из статьи «Мариупольский порт» в «Военной энциклопедии Сытина»)

Промышленность

В современный промышленный город Мариуполь превратился к началу ХХ века[1]. Его промышленное развитие произошло довольно бурно и в хронологическом плане подразделялось на два этапа.

До 1870-х гг. экономика города обеспечивала лишь потребности внутригородского рынка и близлежащего региона, находясь при этом в сильной зависимости от экстенсивного сельского хозяйства прибывающих переселенцев, осваивающих прилегающие степные чернозёмы. Но относительно низкая производительность, частые неурожаи и разного рода кризисы периодически тормозили процесс развития. Тем не менее, в этот период в городе появились первые рыбные, кожаные, свечные, мыловаренные, табачные лавки, открылись первые винокурни, мукомольные предприятия, стали действовать предприятия пищевой отрасли. Рыбный промысел быстро занял ведущее место и долго его сохранял. В секторе рыболовства и переработки рыбы насчитывалось до 56 предприятий, и здесь же получались максимально высокие доходы (до 100 000 руб. серебром в год). Греческое купечество контролировало эту отрасль экономики почти полностью. Экономика города на первом этапе имела ярко выраженную этническую составляющую: владельцами первых лавок и предприятий долгое время были приазовские греки и местные евреи, которые наладили торговлю с купечеством средиземноморских стран: Османской империи, Италии, Франции.

С конца 1860-х гг. экономическая конъюнктура в городе начала быстро меняться. Представителям всех народов империи было разрешено селиться в Мариуполе. Кроме того, ему был возвращён статус уездного города. Как следствие, в городе стали массово возникать крупные фабрики и заводы в строительной, металлургической отраслях и машиностроении. Рекой потекли как внутренние, так и иностранные инвестиции. Местные греческие предприниматели продолжали вкладывать накопленные капиталы в предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и в строительную отрасль. Параллельно им в промышленности происходит консолидация капитала местной еврейской элиты. Именно евреи создают в городе хорошо оборудованные предприятия в мукомольной, машиностроительной и металлургической отраслях. Продолжает активно проникать и иностранный капитал. К началу ХХ века в городе завершается строительство двух гигантских металлургических заводов, появляется 4-й по значимости морской порт Российской империи, прокладываются железные дороги[1].

Экономика. Место города в области
Морской торговый порт

Современная промышленность

В Мариуполе действуют промышленные предприятия различных форм собственности. Промышленность города — многоотраслевая с преобладанием тяжёлой индустрии. Крупнейшими промышленными предприятиями Мариуполя являются: Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, «Азовсталь», концерн «Азовмаш», Мариупольский морской торговый порт, «Азовэлектросталь», «Термический завод», Азовский судоремонтный завод, завод «Электробытприбор», Мариупольский опытно-экспериментальный завод (бывший завод «Сельмаш»), завод «Октябрь», предприятие «Марвей» (окна и пластик), завод «Магма». Среди предприятий лёгкой промышленности можно выделить швейную фабрику «Фея», кондитерскую фабрику, а также предприятия пищевой отрасли ММК.

Общий объём реализованной промышленной продукции за 2014 год составил 30,8 % от общеобластного объёма реализованной продукции. В структуре промышленности около 82,5 % — металлургия, 8,4 % — добывающая промышленность, 2,8 % — пищевая, 2,7 % — машиностроение, 1,0 % — производство газа, электроэнергии, 0,4 % — химическая промышленность. К 2014 году практически приостановил деятельность Концерн «Азовмаш».

Транспорт

Мариуполь является точкой пересечения трасс национального и международного значения. Славянск — Донецк — Мариуполь (P19, Н20) и Ростов-на-Дону — Одесса (E58, М14).

Из Мариуполя осуществлялось прямое железнодорожное сообщение с рядом городов Украины, России, Белоруссии. В городе функционировал международный автовокзал и пригородная автостанция АС-2. Мариупольский морской торговый порт (крупнейший на Азовском море и один из крупнейших на Украине, грузооборот около 15 млн т в год) круглогодично осуществлял грузоперевозки в десятки стран мира.

Железнодорожная станция
Мариупольский троллейбус

Ещё до начала вооружённого конфликта на востоке Украины существовала чёткая тенденция уничтожения транспортного сообщения Мариуполя с городами Украины и зарубежья, аналогичная ситуация наблюдалась и с городским коммунальным транспортом. Так, в Мариуполе было практически полностью уничтожено внутригородское автобусное сообщение, на смену вместительным городским автобусам пришли многочисленные маршрутные такси, принадлежавшие десяткам мелких транспортных фирм и частных предпринимателей. Троллейбусный парк сократился почти наполовину и был изношен на 70-80 %. Новые машины практически не приобретались. Из 15 троллейбусных маршрутов оставались 10-12, с интервалом движения на некоторых 1 час и более. Трамвайный парк был практически полностью изношен, один из трамвайных парков был закрыт. Наблюдалась устойчивая тенденция переориентирования мариупольского пассажиропотока на соседний Донецк. Пассажирский морвокзал прекратил работу. В преддверии Евро-2012 наблюдалось планомерное уничтожение железнодорожного сообщения Мариуполя с городами Украины и России. Были отменены поезда, формировавшиеся на ст. Мариуполь на Львов, Брянск, Воронеж, Липецк.

После того, как в 201 году украинские власти установили контроль над городом, поезда вновь стали курсировать по ранее отменённым маршрутам. С 2016 года ситуация с общественным транспортом стала улучшаться: возобновилась закупка новых транспортных средств[2][3][4], вследствие этого интервалы на маршрутах уменьшились, а также были запущены новые маршруты общественного транспорта[5].

Экологическая ситуация

Из-за бурной индустриализации окружающая среда в городе испытала сильный экологический стресс[6].

Геополитические трансформации

В связи с началом военных действий на Донбассе экономическая активность в городе в 2014—2015 годах существенно снизилась, хотя признаки надвигающегося кризиса отмечались исследователями и раньше. К примеру, пик экспорта сельскохозяйственной продукции в местном порту был пройден в 2011 году[6]. Кроме того, в городе продолжало сокращаться население, отмечался миграционный отток. После 2014 года грузопотоки начали смещаться в сторону других, более западных портов Украины (Херсон, Одесса). Администрация морских портов Украины пыталась оживить Мариупольский порт путём проведения дноуглубительных работ. Некоторые исследователи уже в 2015 году указывали на то, что после присоединения Крыма к России последняя будет вынуждена рано или поздно установить сухопутную связь с полуостровом для улучшения его снабжения[7], а главную роль в этом процессе будет играть взятие под контроль Мариуполя, что и произошло в 2022 году.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Волониц Вера Степановна, Новикова Светлана Витальевна. Промышленное развитие г. Мариуполя в XIX - начале ХХ вв. // Вісник Маріупольського державного університету. Сер.: Історія. Політологія. — 2015. — Вып. 13-14. — С. 41–50. — ISSN 2226-2849.
  2. В Мариуполь прибыли новые автобусы. Новостной сайт Мариуполя (24 февраля 2020). Дата обращения: 4 мая 2020.
  3. Гудилин Александр. В Мариуполе запустили новые автобусы и обещали открыть транспортный хаб, - ФОТОРЕПОРТАЖ. 0629.com.ua - Сайт города Мариуполя (1 ноября 2019). Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  4. В Мариуполь начали поступать новые троллейбусы. Новостной сайт Мариуполя (23 февраля 2020). Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 8 августа 2020 года.
  5. Новый автобусный маршрут свяжет Левобережный и Приморский районы Мариуполя. Новостной сайт Мариуполя (19 декабря 2019). Дата обращения: 4 мая 2020.
  6. 6,0 6,1 Оценка стратегических перспектив социально-экономической модернизации города Мариуполя
  7. Керченский транспортный переход: геополитическое измерение проекта