Шелест, Алла Яковлевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алла Шелест
Алла Шелест в образе ОдиллииАлла Шелест в образе Одиллии
Имя при рождении Алла Яковлевна Шелест
Профессия балерина, балетмейстер, балетный педагог
Театр Мариинский театр
Награды
Народный артист РСФСР— 1957 Сталинская премия — 1947 Сталинская премия — 1951

Алла Яковлевна Ше́лест (19191998) — советская прима-балерина.

Биография

Родилась 26 февраля 1919 года[1] в Смоленске. Училась в ЛХУ у Е. П. Гердт и А. Я. Вагановой. В 19371963 годах — балерина ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 19521955 годах педагог ЛАХУ имени А. Я. Вагановой. В 19591963 годах — балетмейстер-репетитор ЛАТОБ имени С. М. Кирова; в 1970 году — педагог-репетитор Будапештского театра оперы и балета; в 19651970 годах — преподаватель кафедры режиссуры (курс Мастерство балетмейстера) в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1971 году — Педагог — репетитор в «Aterballetto» в Реджо-нель-Эмилия, Италия; дальнейшем имела статус «guest professor» — приглашённого педагога. Работала в разных компаниях, в том числе в Мариинском театре (1989—1994).

В 19701973 годах была главным балетмейстером Куйбышевского театра, на сцене которого поставила балеты «Лебединое озеро», «Жизель».

Выдающаяся балерина драматического и трагедийного дарования. Для Аллы Шелест характерны строжайший отбор деталей, скрупулёзная выверенность сценического рисунка роли, отточенность движений, достигаемые пластической режиссурой собственных ролей. Шелест была непревзойдённой Эгиной в спектакле „Спартак“ Леонида Якобсона на музыку Арама Хачатуряна. Актриса создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной куртизанки. Огромная внутренняя сила и затаённая страстность прочитывалась в другом шедевре Шелест — миниатюре „Вечный идол“ („Хореографические миниатюры“)»[2]

Партии в спектаклях

(аудио)
«Слепая» — номер Аллы Шелест
на музыку М. Понсе, пост. Якобсона
Помощь по воспроизведению

Из отзыва Вадима Гаевского

«В недрах движения — не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца — невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная — одинокая — фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству. И полная внутренних видений — в чём её главный, счастливый и мучительный дар, тот дар, которым она одаривала посвящённых…

Врожденный ассоциативный талант Шелест позволял ей наполнять отвлеченный хореографический текст красочным образным подтекстом. Эффект был нагляден и очень велик…»

Вадим Гаевский. Статья «Явление Шелест»[3]

Жила в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в доме № 60 на Литейном проспекте и в доме № 5 на улице Куйбышева, напротив особняка Матильды Кшесинской.

Могила А. Я. Шелест на Литераторских мостках

Скончалась 7 декабря 1998 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Семья

Её первым (фактическим) супругом был знаменитый советский хореограф Юрий Григорович. Позже балерина вышла замуж за хореографа и балетмейстера Рафаила Вагабова.

Балетмейстер-постановщик

  • 1957 — «Каменный цветок», ассистент балетмейстера (на музыку С. С. Прокофьева)
  • 1965 — «Дон Кихот». Куйбышевский театр оперы и балета. Хореография Горский-Петипа в редакции Шелест. 1967 театр Оперы и балета г. Тимишоара, Румыния.
  • 1970 — «Жизель» — Тарту, Ванемуйне, 1973 Куйбышевский театр, 1975 Таллин, Эстония. Хореография Перро-Петипа в редакции Шелест.

В различные годы ставила концертные номера на музыку советских и зарубежных композиторов.

Фильмография

Награды и звания

Сочинения

  • 1964 — Алла Шелест. «Шекспир в моей жизни». — СПб., 1964. — (4).
  • 1979 — Алла Шелест. «Диалектика педагогики». — СПб., 1979. — (11).
  • 1982 — Алла Шелест. «Академия танца». — СПб., 1982. — (5).
  • 1988 — Алла Шелест. «Сопричастность». — СПб.: «Нева», 1988. — (9).

Библиография

  • 1941 — В.Красовская. «А. Шелест». — Л., 1941. — (3).
  • 1960 — В. Прохорова. «Одухотворённая пластика». — Л., 1960. — (16).
  • 1962 — Г. Уланова. «А. Шелест». — Л., 1962. — (11).
  • 1963 — Е. Луцкая. «А. Шелест-Клеопатра». — Л., 1963. — (4).
  • 1964 — Б. Львов-Анохин. «Алла Шелест». — Л., 1964. — (1).
  • 1968 — С. Гирс. «Юбилей А. Шелест». — Л., 1968. — (6).
  • 1983 — В.Прохорова. «В честь А. Шелест». — Л., 1983. — (20).
  • 1989 — Б. Львов-Анохин. «А. Шелест». — Л., 1989. — (20).
  • 1994 — Д. Черкасский. «Записки балетомана». — Л., 1994. — (20).
  • 2004 — Фотоальбом // «Легенда Аллы Шелест / The Legend of Alla Shelest» / Составители: Р. Володченков, С. Ковалева, С. Гирс. — Идея:С.И.Ковалёва. — Л.: «Пропилеи», 2004. — (20). — ISBN 5-98438-006-4.[5]
  • 2008 — Вадим Гаевский. «Явление Шелест» // «Наше Наследие». — 2008. — № 86.
  • Карп П. Умерла Алла Шелест // Мариинский театр : газета. — СПб., 1998. — № 9—10.
  • Красовская В. Алла Шелест // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 139—172. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.

Документальный фильм

Память

  • в Самаре с 2001 года проходит ежегодный Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В 2011 г. он вошел в Ассоциацию Европейских Фестивалей[6].

Примечания

  1. Театральный календарь. Искусство, 1969.
  2. А.А.Соколов-Каминский. Алла Яковлевна Шелест = Энциклопедия "Русский Балет" // «Согласие». — Большая Российская энциклопедия, 1997. — С. 512.
  3. Вадим Гаевский. «Явление Шелест» // «Наше Наследие». — 2008. — № 86.
  4. Фильм: «Концерт мастеров искусств». Реж. Г. Раппапорт, А. Ивановский. Ленфильм, 1952 (недоступная ссылка)
  5. Вышел в свет фотоальбом «Легенда Аллы Шелест». Архивировано 4 августа 2012 года. — Портал «Культура»: «Мятежная душа балерины», Елена Федоренко, № 15 (7474) 21 — 27 апреля 2005 г
  6. Фестиваль им. Аллы Шелест. gubernya63.ru. Дата обращения: 29 ноября 2020.

Ссылки