Щ-408

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Щ-408
Shadowgraph Schuka class X-bis series submarine.svg
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Кронштадт
Спуск на воду 4 июня 1940 года
Выведен из состава флота 24 мая 1943
Современный статус уничтожена глубинной бомбой, затонула
Основные характеристики
Тип корабля средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 37 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 583 т
Водоизмещение подводное 711 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая

  • Тип дизеля - 8У28/38.
  • Мощность дизелей - 2 × 800 л.с.
  • Тип главных гребных электродвигателей - ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей - 2 × 400 л.с.
  • Число гребных валов - 2
  • Тип аккумуляторной батареи - КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе - 2 × 56.
Вооружение
Артиллерия 2 × 45-мм орудия 21-К
Минно-торпедное
вооружение
10 × 533-мм торпед

«Щ-408»советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, принадлежит к серии X-бис проекта Щ — «Щука».

История корабля

Лодка была заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 «им. А. Марти» в Ленинграде, спущена на воду 4 июня 1940 года, 10 сентября 1941 года вступила в строй и вошла в состав КБФ.

Служба

Внешние изображения
Подводная лодка «Щ-408» в Кронштадте. 1943 год

В мае 1943 года «Щ-408» вышла из Кронштадта в боевой поход. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море. Аккумуляторная батарея разрядилась, запасы воздуха иссякли, люди начали задыхаться, терять сознание. Из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку, которая и была обнаружена финской авиацией и катерами. Командиром корабля был уроженец города Грозный капитан-лейтенант П. С. Кузьмин, который принял решение донести о создавшемся положении на командный пункт флота. С этой целью были продуты цистерны главного балласта и лодка всплыла.

Поднявшись на мостик, командир визуально обнаружил группу катеров, которые начали обстреливать всплывшую подлодку. Как оказалось, одновременно с «Щ-408», тем же маршрутом, но только в сторону Ленинграда шла подводная лодка «Щ-303», которая считалась пропавшей без вести. Именно она привела за собой целый «хвост» из вражеских кораблей.[1] На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. Подводная лодка вступила в неравный бой. Метким огнём были поражены два катера. На берег ушла радиограмма с просьбой прислать самолёты. С флотских аэродромов на помощь подводникам последовательно вылетели три авиационные группы 71 полка, четыре советских самолёта были сбиты. Лётчики не смогли найти и оказать помощь «Щ-408». Корабль ушёл под воду, не спустив флага[2]. Двое суток оставшийся экипаж боролся за жизнь корабля на дне залива. Была предпринята попытка всплыть, но она не увенчалась успехом. После очередной бомбардировки глубинными бомбами, финские военнослужащие зафиксировали большое количество пузырей воздуха. «Щ-408» погибла.

Память

В январе 1964 года в честь командира лодки Павла Кузьмина была названа улица в Ленинграде.

В мае 2016 года российские дайверы-поисковики проекта «Поклон Кораблям Великой Победы — 2016», совместно с финской поисковой командой Subzone, нашли и идентифицировали Щ-408. Лодка находится в эстонских территориальных водах[3]. Согласно отчету дайверов, 45-мм пушки лодки повёрнуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении, на палубе лежат ящики со снарядами. Все люки лодки задраены, на рубке чётко видны пробоины от снарядов. Таким образом все сведения о последнем бое Щ-408 подтверждаются[4].

Останки подводной лодки внесены в Государственный регистр памятников культуры Эстонии и охраняются эстонским государством как памятник подводной археологии[5]. В храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски освящена мемориальная доска в память о погибших подводниках.

Примечания

  1. Разведывательно-водолазная команда. Щ-408. Мое место Вайндло. YouTube (14 нояб. 2018 г.).
  2. Наталья Прокопчук. SOS! // «Старая Русса» : газета. — 2015. — 3 июля. Архивировано 4 июня 2016 года.
  3. Замминистра энергетики: искать затонувшие подводные лодки — моя обязанность
  4. Российские дайверы нашли в Финском заливе подлодку Щ-408 времен войны. Regnum (4 мая 2016). Дата обращения: 4 мая 2016.
  5. 30945 Allveelaeva Štš-408 vrakk. Kultuurimälestiste riiklik register.

Ссылки