Шольц, Фридрих Ефимович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фридрих Ефимович Шольц
Friedrich Scholz
Основная информация
Похоронен(а) Введенское кладбище
Профессии композитор, дирижёр

Фридрих Ефимович Шольц (нем. Friedrich Scholz; 5 октября 1787, Гернштадт, Силезия — 15 [27] октября 1830, Москва) — русский композитор, дирижёр и музыкальный педагог немецкого происхождения.

Биография

Фридрих Шольц родился в городе Гернштадт (ныне Вонсош в Силезии) в немецкой семье музыканта[1][2], который и стал первым педагогом своему сыну, обучая его игре на фортепиано, скрипке, органе. Материальное положение семьи всецело зависело от небольшого семейного бизнеса[3], и пока дела шли успешно, семья жила в достатке.

В 1802 году юный Фридрих Шольц покинул родительский кров и поступил в Архитектурное училище в Бреславле (ныне Вроцлав), при этом успешно продолжая музыкальные занятии и беря уроки композиции у капельмейстера Й. И. Шнабеля[2]. Но родительский бизнес потерпел крах, и обучение пришлось срочно бросить; отец устроился работать театральным капельмейстером в небольшом городке Силезии; предложенного заработка на обучение сына не хватало, и Фридрих, так и не завершив образования, вернулся к родителям с тем, чтобы помогать отцу[3]. Но музыкальные занятия не пострадали, отец по-прежнему занимался с сыном. Вскоре в судьбу вмешалась политика — начавшаяся война вынудила молодого музыканта покинуть Силезию и переехать сначала в г. Грауденц (ныне Грудзёндз, Польша), где он некоторое время занимал место капельмейстера театра, затем в Курляндию, где тоже работал в театре[1][3], а в 1811 г. Фридрих Шольц отправился в Петербург, где был принят на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы[4].

В 1815 году переехал в Москву, где давал частные уроки музыки и очень быстро зарекомендовал себя хорошим преподавателем. Он и называться стал на русский манер, по отчеству: Фридрих Ефимович, а порой и совсем по-русски: Фёдор Ефимович[1][5].

Фридрих Шольц, оказавшись в России, изучил не только русский язык, но и заинтересовался русской национальной музыкой. Это было время, когда русская культура находилась в начальном периоде становления и ни собственных теоретических музыкальных разработок, ни системы должного музыкального образования ещё не имела. В 1819 г. Шольц составил записку о необходимости учреждения в Москве музыкальной консерватории. Но идея не нашла отклика в широких массах, которые ещё не были к ней готовы[3]. К слову сказать, Московская консерватория открылась лишь в 1866 году (Санкт-Петербургская — на четыре года раньше, в 1862), то есть через 67 лет после записки Ф.Шольца. Тем не менее, во второй половине 1820 года Шольц открыл у себя на дому бесплатную музыкальную школу.

Однако, хотя идея создания консерватории была отвергнута, Ф.Шольц получил приглашение вернуться на работу в структуру императорских театров, но уже в московскую труппу. С 27 сентября 1820 года — дирижёр Московской труппы императорских театров[2], выступавшей по разным сценам, а с открытием в 1825 году Большого театра со всей московской труппой продолжил работу там. Таким образом, Фридрих Шольц стоял у самых истоков зарождения музыкальной культуры и музыкального театра Москвы. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 управлял оркестром «…с обыкновенным ему огнём и искусством»[6].

Масон. Обрядоначальник московской ложи «Александра к тройственному спасению», работавшей по Исправленному шотландскому уставу. В 1819 году был возведён в степень шотландского мастера в ложе высших степеней — «Гора Фавор».

Помимо педагогической и дирижёрской работы, занимался композиторской деятельностью, сочиняя музыку в основном к постановкам для московской императорской сцены. Ежегодно давал концерты из своих сочинений[6].

Согласно Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Шольц написал 10 небольших опер, 10 балетов и водевили[4]. Обычно работал совместно с композиторами А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером. Кроме того, Энциклопедия «Балет» называет Ф. Е. Шольца автором множества интермедий-дивертисментов к различным спектаклям[7].

Алябьев посвятил Шольцу два своих произведения: 3-й струнный квартет и увертюру к опере-водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» (оба — 1825).

Не добившись понимания властей в плане создании консерватории и системы музыкального образования, Фридрих Ефимович сам в 1830 г. открыл у себя на дому для всех желающих бесплатное преподавание генерал-баса и композиции[2] (в Биографическом словаре названа другая дата: вторая половина 1820-го года[3]). Однако эта огромная по важности педагогическая работа была прервана через несколько месяцев его заболеванием и скоропостижной смертью. Фридрих Ефимович Шольц скончался в Москве от холеры 15 (27) октября 1830 года на 44 году жизни.

Среди произведений

К сожалению, не все произведения композитора удалось установить.

Балеты. Многие балеты сочинены к постановкам балетмейстера А. П. Глушковского, это:

Оперы-водевили:

Сочинения для оркестра:

  • Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др.
  • фантазия для 6 ф/п. «Наваринское сражение» (1828)
  • пьесы для фортепиано, романсы.

Семья

Потомки Шольца, получив дворянский титул, жили в России[8]. После кончины Фридриха Шольца осталась вдова и девять детей, среди которых:

  • Сын — Герман Фридрихович (Фёдорович) Шольц (9 апреля 1812, Санкт-Петербург — 3 ноября 1891, Гусь-Мальцовский, Меленковский уезд), доктор, окончил медицинское отделение Императорского Московского университета, коллежский асессор. В семье было пятеро детей: Софья, Наталья, Александра, Владимир, Евгения.

См. также

  • Фридрих Шольц (Friedrich Scholz; 1926—2008) — немецкий композитор и литератор.
  • Шольц, Фридрих фон (Friedrich von Scholtz; 1851—1927) — германский военный деятель

Примечания

Литература