Ш-20

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ш-20
Файл:Ил-10 (турель с Ш-20).jpeg
Носители
Ил-1, Ил-10, и др.
Размеры, мм
Длина 1612
Ширина 151
Характеристики
Калибр, мм 20×99 мм R
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 60—240
Скорострельность
Темп стрельбы, выст./мин 600-700
Начальная скорость, м/с 750-815
Длина непрерывной очереди, выст. ?

Ш-20, иногда отмечаемая как ША-20[1][2] — опытная малокалиберная авиационная пушка, разработанная во время Великой Отечественной Войны коллективом ОКБ-15 под руководством Шпитального. Неоднократно предлагалась к принятию на вооружение, и была рекомендована к серийному производству, но по ряду причин так и осталась опытной.

История разработки

Ш-20 была разработана в 1942—1943 году в ОКБ-15 для замены пушки ШВАК-20[1]. Несмотря на меньший темп стрельбы — 659 выстрелов в минуту против 700—1000, пушка была довольно лёгкой, и превосходила в весе аналогичные проекты, проектировавшиеся параллельно — Б-20 конструкции Березина и В-20 конструкции Владимирова (несмотря на послевоенные свидетельства Нудельмана[3], Ш-20 рекомендовалась к вооружению[1]). Ш-20 использовалась в проектах на базе штурмовика Ил-2 — тяжелом истребителе Ил-1, штурмовиках Ил-6 и Ил-10[1]. Пушка успешно прошла турельные, моторные и наземные испытания, а также предлагалась для крыльевых установок[1]. Шпитального обязали устранить недостатки пушки и повысить темп стрельбы, при этом условии пушка принималась на вооружение[1].

Тем не менее, доводка и постановка в серию пушки столкнулись с определенными трудностями. Как результат, при развертывании серийного производства Ил-10 Ш-20 в установке ВУ-7 была заменена на пулемет УБТ в установке ВУ-8[1]. Вдобавок, за это время Б-20 была доведена, и принята на вооружение. После этого все работы по Ш-20 были прекращены[3]. На её базе (заменой ствола) впоследствии была создана Ш-23, до начала 1950х предлагаемая к установке на различные образцы авиатехники, в том числе Ту-4 и опытный бомбардировщик «150»[4][1].

Достоинства и недостатки

К достоинствам пушки относили[1]: усилие перезарядки в два раза меньше, чем Б-20; усилие тяги ленты почти в 2 раза больше (50 патронов вместо 30 патронов); двустороннее патронное питание; возможность отвода гильз в три стороны; высокий ресурс ствола (6000 выстрелов); штатный патрон без обжима гильзы.

К недостаткам относили[1]: расположение цапф на 33 мм ниже оси ствола, что увеличило рассеивание; сила вертикальной силы отдачи порядка 600 кг.

Конструкция

Общая длина системы — 1612 мм[1]. Ствол — неподвижный, питание ленточное, двустороннее. Шептало — переднее[3]. Использовала снаряд калибра 20×99 мм.

Варианты

  • Ш-20 — базовый вариант, мелкокалиберная авиационная пушка под патрон ШВАК.
    • Ш-20М — облегченный вариант.[1]
  • Ш-23 — пушка калибра 23 мм.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Родионов И. И. Хронология авиации и авиационной промышленности России и Советского Союза с 1916 по 1946 год 1944 год
  2. Авиация и время 2009 06 // Линия судьбы
  3. 3,0 3,1 3,2 Нудельман А.Э., 1993, с. 123.
  4. Султанов И., 1995, с. 5.

Литература

  • Нудельман А.Э. Пушки для самолётов. — М.: НТЦ "Информтехника", 1993. — 208 с. — ISBN 978-5-699-76444-0.
  • Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
  • Султанов И. Немецкие ОКБ в СССР // Самолёты мира. — 1995. — № 1.