Эзер, Адам Фридрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адам Фридрих Эзер
Жанр живопись, графика, скульптура, иллюстрация
Учёба 1728-1756
Стиль барокко

Адам Фридрих Эзер (нем. Adam Friedrich Oeser; 17 февраля 1717, Братислава — 18 марта 1799, Лейпциг) — немецкий живописец, скульптор, график и иллюстратор книг.

Жизнь и творчество

А. Ф. Эзер изучал живопись в Братиславе в 1728—1730 годах; в 1730 он приезжает в Вену, где до 1739 года он учится в мастерской Якоба ван Шуппена (за исключением периода с 1733—1735, когда он, вернувшись в Прессбург, занимался у скульптора и медальера Георга Доннера (1693—1741). В 1739 году А. Ф. Эзер уезжает в один из художественных центров стиля барокко — Дрезден, где завершает своё образование и работает как живописец до 1756 года.

В 1745 году Эзер женится на Розине Э. Хобург; в этом браке у него родились восьмеро детей, из которых до совершеннолетия дожили четверо. Супруга художника скончалась ранее его, в 1794 году. В 1754 году в дом Эзера в Дрездене переселяется учеником Иоганн Винкельман.

С 1759 года А. Ф. Эзер живёт и работает в Лейпциге. В феврале 1764 года он становится первым директором открытой в этом городе Академии графики и книжного иллюстрирования. Этот пост художник занимает до конца жизни. В том же феврале 1764 Эзеру присваивается титул придворного художника курфюрста Саксонии.

В 1765—1768 годах учеником Эзера в Академии был студент И. В. Гёте. Великий немецкий поэт был вхож в дом учителя, особо тесные отношения связывали его с дочерью художника, Фредерикой Элизабет (1748—1829), с которой он и после отъезда из Лейпцига длительное время поддерживал переписку — как и с самим А. Ф. Эзером.

В 1766 году Эзер вступает в лейпцигскую масонскую ложу «Минерва к трём пальмам», в 1776 году он становится членом лейпцигской ложи «Балдуин». С возвращением Гёте в Саксонию и Тюрингию их дружба возобновляется; особенно с получением Эзером заказов на выполнение художественных работ при герцогском дворе в Веймаре, где в то время также служит и Гёте.

В своей живописи, особенно в работах по заказу, художник следует господствовавшему в середине XVIII века стилю барокко, однако лично, как и его ученик Винкельман, предпочитал более строгие формы классицизма. Как преподаватель Эзер не придерживался какого-то систематизированного, канонического учения, но был посредником при внедрении и распространении новых идей и течений в искусстве, литературе или просвещении. Его кисти, помимо полотен, принадлежат росписи залов дворцов в Далене и в Голизе (Голизский дворец), а также церкви св. Николая и памятник первому саксонскому королю Фридриху-Августу III в Лейпциге.[1] Далеко за пределами Лейпцига были известны ныне утраченные потолочные росписи в Гевандхаусе и в Старом театре, как и театральный занавес 1766 года.

Галерея

Литература

  • Эзер, Адам-Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Christoph Johannes Oeser: Die Familie Oeser aus Crottendorf im Erzgebirge. в: Genealogisches Jahrbuch. Band 44, 107—117, Neustadt a.d. Aisch 2004, ISBN 3-7686-3079-X
  • Friedrich Schulze: Adam Friedrich Oeser. Der Vorläufer des Klassizismus. Köhler & Amelang, Leipzig 1950
  • Richard Hüttel: Das Evangelium des Schönen. Zeichnungen von Adam Friedrich Oeser (1717—1799). Museum der bildenden Künste Leipzig. Hirmer Verlag, München 2008. ISBN 978-3-7774-4145-0

Примечания

  1. Karl Robert Mandelkow, Bodo Morawe: Goethes Briefe. Hamburger Ausgabe in vier Bänden. Bd. 1: Briefe der Jahre 1764—1786. Christian Wegner Verlag, Hamburg 1962, S. 554

Ссылки