Эволюционизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Эволюциони́зм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Среди теорий, объясняющих механизмы эволюции, общепринятой является синтетическая теория эволюции (СТЭ), являющаяся развитием теории Дарвина[1]. СТЭ позволяет объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор).

История эволюционизма

Идея изменения организмов с течением времени впервые встречается у греческих философов-досократиков. Представитель милетской школы Анаксимандр считал, что все животные произошли из воды, после чего вышли на сушу. Человек, по его представлениям, зародился в теле рыбы[2]. У Эмпедокла можно найти идеи гомологии и выживания наиболее приспособленных[3]. Демокрит считал, что наземные животные произошли от земноводных, а те, в свою очередь, самозародились в илу[4]. В отличие от этих материалистических взглядов, Аристотель считал все природные вещи несовершенными проявлениями различных постоянных естественных возможностей, известных как «формы», «идеи» или (в латинской транскрипции) «виды» (лат. species)[5][6]. Однако Аристотель не постулировал того, что реальные типы животных являются точными копиями метафизических форм, и приводил примеры, как могут образовываться новые формы живых существ[7].

В XVII веке появился новый метод, который отклонял аристотелевский подход и искал объяснения естественных явлений в законах природы, единых для всех видимых вещей и не нуждающихся в неизменяемых естественных типах или божественном космическом порядке. Но этот новый подход с трудом проникал в биологические науки, которые стали последним оплотом понятия неизменного естественного типа. Джон Рэй использовал для животных и растений более общий термин для определения неизменных природных типов — «вид» (лат. species), но, в отличие от Аристотеля, он строго определил каждый тип живого существа как вид и считал, что каждый вид может быть определён по чертам, которые воспроизводятся от поколения к поколению. По Рэю, эти виды созданы Богом, но могут быть изменчивы в зависимости от местных условий[8][9]. Биологическая классификация Линнея также рассматривала виды неизменными и созданными по божественному плану[10][11].

Однако в то время были и натуралисты, которые размышляли об эволюционном изменении организмов, происходящем в течение длительного времени. Мопертюи писал в 1751 году об естественных модификациях, происходящих во время воспроизводства, накапливающихся в течение многих поколений и приводящих к формированию новых видов. Бюффон предположил, что виды могут дегенерировать и превращаться в другие организмы[12]. Эразм Дарвин считал, что все теплокровные организмы, возможно, происходят от одного микроорганизма (или «филамента»)[13]. Первая полноценная эволюционная концепция была предложена Жаном Батистом Ламарком в 1809 году в труде «Философия зоологии». Ламарк считал, что простые организмы (инфузории и черви) постоянно самозарождаются. Затем эти формы изменяются и усложняют своё строение, приспосабливаясь к окружающей среде. Эти приспособления происходят за счёт прямого влияния окружающей среды путём упражнения или неупражнения органов и последующей передачи этих приобретённых признаков потомкам[14][15] (позже эта теория получила название ламаркизм). Эти идеи были отвергнуты натуралистами, поскольку не имели экспериментальных доказательств. Кроме того, всё ещё были сильны позиции учёных, считавших, что виды неизменны, а их сходство свидетельствует о божественном замысле. Одним из самых известных среди них был Жорж Кювье[16].

Концом доминирования в биологии представлений о неизменности видов стала теория эволюции посредством естественного отбора, сформулированная Чарльзом Дарвином. Частично под воздействием «Опыта закона о народонаселении» Томаса Мальтуса, Дарвин заметил, что прирост населения ведёт к «борьбе за существование», в ходе которой начинают преобладать организмы с благоприятными признаками, поскольку те, у кого их нет, погибают. Этот процесс начинается, если каждое поколение производит больше потомства, чем может выжить, что приводит к борьбе за ограниченные ресурсы. Это могло объяснить происхождение живых существ от общего предка за счёт законов природы[17][18]. Дарвин развивал свою теорию начиная с 1838 года, пока Альфред Уоллес в 1858 году не прислал ему свою работу с такими же идеями. Статья Уоллеса была опубликована в том же году в одном томе трудов Линнеевского общества вместе с краткой выдержкой из работ Дарвина[19]. Публикация в конце 1859 года книги Дарвина «Происхождение видов», в которой детально объясняется концепция естественного отбора, привела к более широкому распространению дарвиновской концепции эволюции.

Точные механизмы наследственности и появления новых черт оставались неизвестными. С целью объяснения этих механизмов Дарвин развивал «временную теорию пангенезиса»[20]. В 1865 году Грегор Мендель открыл законы наследственности, однако его работы оставались практически неизвестными до 1900 года[21]. Август Вейсманн отметил важное различие между зародышевыми (половыми) и соматическими клетками, а также то, что наследственность обусловлена только зародышевой линией клеток. Хуго де Фриз соединил дарвиновскую теорию пангенезиса с вейсманновскими представлениями о половых и соматических клетках и предположил, что пангены расположены в ядре клетки и могут перемещаться в цитоплазму и изменять структуру клетки. Де Фриз был также одним из учёных, которые сделали работу Менделя известной. Он полагал, что менделевские наследственные черты соответствуют передаче наследственных изменений по зародышевому пути. Чтобы объяснить возникновение новых черт, де Фриз развивал теорию мутаций, которая стала одной из причин временного разногласия между зарождающейся генетикой и дарвинизмом[22]. Работы пионеров популяционной генетики — таких, как Дж. Б. С. Холдейн, Сьюэл Райт, Рональд Фишер, ставят исследования эволюции на статистическую основу и, таким образом, устраняют это ложное противопоставление генетики и эволюции путём естественного отбора[23].

В 1920-х — 1930-х годах современный эволюционный синтез соединил естественный отбор, теорию мутаций и менделевское наследование в единую теорию, применимую к любому разделу биологии. Открытая в 1953 году Уотсоном и Криком структура ДНК продемонстрировала материальную основу наследственности. Молекулярная биология улучшила наше понимание взаимосвязи генотипа и фенотипа. Достижения произошли и в филогенетической систематике. Благодаря публикации и использованию филогенетических деревьев появилась возможность изучать и сравнивать изменения признаков в разных филогенетических группах. В 1973 году эволюционный биолог Феодосий Добжанский писал: «Ничто в биологии не имеет смысл кроме как в свете эволюции», потому что эволюция объединила то, что сначала казалось бессвязными фактами, в непротиворечивую систему знаний, объясняющую и предсказывающую различные факты о жизни на Земле[24].

С тех пор современный синтез был расширен для объяснения биологических явлений на всех уровнях организации живого[1][25] и этапах индивидуального развития. Последнее стало предпосылкой появления концепции Evo-Devo.

Критика эволюционизма

Критика эволюционизма появилась сразу после того, как в начале девятнадцатого века появились эволюционные идеи[26]. Эти идеи заключались в том, что развитие общества и природы управляется естественными законами, которые стали известны образованной публике по книге Джорджа Комбе  (англ.) «The Constitution of Man» (1828) и анонимной «Vestiges of the Natural History of Creation» (1844). После того, как Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение видов», большая часть научного сообщества согласилась с тем, что эволюция — это факт, поскольку теория Дарвина основана на опытных данных. В 30-х и 40-x годах XX века учёные разработали синтетическую теорию эволюции (СТЭ), которая объединила идею дарвиновского естественного отбора с законами наследственности и данными популяционной генетики. С этого времени существование эволюционных процессов и способность современных эволюционных теорий объяснить, почему и как протекают эти процессы, поддерживается подавляющим большинством биологов[27]. После появления СТЭ почти вся критика эволюционизма осуществляется религиозными деятелями (главным образом протестантами), а не учёными[28].

Эволюционизм и религия

В части общества практически с момента зарождения эволюционной биологии существует определённая оппозиция этому учению с религиозной стороны (см. креационизм), доходившая в некоторые времена и в некоторых странах до уголовных санкций за преподавание эволюционного учения (ставших причиной, например, скандально известного «обезьяньего процесса» в США в 1925 г.).

Следует отметить, что обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны в известной мере на непонимании природы научного знания: в науке никакая теория, в том числе и теория биологической эволюции, не может как подтвердить, так и отрицать существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог (хотя бы потому, что Бог при творении живой природы мог использовать эволюцию, как утверждает богословская доктрина «теистический эволюционизм»).

Ошибочны также попытки противопоставить эволюционную биологию религиозной антропологии. С точки зрения методологии науки, популярный тезис «человек произошёл от обезьяны» является лишь чрезмерным упрощением (см. редукционизм) одного из выводов эволюционной биологии (о месте человека как биологического вида на филогенетическом древе живой природы) хотя бы потому, что понятие «человек» многозначно: человек как предмет физической антропологии отнюдь не тождествен человеку как предмету философской антропологии, и сводить философскую антропологию к физической некорректно.

Некоторые верующие разных религий не находят эволюционное учение противоречащим их вере.[29] Теория биологической эволюции (наряду со многими другими науками — от астрофизики до геологии и радиохимии) противоречит только буквальному прочтению сакральных текстов, повествующих о сотворении мира, и для некоторых верующих это является причиной отвержения практически всех выводов естественных наук, изучающих прошлое материального мира (буквалистский креационизм).

Среди верующих, исповедующих доктрину буквалистского креационизма, имеется некоторое количество людей, которые пытаются найти научные доказательства своей доктрине (так называемый «научный креационизм»). Научное сообщество признает подобные доказательства не соответствующими действительности, а сами направления — псевдонаучными[30].

Признание эволюции католической церковью

Католическая церковь признала в энциклике папы Пия XII лат. Humani Generis, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека (но не его души), призвав, однако, к осторожности в суждениях и назвав теорию эволюции гипотезой. В 1996 году папа Иоанн Павел II в послании к Папской академии наук подтвердил признание теистического эволюционизма как допустимой для католицизма позиции, заявив, что теория эволюции — это более, чем гипотеза[31]. Поэтому среди католиков буквальный, младоземельный, креационизм редок (в качестве одного из немногочисленных примеров можно привести Дж. Кина[32]). Склоняясь к теистическому эволюционизму и к теории «разумного замысла», католицизм в лице своих высших иерархов, в том числе и избранного в 2005 году папы Бенедикта XVI, тем не менее, безусловно отвергает эволюционизм материалистический[33][34][35][36].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Kutschera U., Niklas K. J.  The modern theory of biological evolution: an expanded synthesis // Naturwissenschaften. — 2004. — Vol. 91, no. 6. — P. 255—276.
  2. Воронцов, 1999, с. 118—119.
  3. Воронцов, 1999, с. 124—125.
  4. Воронцов, 1999, с. 127.
  5. Torrey H. B., Felin F.  Was Aristotle an evolutionist? // The Quarterly Review of Biology. — 1937. — Vol. 12, no. 1. — P. 1—18.
  6. Hull D. L.  The metaphysics of evolution // The British Journal for the History of Science. — 1967. — Vol. 3, no. 4. — P. 309—337.
  7. Stephen F. Mason. . A history of the sciences. — Collier Books, 1968. — 638 p. — P. 44—45.
  8. Воронцов, 1999, с. 171—172.
  9. Ernst Mayr. . The growth of biological thought: diversity, evolution, and inheritance. — Harvard University Press, 1982. — ISBN 0674364465. — P. 256—257.
  10. Carl Linnaeus (1707—1778) (недоступная ссылка). // University of California Museum of Paleontology. Дата обращения: 29 февраля 2012. Архивировано 30 апреля 2011 года.
  11. Воронцов, 1999, с. 181—183.
  12. Bowler, 1989, p. 71—72.
  13. Erasmus Darwin (1731—1802) (недоступная ссылка). // University of California Museum of Paleontology. Дата обращения: 29 февраля 2012. Архивировано 19 января 2012 года.
  14. Воронцов, 1999, с. 201—209.
  15. Gould, 2002, p. 170—189.
  16. Воронцов, 1999, с. 210—217.
  17. Bowler, 1989, p. 145—146.
  18. Mayr, 2001, p. 165.
  19. Воронцов, 1999, с. 278—279.
  20. Воронцов, 1999, с. 282—283.
  21. Воронцов, 1999, с. 283.
  22. Stamhuis I. H., Meijer O. G., Zevenhuizen E. J.  Hugo de Vries on heredity, 1889—1903. Statistics, Mendelian laws, pangenes, mutations // Isis. — 1999. — Vol. 90, no. 2. — P. 238—267.
  23. Воронцов, 1999, с. 405—407.
  24. Dobzhansky T.  Nothing in biology makes sense except in the light of evolution // The American Biology Teacher. — 1973. — Vol. 35, no. 3. — P. 125—129.
  25. Avise J. C., Ayala F. J.  In the Light of Evolution IV. The Human Condition (introduction) // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. — 2010. — Vol. 107. — P. 8897—8901.
  26. Johnston, Ian C.  …And Still We Evolve. Section Three: The Origins of Evolutionary Theory. // Liberal Studies Department, Malaspina University College (1999). Дата обращения: 30 апреля 2010. Архивировано 27 сентября 2006 года.
  27. IAP Statement on the Teaching of Evolution Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine, Interacademy Panel.
  28. В подробной работе о креационизме «Креационисты  (англ.)» историк Рональд Намберс проследил религиозную мотивацию и попытки научного анализа известных креационистов, начиная с Джорджа Фредерика Райта  (англ.), Джорджа Маккриди Прайса  (англ.), Гарри Римера  (англ.), Джона Уиткомба  (англ.), Генри М. Морриса  (англ.) и его Института креационных исследований и заканчивая Филипом Э. Джонсоном  (англ.) и движением в поддержку идеи Разумного замысла.
  29. Александр Борисов: «Теория Дарвина в принципе верна»//Радио «Теос», 1.03.2007  (недоступная ссылка) Проверено 27 мая 2015.
  30. TalkOrigins Archive: Exploring the Creation/Evolution Controversy.
  31. Pope John Paul II. Magisterium Is Concerned with Question of Evolution For It Involves Conception of Man. Message to Pontifical Academy of Sciences October 22, 1996 http://www.cin.org/jp2evolu.html
  32. Gerard J. Keane. Creation Rediscovered: Evolution and The Importance of The Origins Debate http://www.cathyduffyreviews.com/science/creation-rediscovered.htm
  33. Communion and Stewardship: Human Persons Created in the Image of God. The July 2004 Vatican Statement on Creation and Evolution http://www.bringyou.to/apologetics/p80.htm Архивная копия от 26 мая 2013 на Wayback Machine
  34. Pope Benedict XVI Rejects Neo-Darwinism http://wittingshire.blogspot.com/2005/04/pope-benedict-xvi-rejects-neo.html
  35. Учёные просят Бенедикта XVI уточнить позицию Церкви по теории эволюции http://www.newsru.com/religy/15jul2005/evolution_church.html
  36. Cardinal Schonborn on Creation and Evolution from the German «Creation and Evolution: To the Debate as It Stands» http://www.bringyou.to/apologetics/p91.htm Архивная копия от 14 мая 2011 на Wayback Machine

Литература

Ссылки