Школа лакановского психоанализа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Школа лакановского психоанализа (фр. École Lacanienne de Psychanalyse) — одна из трёх крупнейших психоаналитических школ, которая осуществляет наиболее передовые исследования в области лакановского психоанализа. Основана 17 ноября 1985 учениками и последователями Жака Лакана, Ги Лё Гофэ, Жаном Аллюшем и Роланом Летье.

Основная деятельность

Поскольку теория психоанализа возникает из клиники, Школа уделяет большее значение практической работе, нежели распространению объективированного знания. Школа считает развитие психоаналитического дискурса приоритетным над популяризацией идей Лакана, поэтому, в отличие от других школ, не поддерживает широких образовательных и просветительских программ. Противопоставляя аналитический опыт научному знанию, Школа лакановского психоанализа полагает клиническое пространство наиболее подходящим для обретения собственного понимания психоанализа, нежели лекционную аудиторию. Психоанализ является специфической формой знания, которая предполагает задействованность самого субъекта, поэтому он вряд ли может изучаться в университете как гуманитарная или медицинская дисциплина.

Регламент деятельности

В основании школы, как говорит её президент Ги Лё Гофэ, лежали два акта: (1) негативный, связанный с отказом от идеи прохождения в дидактическом анализе и (2) критический, связанный с необходимостью переосмысления теории и клиники Лакана, исторического прочтения его Семинаров. Как и отец-основатель психоанализа, Лакан не оставил нам завершённой клинической техники или теории «лаканизма». На протяжении 30 лет (начиная с первого семинара 1952 и до последнего в 1980) его учение динамически видоизменялось, оставив нам в наследие три топики, поэтому при изучении Лакана всегда нужно иметь в виду историческую перспективу и незавершённость его теории.

Выступая с критикой «фрейдо-лаканизма», Школа лакановского психоанализа считает более продуктивным не искать сходств, а подчёркивать различия и самостоятельность теории Фрейда и Лакана, изучая каждого из них в своей самобытности. Поэтому внутри Школы работают группы по изучению и переводу Фрейда и других классиков, что отличает Школу от многих других лакановских организаций. Не меньшее внимание уделяется и исследованию взаимосвязей лакановского психоанализа с теориями Кляйн, Винникота, Биона и британской традицией, при этом «лаканизм» не считается привилегированным дискурсом или последним словом в психоанализе.

Считая каждый клинический случай уникальным, Школа лакановского психоанализа стремится избежать как психиатрической диагностики, так и простой структурной дифференциации на невроз, психоз и перверсию. Хотя Фрейд и выделил три эти структуры, описание его собственных случаев говорит нам о том, что он сам не всегда придерживался этой дифференциации. Возвращаясь к опыту Фрейда, Школы исходит из сингулярности каждого случая, и не считает возможным редуцировать её к структурам или диагнозам или уже описанным прецедентам.

Публикации

Школа лакановского психоанализа также публикует собственную версию «Семинаров» Лакана, начав это издание с последней топики (семинары 1977—1981).

Труды школы

См. также

Электронные ресурсы