Эгалитаризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Эгалитари́зм (фр. égalitarisme от égalité «равенство») — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание какого-то общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, и, как идеал — равенство прав и возможностей[1]. Противоположность элитаризма.

В социологии семьи эгалитаризм признаёт за супругами равные права в самореализации. Принципы эгалитаризма лежат в основе программ различных политических партий.

История

Платон проповедовал политическое равенство мужчин и женщин, Аристотель — политическое равенство свободных граждан. Христианский эгалитаризм — равенство перед Богом всех людей (с разным пониманием слова «эгалитаризм»). Современное понимание термин приобрёл в XVII—XVIII веках во время революционных выступлений буржуазии, соединяясь с требованием свободы (фр. liberté) и братства (фр. fraternité): «Свобода, Равенство, Братство». Теоретико-философски был обоснован в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Бабёфа и других мыслителей. Из этих учений возникли идеи демократии и гражданского общества.

Кроме того, эгалитаризм отождествлялся с однообразием, подчинением личности общности, «уравниловкой» — в произведениях Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Эгалитаризм и другие идеологии

Радикальные левые политические философии, например марксизм, допускают максимальное политическое и экономическое равенство людей. Карл Маркс утверждает, что, если перевести теорию катастрофного наступления социализма на язык социологии, изменение высоты и профиля экономической стратификации может быть практически безграничным. В то же самое время Маркс считал данную тенденцию лишь временной, которая после социального переворота должна вытесняться противоположной, направленной на уничтожение самой экономической стратификации. Это означает, что Маркс допускал возможность и необходимость «неограниченного изменения экономической формы социальной организации от чрезвычайно рельефного профиля до абсолютно „плоской“ формы общества экономического эгалитаризма»[2].

В современных условиях — социал-демократы являются умеренными эгалитаристами, ищущими компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, и выступают за сглаживание имущественных и доходных различий; основным инструментом они считают государственное регулирование (налоговая политика, дотации, социальные программы, которые можно объединить понятием государства благосостояния).

Неоконсерваторы — отрицательно относятся к идее, — считая её:

  • противоречащей:
  • подрывающей эффективное функционирование:
    • Общества;
    • Его экономической системы;
  • порождающей иждивенческие настроения.

Примерами эгалитарных движений являются:

См. также

Примечания

  1. Arneson, Richard "Egalitarianism" // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2013 Edition), Edward N. Zalta (ed.)
  2. Конечная цель и движение социал-демократии (недоступная ссылка). Коновалов В. Н. Экономика и политика / Отв. ред. В. П. Макаренко. Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1995. — 203 с. ISBN 5-7507-1042-4. Дата обращения: 21 января 2019. Архивировано 22 января 2019 года.
  3. Кайтуков В. М. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. М.: Норд, Б/г. 415 с. — Глава 2

Литература

Ссылки