Шесть музыкальных моментов (Рахманинов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Шесть музыкальных моментов (фр. Six moments musicaux) Op. 16 — цикл фортепианных пьес Сергея Рахманинова, написанный в 1896 году. Посвящён композитору Александру Затаевичу. Название цикла отсылает к одноимённому сочинению Франца Шуберта.

Состав

1. Andantino си-бемоль минор
2. Allegretto ми-бемоль минор
3. Andante cantabile си минор
4. Presto ми минор
5. Adagio sostenuto ре-бемоль мажор
6. Maestoso до мажор

Примерная продолжительность звучания 30 минут.

История создания и исполнения

Все шесть пьес были написаны Рахманиновым в октябре-декабре 1896 года. В письме от 7 декабря 1896 года к А. Затаевичу, которому цикл в итоге был посвящён, композитор объяснил необходимость спешной работы «денежными потребностями»[1], — впрочем, есть мнение, что склонность к подобным объяснениям проистекала у Рахманинова в этом и подобных случаях из желания десакрализовать творческий процесс[2]. При этом отчасти использовался более ранний материал: в основу Четвёртого музыкального момента была положена фуга ре минор, сочинённая Рахманиновым в 1891 г. в бытность студентом Московской консерватории по заданию преподававшего контрапункт Антона Аренского[3]. Из рукописей композитора видно также, что он предусматривал возможность исполнения всех шести пьес на фортепиано в четыре руки, а для нечётных пьес — с добавлением скрипки и/или виолончели[4].

В 1897 г. цикл был опубликован музыкальным издательством Петра Юргенсона.

Цикл Рахманинова входил в репертуар многих выдающихся пианистов. Существуют записи цикла в исполнении Лазаря Бермана, Иво Погорелича (концертная запись), Идиль Бирет, Джона Лилла, Лилии Зильберштейн, Николая Луганского. Ряд исполнителей играет пьесы цикла порознь.

Характеристика музыки

Шесть музыкальных моментов считаются предвестником зрелого творчества Рахманинова, которое развернулось уже в новом столетии. Ю. В. Келдыш особенно отмечает быстрые разделы цикла, в которых «безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощённой энергии»[5].

Примечания

  1. Рахманинов С. В. Литературное наследие: В 3 т. / Ред.-сост. З. А. Апетян. — М., 1978. — Т. 1. — С. 253—254.
  2. Антипов В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. — С. 30.
  3. Антипов В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. — С. 117.
  4. Антипов В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. — С. 120—121.
  5. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973. — С. 117.

Ссылки