Володин, Андрей Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Экводин»)
Андрей Александрович Володин

Андрей Александрович Воло́дин (26 сентября 1914, Москва — 12 февраля 1981, там же) — российский инженер-акустик, психолог, изобретатель, педагог. Доктор психологических наук (1973).

Очерк жизни и творчества

Отец (Александр Петрович Володин) и мать (Александра Алексеевна Карасёва) Володина были художниками. В 1940 году Володин окончил Московский институт инженеров связи. Карьера Володина тесно связана с Московской консерваторией, в которой он работал в 1938-40 гг. лаборантом в Акустической лаборатории, а с 1975 года до конца жизни преподавал новый курс — музыкальную психологию. Среди учеников Е. В. Назайкинский.

В 60-х - 70-х годах Володин работал в должности ведущего инженера на Московском Радиозаводе (МРЗ), был начальником конструкторского бюро. Володину принадлежат более 40 патентов на изобретения в области радиопромышленности. Одним из таких изобретений был транзисторный радиоприемник "Сокол".

В 1935 году Володин сконструировал одноголосный электромузыкальный инструмент, дал ему название «Экводин». В отличие от терменвокса, способ исполнения на экводине был «контактным». В первых моделях инструмента гибкое (почти вокальное) интонирование обеспечивалось горизонтальным грифом, управляя которым, исполнитель мог извлекать звуки произвольной высоты. Для ориентации исполнителя вдоль грифа была расположена контрольная линейка наподобие монохорда — с разметкой по темперированным полутонам. В послевоенных модификациях экводина акцент сместился со «смычкового» способа игры на «клавишный» — именно клавиатура гарантировала мгновенное и точное переключение с одного звука на другой. Так, уже экводин модификации «В-8» (1949) был по существу клавишным аналоговым синтезатором с 12 тембрами, в том числе, имитировавшими звучание кларнета, фагота, скрипки, английского рожка. Микротоновые «живые» изменения высоты и вибрато реализовывались также с клавиатуры (по выражению автора, «пальцевая вибрация»[1]). Глиссандо же осуществлялось с помощью особой педали. В 1949 году Володин с успехом демонстрировал этот инструмент на расширенном совещании Акустической комиссии АН СССР[2].

В 1958 году экводин «В-9» был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе, где был удостоен золотой медали, и золотой медали ВДНХ СССР в Москве. В 1966 году одна из модификаций экводина получила медаль на всемирной выставке в Осаке (Япония).

Последняя прижизненная модификация (по-прежнему одноголосного) эвкодина с клавиатурой в три октавы с регистровыми переключателями, описанная автором в 1970 году, носила индекс «В-11». Важной особенностью клавиатуры экводина являлась система вибрационной чувствительности. Инструмент мог воспроизводить различные тембры, соответственно имитируя звучание различных инструментов (ударных, смычковых, духовых).

В течение примерно 30 лет (наиболее активно в конце 50-х и начале 60-х гг.) экводин использоваля в концертной практике, на радио и в драмтеатре, в кино. В 1950-х гг. он звучал в ансамбле электромузыкальных инструментов И. М. Варовича, в 1960-е — в аналогичном по типу ансамбле В. Мещерина. Композиторы М. Вайнберг, Н. Крюков, А. Петров применяли экводин в своей киномузыке, например, в фильмах «Последний дюйм» (1958), «Неотправленное письмо» (1959), «Человек-амфибия» (1961), «Суд сумасшедших» (1962). При этом экводин так и не был запущен в массовое производство.

В научных исследованиях А. А. Володин опирался на созданную им психологическую концепцию звукослуховой целостности, согласно которой сложный колебательный процесс несёт в себе информацию сразу обо всех свойствах звучания — высоте звука, его тембре, громкости, локализации и т. д. По результатам исследований Володина, ощущение высоты человеком создаётся основным тоном вместе с первыми 8-9 гармониками, входящими в натуральный звукоряд. Резонансные контуры музыкального инструмента Володин рассматривал как чередование формант с глухими участками (называл их «антиформантами»). Проведя акустические измерения музыкальных инструментов, он пришёл к выводу, что музыкальность звука заключается, в частности, в консонантной согласованности обертонов. Итоговый научный труд Володина «Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков» был в 1972 году защищён в Москве как кандидатская, а в 1973 году как докторская диссертация[3].

В 1970 в издательстве «Энергия» была опубликована книга Володина «Электронные музыкальные инструменты», с акцентом на технических особенностях синтеза звука и конструирования электромузыкальных инструментов. Опубликованная в 1979 в издательстве «Музыка» монография Володина «Электромузыкальные инструменты», в которой автор проводит типологию электрофонов и описывает более полусотни конкретных исторических образцов, — в большей степени просветительская работа, адресованная не столько инженерам и производственникам, сколько музыкантам.

Труды (выборка)

  • Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. М., 1970. Вып. 1.
  • Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. Дисс. канд. психологических наук. М., 1972.
  • О восприятии переходных процессов музыкальных звуков // Вопросы психологии 1972, № 4, с.51-60.
  • Электронные музыкальные инструменты. М.: Энергия, 1970. 144 с.
  • Электромузыкальные инструменты. М.: Музыка, 1979. 182 с.

Примечания

  1. Электронные музыкальные инструменты. М., 1970, с.35.
  2. В докладе «Советские электромузыкальные инструменты», см. опубликованную хронику совещания Акустической комиссии, с.599 Архивная копия от 19 июля 2018 на Wayback Machine.
  3. Московская консерватория. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007, с. 97.

Литература

  • Достижения отечественной акустики // «Радио» 1949, № 5 (недоступная ссылка).
  • Банин А. А., Симонов И. Д. А. А. Володин — музыковед-акустик, выдающийся конструктор электромузыкальных инструментов // X Всесоюзная акустическая конференция. Пленарные доклады. М., 1983, с. 276—281.
  • Назайкинский Е. В. ТВМ // Музыка и информатика. М., 1999, с.49-96.
  • Назайкинский Е. В. Володин А. А. // Большая российская энциклопедия. Т. 5. М., 2006, с.662.
  • Назайкинский Е. В. Володин А. А. // Московская консерватория. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007, с. 97-98.

Ссылки