Шлюп (парусный боевой корабль)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шлюп «Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли, 1841 год, во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии

Шлюп (англ. Sloop-of-war) — класс парусного корабля в британском королевском флоте XVIII − середины XIX веков, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании «капитан» (captain). Определение не было универсально. По традиции в него не включали устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер (англ. tender) или шхуна (англ. schooner).

Происхождение

Отсутствие ранга у шлюпов объясняют тем, что основой силой флота считали линейные корабли при вспомогательной роли фрегатов.[1] Все остальные силы рассматривали лишь как второстепенные и внимания их развитию уделяли мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином sloop-of-war.

Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и прочие, подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооружённый бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb).

Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24-пушечные фрегаты с трёхмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооружёнными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и вёсла.[2]

Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы (англ. snow), бретонские люггеры (англ. lugger), средиземноморские шебеки (англ. xebec) и даже арабские доу (англ. dhow). Случались даже береговые сооружения, внесённые в списки флота как шлюпы. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооружённые трёхмачтовым кораблём[3] (во французском флоте их аналогом были корветы), или бригом.[4]

В составе российского императорского флота шлюпы строили с середины XVIII до XIX века и использовали в качестве разведывательных, посыльных и дозорных судов, для выполнения исследовательских и гидрографических работ, а также в качестве транспортов. В первой четверти XIX века на русском флоте шлюпы были наиболее часто используемым классом судов, принимавших участие в дальних и кругосветных экспедициях[5][6][7].

Французские Революционные и Наполеоновские войны

Корабли-шлюпы
Гладкопалубные[8] Полубачные[9]
Год В строю В ремонте
или в резерве
В строю В ремонте
или в резерве
1794 0 0 32 1
1797 10 0 43 2
1799 23 0 38 0
1801 22 3 34 0
1804 37 0 19 2
1808 27 7 49 3
1810 19 2 54 2
1812 12 1 50 1
1814 9 1 43 1

Приведённая динамика численности соответствует изменениям в приоритетах британского адмиралтейства. До 1805 года основными задачами были генеральное сражение линейных кораблей (для которых шлюпы, из-за хронической нехватки фрегатов, часто вели разведку) и защита от вторжения через Английский канал (уничтожение десантных средств и их прикрытия). Эти наступательные задачи требовали быстроходных и манёвренных кораблей. Соответственно, число быстрых, способных на острые курсы гладкопалубных шлюпов стало расти.

К концу 1805 года линейные флота противников Британии были вытеснены с морей или уничтожены. На первый план всё больше выступают «второстепенные» задачи флота: блокада, защита торговли, защита своего побережья, конвои, патрульная и посыльная службы. Для этого лучше подходили сильнее вооружённые, более мореходные, хотя и более медленные, тяжёлые и увалистые трёхмачтовые шлюпы полубачного типа. Снижение их численности в 1801−1804 годах объясняют приоритетом гладкопалубного типа, а также общим сокращением флота в результате Амьенского мира 1802 года.

По мере роста британской империи к этим задачам прибавляли исследования, гидрографическую службу, поддержание отдалённых баз. Значение лёгких сил, особенно шлюпов, ещё возрастало. Потребность в них превышала возможности кораблестроения и людские ресурсы. Именно развитием шлюпов вызвано введение на британском флоте звания «коммандир» (англ. Commander, полностью — «капитан-коммандир» англ. Master and Commander), промежуточного между капитаном и лейтенантом. Англо-американская морская война 1812 года ещё более ускорила эту тенденцию.[10]

Переходный период

В 1817 году была пересмотрена британская система рейтингов по числу пушек. Определение шлюпа, следовательно, всё более размывалось. С конца наполеоновских войн шлюпы начали проникать во флота других стран. Одновременно, Британия начала для тех же целей строить и другие классы, например такой типично французский, как корвет.

За пределами Англии, типичный шлюп — это трёхмачтовый корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 тонн, вооружение 10−28 пушек. На русском флоте использовали для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.

Начиная с 1820-х годов появились парусно-паровые шлюпы. Вооружение их отошло от стандартного для века паруса. Встречались варианты с пушками старого образца числом 30 и более, или с малым числом нарезных орудий большого калибра.

С переходом на полностью паровой флот класс шлюпов отмер до начала Первой мировой войны.

Наиболее известные шлюпы

См. также: Категория:Шлюпы
USS Constellation
  • США — «Констеллейшн» (Constellation)[en]. Один из долгожителей эпохи паруса. Перестроен в шлюп в 1854 году из фрегата 1797 года постройки. По другим данным, заложен в 1853, назван в честь фрегата 1797 года постройки.[11] Выполнял дипломатические миссии (1854−1858), пресечение работорговли (1859−1861), морскую блокаду южных штатов во время американской гражданской войны, другие задачи. С 1894 года — учебный корабль. Состоял в списках флота до 1955 года. Сохранился до настоящего времени.

Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
  2. The Trafalgar Campaign: 1803−1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 8-11, 122−123.
  3. Fleet Battle and Blockade: French Revolutionary Wars 1793−1796. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 113—115.
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806−1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 .
  5. Чернышёв, 2002, с. 45—62.
  6. Шлюпы. «Военная Россия». Дата обращения: 19 мая 2015.
  7. А. Б. Широкорад, 2007, с. 170.
  8. Fleet Battle and Blockade…, p.115.
  9. The Trafalgar Campaign…, p. 123.
  10. The Naval War of 1812. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997. ISBN 1-55750-654-X
  11. USS Constellation [1] Архивная копия от 11 мая 2008 на Wayback Machine

Литература

  • Шлюп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.

Ссылки