Шумерский календарь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Лунно-солнечный



Список календарей:
Армелина · Армянские: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийские: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайские: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Шумерский календарь — календарь шумеров.

Шумерские календари были лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В шумерское время сезоны не были выделены. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц, бывший либо VI—II, либо XII—II. Год начинался весной, после первого новолуния, последовавшего за разливом рек. Весна отмечалась двумя событиями — жатвой ячменя и так называемым «половодьем карпов».

Известны календари из шумерских городов Ниппур, Ур, Лагаш, Умма, Урук (частично), Адаб. Сведения о них дошли из хозяйственных и административных документов, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Здесь упоминаются названия месяцев, дни месяцев и списки жертвоприношений к различным праздникам. Иногда встречаются названия ритуалов.

Единственный календарь, месяцы и обряды которого отражены в комментариях, происходит из города Ниппура. Первое упоминание этого календаря восходит к эпохе уммийского правителя Лугальзаггеси (конец XXIV века). Однако все комментарии датируются либо средневавилонским (XVI—XI века), либо новоассирийским (VIII—VII века) временем. Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:

  1. Бараг-заг-гар-ра «престол святилища»
  2. Гуд-си-са «направление волов (на плужную вспашку)»
  3. Сиг-у-шуб-ба-гар «помещение кирпича в кирпичную форму»
  4. Шу-нумун-а «месяц сева»
  5. Изи-изи-гар-ра «месяц зажигания огней»
  6. Кин-Инанна «месяц обряда богини Инанны»
  7. Дуль-Куг «месяц Священного Холма»
  8. Апин-ду-а «месяц отпускания плуга (с пашни)»
  9. Ган-ган-эд «месяц выхода Убийцы (= Нергала
  10. Аб-ба-эд «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»)
  11. Зиз-а (второе чтение — удра) «месяц двухзернянки или полбы» (второе чтение — месяц темноты)
  12. Ше-гур-куд «месяц жатвы»

Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он стал общегосударственным календарём Древней Южной Месопотамии и использовался на территории городов Исин и Ларса. В эпоху Хаммурапи Вавилония пользовалась собственным календарём. С начала Касситского периода ниппурские месяцы употреблялись наряду с месяцами стандартного вавилонского календаря, а их названия (по первому знаку) идеографически заменяли полное слоговое написание вавилонских месяцев.

Литература