Щит и меч (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Щит и меч
Постер фильма
Жанр военно-историческая драма,
киноэпопея
Режиссёр Владимир Басов
Автор
сценария
Владимир Басов,
Вадим Кожевников
В главных
ролях
Станислав Любшин,
Алла Демидова,
Валентина Титова,
Олег Янковский,
Георгий Мартынюк,
Владимир Басов
Оператор Тимофей Лебешев
Композитор Вениамин Баснер
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»,
«Творческое объединение писателей и киноработников»,
при участии
студии «Дефа» (ГДР)
и творческого объединения «Старт» (ПНР)
Длительность 317 минут (4 серии)[1]
Страна  СССР
Язык русский
Год 1967
Ссылки
Кинопоиск ID 43732
IMDb ID 0166790
Культура.РФ
 Кино 

«Щит и меч» — советский четырёхсерийный военно-исторический драматический художественный кинофильм (киноэпопея) о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, снятый в 1967 году режиссёром Владимиром Басовым по одноимённому роману Вадима Кожевникова[1].

Выход киноэпопеи «Щит и меч», включающей в себя четыре фильма, был приурочен к 50-летию Службы внешней разведки КГБ СССР[2]. Первые два фильма вышли в прокат 19 августа 1968 года, а последующие два — 3 сентября 1968 года.

Сюжет

Советский разведчик Александр Белов (Станислав Любшин), выехавший в 1940 году в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса вместе со своим другом Генрихом Шварцкопфом (Олег Янковский), к 1944 году достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу СД, где дослужился до чина гауптштурмфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности и возможность упреждать начало крупных военных операций Третьего рейха

Названия эпизодов

Киноэпопея «Щит и меч» включает в себя четыре фильма (в скобках указаны даты выхода фильмов в прокат):

  • Фильм первый. «Без права быть собой» (19 августа 1968).
  • Фильм второй. «Приказано — выжить…» (19 августа 1968).
  • Фильм третий. «Обжалованию не подлежит» (3 сентября 1968).
  • Фильм четвёртый. «Последний рубеж» (3 сентября 1968).

В ролях

Создание фильма

Плакат фильма второго «Приказано — выжить…» киноэпопеи «Щит и меч» (СССР, 1967 год).

Фильм-киноэпопея режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» был одним из первых, показавших реальную работу советских разведчиков без пафоса и пренебрежения к врагу. Он очень понравился зрителям и продолжает оставаться одной из самых популярных картин советского кино. Первый из четырёх фильмов киноэпопеи — «Без права быть собой», вышедший на экраны кинотеатров в 1968 году, посмотрели 68,3 миллиона человек, что сделало картину лидером советского кинопроката и сохраняет за ней восьмое место в рейтинге самых кассовых фильмов Советского Союза[2].

«Успех этой картины был колоссальнейший. Любшин вышел на одно из первых мест как лучший актёр года по зрительскому опросу. Отрицательной критики не было», — рассказывает кинокритик Александр Шпагин[2].

На выбор исполнителя главной роли в фильме (Станислав Любшин) повлияло мнение сотрудников разведки, выступавших консультантами: настоящий секретный агент должен быть обычным на вид, а не суперменом[2].

Съёмочная группа

Съёмки фильма

Вид на перрон Южного вокзала в Калининграде, где снимали эпизод встречи Генри Шварцкопфа.
Вид на здание с аркой по улице Железнодорожной в Калининграде.

Музыкальное сопровождение

Режиссёр Владимир Басов имел репутацию одного из самых «быстрых» режиссёров, который никогда не свернёт в сторону и всегда точно исполнит задачу. Ему удалось наполнить фильм «Щит и меч» неповторимыми деталями и очень точно подобрать к нему музыкальный фон:

Факты

  • Прототипом Иоганна Вайса стал советский разведчик Александр Святогоров (1913—2008)[4]. О разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов.
  • По другой версии, Вадим Кожевников списывал образ Александра Белова с другого разведчика — Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «А. Белов»[5]:

Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля. […] Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов). […] Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. […] Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать своё имя с таким героем[6].

  • Дебютная роль офицера СС Генриха Шварцкопфа стала началом всесоюзной славы Олега Янковского. Из воспоминаний Басова о Янковском[7]:

Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошёл на Генриха. Так ведь, наверное, не актёр… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришёл артист…

Поначалу театральная закваска давала себя знать. Подходит ко мне: — Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача?

— Олег, — говорю, — ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею.

Примечания

  1. 1,0 1,1 ВИДЕО. Художественный кинофильм «Щит и меч» (СССР, 1967 год). Информация о фильме, краткое описание сюжета, смотреть фильм. Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine Официальный сайт киноконцерна «Мосфильм» // mosfilm.ru. Дата обращения: 8 ноября 2021.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Екатерина Соловьёва. Нет «Джеймсам Бондам». Как фильм «Щит и меч» изменил образ советского разведчика. https://mir24.tv/. Информационно-аналитический интернет-портал «Мир 24» // mir24.tv (19 июня 2020). Дата обращения: 4 марта 2021. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  3. Канал «Снято в Калининграде». Фильм «Щит и меч». Киногид по Калининграду. https://zen.yandex.ru/. «Яндекс.Дзен» (10 октября 2021). — Предложение экскурсии по местам съёмки одного из лучших отечественных фильмов о работе советской разведки. Дата обращения: 13 октября 2021. Архивировано 17 октября 2021 года.
  4. Умер прототип разведчика из фильма «Щит и меч». В Киеве на 95-м году жизни умер знаменитый советский разведчик Александр Святогоров. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда» в Москве // msk.kp.ru (24 июня 2008). — Этот легендарный человек был одним из прототипов героя кинофильма «Щит и меч» − разведчика Иоганна Вайса, которого сыграл Станислав Любшин. Дата обращения: 4 марта 2021. Архивировано 11 апреля 2017 года.
  5. По словам генерал-лейтенанта внешней разведки В. Г. Павлова: «Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Р. И. Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. […] Р. И. Абель решительно высказал твердое нежелание связывать своё имя с таким героем» (В. Г. Павлов. «Операция „Снег“». — М.: «Гея». 1996, с. 188.).
  6. Павлов В. Г. «Операция „Снег“». — М.: Гея, 1996. — С. 188. — 272 с. — («Рассекреченные жизни). — 20 000 экз. — ISBN 5-85589-027-9.
  7. Юлия Андреева. Ровно 50 лет назад вышли на экран первые серии художественного фильма «Щит и меч». Сайт Издательского дома «Беларусь сегодня» // sb.by (19 августа 2018). Дата обращения: 4 марта 2021. Архивировано 7 сентября 2020 года.
  8. Из интервью Леонида Сметанникова Саратовскому телевидению.
  9. Раззаков Ф. И. «Наше любимое кино: Тайное становится явным». — М.: «Алгоритм», 2004. — ISBN 5-9265-0142-3. — С. 394—395.
  10. Станислав Любшин: «Мой герой вдохновил Путина стать разведчиком». Архивная копия от 7 апреля 2013 на Wayback Machine // vesti.ru (6 апреля 2013 года)

Литература

  • Губернаторов Н. «Фильм надежд, радостей и огорчений» // «Искусство кино». — 1968. — № 12. — С. 10—16.

Ссылки