Эак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эак
др.-греч. Αἰακός
Aeacus telemon.jpg
Мифология древнегреческая
Пол мужской
Отец Зевс
Мать Эгина
Супруга Эндеида, Псамафа
Дети Пелей, Фок, Теламон и лат. Alcimache

Эак (также Аяк или Ойак, др.-греч. Αἰακός, лат. Aeacus) — персонаж древнегреческой мифологии, сын Зевса и царь острова Эгина, отличавшийся справедливостью и благочестием. Предок Эакидов, к которым относятся Ахилл и Аякс Теламонид. После смерти, по одной из версий мифа, стал судьёй в загробном царстве.

В мифологии

Эак был сыном Зевса от Эгины — дочери речного бога Асопа Флиасийского, эпонима острова в Сароническом заливе (только один античный автор, Мавр Сервий Гонорат, называет Эака сыном другой женщины — Европы). На этом острове Эак и появился на свет. Согласно более старой версии мифа, зафиксированной у Гесиода, он оказался там единственным человеком; Зевс по его просьбе превратил местных муравьёв в людей, и так появился новый народ — мирмидоняне, которыми Эак начал править[1]. Авторы, жившие в более позднюю эпоху, пишут, что ревнивая Гера наслала на Эгину мор, из-за которого умерли все местные жители. Тогда Зевс и превратил в людей муравьёв, которые ползали у дуба[2][3] или на фиговом дереве[4]. По версии Павсания, Зевс вырастил для Эака людей из земли[5][6].

Царь мирмидонян считался самым благочестивым из людей[7]; в частности, по данным Мавра Сервия Гонората, именно он основал самый первый храм Зевса (в Аркадии). Когда в Элладе начался сильный неурожай из-за убийства Андрогея Эгеем[8] или Стимфала Пелопом[1], Эак сотворил молитву Зевсу Всеэллинскому, и это бедствие прекратилось. Согласно Пиндару, Эак принял участие в строительстве стен Трои вместе с Посейдоном и Аполлоном. Когда работа была закончена, на стены вползли три змея, и два из них упали на землю мёртвыми, а третий, который заполз на участок Эака, смог перелезть в город. Это было истолковано как предсказание, что потомок Эака возьмёт Трою штурмом[9][10].

Нонн Панополитанский упоминает Эака как участника индийского похода Диониса[11] и как судью в погребальных играх в честь немейского царевича Офельта: он судил гонки на колесницах[12], сам участвовал в состязаниях по метанию копий[13] и борьбе[14]. Стефан Византийский называет Эака основателем города Дия в Фессалии, а Сервий — царём всей этой страны. Наконец, согласно Плинию Старшему, Эак стал первооткрывателем серебра[15] (видимо, это сообщение — попытка древних объяснить первенство Эгины в чеканке монеты)[16].

Когда Эак умер, боги назначили его одним из судей в царстве мёртвых наряду с Миносом и Радаманфом[17][18].

Женой Эака была Эндеида, дочь Скирона и Харикло, которая родила Теламона (отца Большого Аякса) и Пелея (отца Ахилла). В источниках упоминается и возлюбленная Эака — нереида Псамафа, мать Фока[17], эпонима Фокиды. Теламон и Пелей по наущению матери убили единокровного брата, и за это Эак изгнал их обоих[19].

Память

В историческую эпоху на Эгине существовал Эакион — священный участок земли за мраморными стенами, на котором стоял надгробный памятник Эаку[20]. Жители острова устраивали игры в память о своём легендарном царе; в Афинах существовал культ Эака[16]. К этому герою возводили свою родословную Филаиды[21] и цари Эпира Пирриды, а через последних — Александр Македонский[22]. Как судья в царстве мёртвых Эак стал персонажем комедии Аристофана «Лягушки», нескольких диалогов Лукиана. Его охотно изображали в этом образе античные художники[23].

Исследователи полагают, что, причисляя царя Саламина Теламона к сыновьям Эака, античные авторы пытались обосновать права жителей Эгины на Саламин[17].

Примечания

Источники и литература

Источники

  1. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
  2. Геродот. История. — М.: Ладомир, 2001. — 752 с. — ISBN 5-86218-353-1.
  3. Гигин. Мифы / Перевод, комментарий Д. Торшилова под общей редакцией А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0.
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Перевод, статья, комментарии и указатель О. Цыбенко. — СПб.: Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4.
  5. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. — СПб.: Алетейя, 1997. — 554 с. — ISBN 5-89329-033-X.
  6. Публий Овидий Назон. Сочинения. Дата обращения: 1 сентября 2019.
  7. Павсаний. Описание Эллады. — М.: Ладомир, 2002. — ISBN 5-86218-298-5.
  8. Первый Ватиканский мифограф / Перевод, вступительная статья и комментарии В. Ярхо. — Алетейя, 2000. — 304 с. — ISBN 5-89329-210-3.
  9. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М.: Наука, 1980. — 504 с.
  10. Плиний Старший. Естественная история. Дата обращения: 15 сентября 2019.
  11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. — Т. 2. — 672 с. — ISBN 5-306-00240-4.

Литература

  1. Ярхо В. Эак // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2. — С. 654.
  2. Hattendorff C. Alexander // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Stuttgart/Weimar, 2013. — С. 17—58.
  3. Toepffer J. Aiakos 1 : [нем.] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 923—926.
  4. Wörner E. Aiakos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1886. — Bd. I, 1.