Шатров, Илья Алексеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илья (Илий) Алексеевич Шатров
Дата рождения 1 апреля 1879(1879-04-01)
Место рождения Землянск, Воронежская губерния, Российская империя
Дата смерти 2 мая 1952(1952-05-02) (73 года)
Место смерти Тамбов, СССР
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск сухопутные войска
(пехота, кавалерия)
Годы службы Флаг России 19001917,
Флаг СССР 19181938, 19411951
Звание Майор
майор
Командовал военные оркестры
Сражения/войны Русско-японская война,
Гражданская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Святого Станислава 3-й степени Орден Красной Звезды Медаль «За отвагу» (СССР) Медаль «За боевые заслуги»

Илья́ (И́лий)[1] Алексе́евич Шатро́в (1 апреля 1879 (1885)[1] — 2 мая 1952) — русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, гвардии майор Советской Армии, автор вальса «На сопках Маньчжурии».

Биография

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске (ныне — в Семилукском районе Воронежской области) в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка[2], владевшего булочной и чайной. В воспитании Ильи активное участи принимал его дядя Михаил[3]. С детских лет научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью.

После смерти отца в 1893 году определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт[2], который окончил в 1900 (1903)[1] году со званием военного капельмейстера[4].

После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную команду Мокшанского резервного батальона[2] в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904 году[1]). С началом русской-японской войны полк отправлен на Дальний Восток.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом. Полк держал оборону, прикрывая отступление армии[4]. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!». Капельмейстер Шатров приказал играть боевой марш и повёл оркестр вперёд за знаменем полка. В штыковой атаке полк прорвал окружение. В бою был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка. Полк потерял более половины личного состава[4] и ещё почти год оставался в Маньчжурии. После всех боёв из первоначального состава полка (почти 4000 человек) осталось около 700 человек[1]. Из бывшего состава оркестра (61 человек) в живых осталось только 7 музыкантов, за проявленное мужество все семеро были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб[2].

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам.

В сентябре 1906 года полк был переведён в Самару, где Шатров познакомился с педагогом и композитором О. Ф. Кнаубом. С его помощью была завершена работа над вальсом. Здесь же в Самаре вальс был впервые исполнен перед публикой, духовым оркестром дирижировал сам Шатров[3]. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью. Впервые изданные в 1907 году, ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза. После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии»[1].

Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову, Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение — «Осень настала» на слова Я. Пригожего.

Огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.

В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к грамзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы, и Шатров не замедлил этим воспользоваться. Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.

После революции вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 год руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 году был уволен в запас по возрасту[5] и остался работать в Тамбове. Здесь, в 1941—1943 годах работал сначала секретарём, а затем заместителем директора по хозяйственной части в областной библиотеке им. А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году вновь вернулся в армию: служил капельмейстером дивизии[6]. Войну закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. После войны руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа[1]).

Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где заведовал музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище[2].

Скончался в Тамбове 2 мая 1952 года. Похоронен на Воздвиженском кладбище.

Произведения

Награды

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Исаенко А. И. «Знамя и оркестр — вперёд!» // Независимое военное обозрение, 02.06.2006.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 «Знамя и оркестр, вперед!..» — Документальный фильм, режиссёры Усова Людмила, Петрова Елена — Россия, 2008.
  3. 3,0 3,1 Илья Алексеевич Шатров. Композитор, капельмейстер. gubernya63.ru. Дата обращения: 25 октября 2020.
  4. 4,0 4,1 4,2 Автор вальса "На сопках Манчжурии" Шатров Илья Алексеевич. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников. www.liveinternet.ru. Дата обращения: 29 июля 2019.
  5. Капельмейстер И.А.Шатров. www.tstu.ru. Дата обращения: 18 июня 2020.
  6. «Библиотечный след» Ильи Шатрова — на страницах «Тамбовской жизни». www.tambovlib.ru. Дата обращения: 17 июня 2020.
  7. Памятник Агапкину и Шатрову откроют 21 июня. // Мультирегиональный агрегатор новостей BezFormata.Ru. Дата обращения: 6 июля 2016.
  8. Рындина Елена. В Землянске появился памятник Шатрову !

Литература

  • Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995. — С. 315. — 4000 экз. — ISBN 5-88123-007-8.
  • Миловидова Н. С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие / Министерство культуры РФ. — Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2014. — С. 17—23. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88293-323-3
  • Чумов Л. Е. Шатров Илья Алексеевич // Очерки о трубе и трубачах в России. — М.: Московская консерватория, 2004. — С. 76. — 100 с. — 500 экз. — ISBN 5-85941-010-7.

Ссылки