Эйслер, Ханс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ханс Эйслер
нем. Hanns Eisler
Ханс Эйслер, 1940 годХанс Эйслер, 1940 год
Основная информация
Дата рождения 6 июля 1898(1898-07-06)
Место рождения Германская империя Лейпциг
Дата смерти 6 сентября 1962(1962-09-06) (64 года)
Место смерти Германская Демократическая Республика Берлин
Профессии композитор

Ханс Э́йслер[1] (нем. Hanns Eisler; 6 июля 1898, Лейпциг, — 6 сентября 1962, Берлин) — немецкий композитор и общественный деятель, член Немецкой академии искусств[2], автор музыки гимна Коминтерна и гимна ГДР[3]. Член Коммунистической партии Германии с 1926 года.

Биография

Ханс Эйслер родился в семье известного философа Рудольфа Эйслера[de] и Иды Марии, урождённой Фишер. Его сестра — немецкая коммунистка Рут Фишер, брат — левый журналист Герхарт Эйслер[de]. В 1901 году семья переехала из Лейпцига в Вену, где Ханс получил общее образование[3].

Музыкальные способности Ханса Эйслера обнаружились рано, но возможность систематически заниматься музыкой появилась только после Первой мировой войны, которую прошёл с 16 лет и был дважды ранен. В 1919—23 годах брал (в Мёдлинге близ Вены) частные уроки композиции у А. Шёнберга. В 1925 году переехал в Берлин, где увлёкся коммунистическими идеями и в 1926 году вступил в Немецкую компартию. В 1931 году возглавил «Боевую организацию рабочих певцов», находившуюся в сфере влияния Коммунистической партии. В этот период началось его творческое сближение с писателями Б. Брехтом, Э. Вайнертом, И. Бехером и певцом Эрнстом Бушем. В 1932 году написал музыку для фильма Златана Дудова «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?», сценарий к которому был написан Бертольтом Брехтом и Эрнстом Отвальтом. В 1933 году из-за своего еврейского происхождения эмигрировал. Жил в Австрии, Франции, Дании, Англии, СССР, Испании, где участвовал в гражданской войне.

С 1940 по 1948 годы жил в США, где работал в качестве кинокомпозитора в Голливуде и занимался педагогической деятельностью. Депортирован в 1948 году из США в связи с обвинением его в революционно-политической деятельности — «В распространении коммунизма при помощи песен»[2].

В 1950 году вернулся в Берлин, стал одним из ведущих композиторов ГДР. В октябре 1952 года подвергся разгромной критике за «буржуазный формализм» опубликованного либретто оперы «Иоганн Фауст» по Томасу Манну, в результате чего до июня 1953 года продолжались дебаты, в которых на стороне Эйслера были только Бертольт Брехт, Вальтер Фельзенштейн и Арнольд Цвейг. Итог дискуссии подвёл Вальтер Ульбрихт, заявив в своём выступлении: «Мы также ведем нашу борьбу [...] за сохранение нашего великого немецкого культурного наследия [...], не позволяя одной из самых важных работ нашего великого немецкого поэта Гёте быть изуродованной формализмом». В конце октября 1953 года Эйслер из Вены написал письмо в центральный комитет СЕПГ, в котором подверг себя самокритике, извинился за происшедшее и констатировал: «Я могу представить свое место в качестве художника только в той части Германии, где строятся основы социализма». Через месяц в ноябре он получил письмо из Берлинской академии искусств с уведомлением об одобрении издания многотомного собрания его сочинений. В ГДР премьера оперы состоялась в 1982 году в Берлинер ансамбль. Автор Национального гимна Германской Демократической Республики (1950). Лауреат Национальных премий (1950, 1958).

В 1964 году имя Эйслера было присвоено консерватории в Берлине, в которой он преподавал композицию со дня её основания (1950).

Творчество

Свой путь в творчестве Эйслер начал как представитель музыкального авангарда. К этому периоду относятся две фортепианные сонаты, написанные в атональной манере. В дальнейшем музыкальный язык Эйслера стал более традиционным и умеренным.

Эйслер — создатель немецкой революционной песни (боевая песня), характерными чертами которой являются маршевая ритмика, лаконизм инструментального сопровождения и антибуржуазная направленность. Его песни оказали огромное влияние на дальнейшее развитие революционной песни.

Избранные сочинения

  • Кантата «Меры приняты» (нем. Die Maßnahme; либретто Брехта; 1930)
  • Маленькая симфония (1932)
  • Симфоническая сюита (1933)
  • Кантата «Мать» (для чтеца, солистов, хора и 2 фп.; либретто Брехта по мотивам романа М.Горького; 1935)
  • Гимн ГДР (1949)
  • Штурмовая сюита (нем. Sturm-Suite, для оркестра; 1957)
  • Немецкая симфония (для солистов, хора и оркестра, 1957)
  • Серьёзные песни (нем. Ernste Gesänge, для баритона и струнного оркестра; 7 песен на тексты разных поэтов; 1962)

Избранные песни

Неоконченные сочинения

  • «Йоганнес Фауст», опера

Книги

  • «Сочинение музыки к фильмам», 1949.
  • «А. Шёнберг», 1955.

Библиография

  • Друскин М. «Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии». М., 1934
  • Hестьев И. «Ганс Эйслер и его песенное творчество». М., 1962
  • «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? Брехт, Эйслер, Дудов». — М.: Свободное Марксистское Издательство, 2011

Примечания

  1. В транскрипции с немецкого — Айслер.
  2. 2,0 2,1 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган — Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт.
  3. 3,0 3,1 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 6. Хейнце — Яшугин. 1108 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1982

Ссылки