Шехеразада (сюита)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Римский-Корсаков, Шехерезада, соч. 35

I. Море и Синдбадов корабль

II. Рассказ царевича Календера

III. Царевич и царевна

IV. Праздник в Багдаде

Музыкальная тема Н. А. Римского-Корсакова Султана и Шехеразады

«Шехераза́да» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Кроме того, форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада» как сюита в целом приобретала характер симфонии. В результате, Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

В балете

В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.

Состоит из 4-х частей:

  1. Море и Синдбадов корабль — сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
  2. Рассказ царевича Календера — сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
  3. Царевич и царевна — сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
  4. Праздник в Багдаде — рондо (чередование всех тем из первых трех частей).

Ссылки