Шанхайская организация сотрудничества

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
上海合作组织
Shanghai Cooperation Organisation (logo).svg
SHOS.png
     Члены      Наблюдатели      Партнёры по диалогу
Членство
Наблюдатели
Расположение постоянно действующих органов
  • Секретариат —
    Китай Пекин
  • Региональная антитеррористическая структура —
    Узбекистан Ташкент
Тип организации международная организация
Официальные языки китайский, русский
Руководители
Генеральный секретарь Китай Чжан Мин
(полномочия с 1 января 2022 года)
Страна-председатель в 2022 году  Узбекистан
Основание
Образование «Шанхайской пятёрки» 1996 год
Создание организации в нынешнем виде 15 июня 2001 года
Сайт sectsco.org

Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС) — международная организация, основанная 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана[1].

Изначально членами ШОС стали все участники «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы, и Узбекистан. 9 июня 2017 года полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан[2], 14—16 сентября 2022 года — Иран[3] и запущена процедура принятия Белоруссии[4].

Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 35 млн км², то есть 65 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС примерно равна 3,5 млрд человек (2022 год)[5], половина населения планеты[6]. Экономика КНР — вторая экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по паритету покупательной способности (c 2014 года); экономика Индии — третья по ВВП (ППС). Россия, Китай, Индия и Иран входят в «космический клуб».

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ), а занимает промежуточную позицию[7]. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участники, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом[8], наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

Предыстория ШОС

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада СССР появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешила территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества[9].

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве (1997), Алма-Ате (Казахстан, 1998), Бишкеке (Киргизия, 1999) и Душанбе (Таджикистан, 2000). Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной[9].

13—15 июня 2001 года в Шанхае прошла встреча глав государств «Шанхайского форума»[10]. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».

Встречи на высшем уровне

Встречи глав государств-членов ШОС
Дата Место проведения
1 2627 апреля 1996 Китай Шанхай
2 24—25 апреля 1997 Россия Москва
3 3—4 июля 1998 Казахстан Алма-Ата
4 25—26 августа 1999 Киргизия Бишкек
5 4—5 июля 2000 Таджикистан Душанбе
6 14—15 июня 2001 Китай Шанхай
7 7 июня 2002 Россия Санкт-Петербург
8 28—29 мая 2003 Россия Москва
9 17 июня 2004 Узбекистан Ташкент
10 5 июля 2005 Казахстан Астана
11 14—15 июня 2006 Китай Шанхай
12 16 августа 2007 Киргизия Бишкек
13 28 августа 2008 Таджикистан Душанбе
14 15—16 июня 2009 Россия Екатеринбург
15 10—11 июня 2010 Узбекистан Ташкент
16 14—15 июня 2011 Казахстан Астана
17 6—7 июня 2012 Китай Пекин
18 13—14 сентября 2013 Киргизия Бишкек
19 11—12 сентября 2014 Таджикистан Душанбе
20 9—10 июля 2015 Россия Уфа
21 23—24 июня 2016 Узбекистан Ташкент
22 8—9 июня 2017 Казахстан Астана
23 9—10 июня 2018 Китай Циндао
24 13—14 июня 2019 Киргизия Бишкек
25 10 ноября 2020 Россия Сочи
26 16—17 сентября 2021 Таджикистан Душанбе
27 15—16 сентября 2022 Узбекистан Самарканд
28 4 июля 2023 Индия прошла в онлайн-формате
29 июль 2024 Казахстан Астана[11]

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов — Декларации глав государств — членов ШОС[12][13] и Хартии ШОС[14] — базового уставного документа.

По итогам московской встречи (28—29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). Главами стран-участниц были затронуты вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности, особое внимание ими было уделено деятельности Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. Среди 30 подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации — положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД[15]. В Москве организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентской встречи (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская декларация по итогам заседания[16], Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена — Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году, помимо нового пакета договоров и конвенций, была подписана Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества[17], которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации. На встрече в Астане три государства стали странами-наблюдателями ШОС: Индия, Иран и Пакистан.

Главными итоговыми документами бишкекской встречи (август 2007 года) стали «Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» и «Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества». В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС — президент Монголии Намбарын Энхбаяр и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Ещё два государства-наблюдателя организации были представлены министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств — участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнёра по диалогу ШОС Шри-Ланке и Белоруссии.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Белоруссии статуса партнёра по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Белоруссии.

7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнёра по диалогу[18].

10 июля 2015 года начался приём в состав ШОС Индии и Пакистана.

9 июня 2017 года, менее чем за два года выполнив все необходимые условия для вступления, Индия и Пакистан вошли в организацию[2].

17 сентября 2021 года начался приём в состав ШОС Ирана[19][20]. Иран вошёл в организацию в сентябре 2022 года[21]. 15-16 сентября во время встречи ШОС в Самарканде было одобрено решение о принятии в организацию шести новых партнёров по диалогу, причём четыре из них — это арабские страны. Наряду с этим было принято решение о начале процедуры приёма в ШОС Республики Беларусь[22].

4 июля 2023 года саммит ШОС прошёл под председательством Индии в онлайн-формате. Главным итогом встречи стало оформление полноформатного членства Ирана в ШОС и подписание меморандума об обязательствах Белоруссии, запускающее процедуру её полноценного присоединения к ШОС. В саммите также приняли участие руководители двух органов ШОС — секретариата и региональной антитеррористической структуры (РАТС), а также представители Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СНГ, Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)[23][24].

Общие оценки

По оценке Фёдора Лукьянова, профессора-исследователя НИУ «Высшая школа экономики», к 2023 году ШОС прошёл путь от сугубо прикладного института для решения пограничных проблем, унаследованных ещё от китайско-советских отношений, до объединения практически всех значимых стран одного из ключевых регионов мира. Вступление Индии и Пакистана в ШОС добавило организации веса и престижа, но осложнило внутренние процессы. С присоединением Ирана контур основных евразийских держав замкнулся. Не хватает лишь Турции[25].

В России ШОС рассматривается как наиболее представительная и влиятельная организация в нашей части света. В обстоятельствах текущего военно-политического кризиса меры по изоляции России, которые принимаются США и Европой, повышают в глазах российского руководства ценность остальных международных игроков и неизбежно ставят вопрос о том, может ли объединение России и значимых незападных стран стать противовесом антироссийской коалиции, формируемой Вашингтоном. В то же время, по мнению Лукьянова, ШОС не содержит предпосылок того, чтобы в обозримом будущем стать антизападным фронтом. Из стран-участниц в остром конфликте с Западом находятся лишь Россия и Иран. Остальные лавируют, стремясь сохранять конструктивные отношения с США, Евросоюзом и восточноазиатскими союзниками Вашингтона, сохранять баланс, устойчивость и минимизировать риски, которыми чревата конфронтация[25].

Фёдор Лукьянов считает, что ШОС следует укреплять и совершенствовать как региональную организацию, занимающуюся транспортно-логистическими и экономическими проектами, которые будут обеспечивать связанность региона[25].

Цели ШОС

Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС — Хартии от 7 июня 2002 года — основными целями и задачами ШОС являются:

  • укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнёрства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
  • взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
  • совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.

Структура организации

В рамках организации были учреждены следующие органы:

  • Совет глав государств (СГГ);
  • Совет глав правительств (СГП);
  • Совет министров иностранных дел (СМИД);
  • Совещания руководителей министерств и ведомств;
  • Совет национальных координаторов (СНК);
  • Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
  • Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём;
  • Межбанковское объединение (МБО).

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств — членов ШОС[26]. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии[27].

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия[27], рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание[26].

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета[26].

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий[26]. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС[26][28].

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов[26].

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) — постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями[29]. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполкома РАТС назначается Советом глав государств[26].

Межбанковское объединение (МБО) было создано в ходе заседания Совета глав правительств (СГГ) в 2005 году как инструмент содействия в реализации проектов экономического сотрудничества, которые утверждены государствами ШОС . В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

Решения в органах ШОС принимаются путём консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации[27].

Члены организации

Государства-члены ШОС

Государства-наблюдатели

Страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя

Партнёры по диалогу

В процессе получения статуса партнёра по диалогу

Получавшие приглашение на саммиты глав государств-членов ШОС

Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.

Пересечения интересов

По мнению начальника Института военной истории Министерства обороны России А. А. Кольтюкова (2008), Китай, Пакистан, Иран и Индия не в последнюю очередь рассматривают ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию в данном регионе, которое угрожает безопасности этих стран[32].

Интересы стран-участниц и их расхождения

Эксперты (2006) отмечали ряд вопросов, по которым наблюдались противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное из которых касалось расхождения политических и экономических интересов России и Китая. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта[33], считал, что приоритеты ШОС должны делиться поровну между антитеррористической и экономической деятельностью, а в перспективе экономическая стратегия могла бы занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивала на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии Китая в постсоветской Азии, предпринимала усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай мог быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей, в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма[34]. Кроме того, Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо добиться невмешательства со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Как сказал Лао-цзы: «Кто умеет крепко стоять — того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться — того нельзя свалить». И мы с вами опираемся друг на друга в течение столетий. Уверен, Россия и Китай всегда могут опереться друг на друга, могут рассчитывать на помощь и взаимную поддержку[35].

Владимир Путин, выступление в преддверии саммита СГП ШОС, Пекин, октябрь 2009 года.

По мнению российского исследователя А. Ю. Баранова, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях „российскую карту“, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами»[36].

Кандидаты в члены, страны-наблюдатели и партнёры по диалогу

Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане. 7 июня 2012 года на саммите в Пекине Афганистан получил статус наблюдателя. Наконец, по итогам встречи в Уфе (июль 2015 года) было объявлено о предоставлении данного статуса Белоруссии.

Встреча президента РФ В. Путина с первым вице-президентом Ирана Парвизом Давуди и премьер-министром Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем перед началом встречи с участниками Совета глав правительств государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (26 октября 2005 года)

Откладывая расширение на неопределённый срок, члены ШОС опасались, во-первых, попыток «размыва» организации и, как результат, уменьшения её «веса» в мировом сообществе. Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана могло бы снизить эффективность её работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся.

16 июня 2009 года, по завершении саммита стран-участниц ШОС в Екатеринбурге, было принято решение предоставить не применявшийся ранее в практике организации статус «партнёра по диалогу» двум странам: Шри-Ланке и Белоруссии.

В октябре 2011 года Турция подала официальный запрос на статус партнёра в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)[37].

Тогда же стало известно, что Россия и Китай хотят видеть Пакистан и Индию как полноправных членов Шанхайской организации сотрудничества. Главным образом потому, что и Индия, и Пакистан обладают ядерным оружием и проявили заинтересованность в его дальнейшем нераспространении.

7 июня 2012 года на СГГ ШОС было принято решение предоставить статус наблюдателя Афганистану и статус партнёра по диалогу — Турции. Также Владимир Путин предложил утвердить к 2013 году официальный порядок приёма в ШОС новых членов, по которому в следующем году планировалось принять Монголию, Индию и Пакистан.

В августе 2012 года президент Украины Виктор Янукович заявлял о желании стать страной-наблюдателем в ШОС[38].

13 февраля 2015 года стало известно, что Сирийская Арабская Республика подала заявку на участие в Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателя. Имеются заявки на получение статуса наблюдателя организации от Азербайджана, Армении, Бангладеш и Непала[39].

10 июля 2015 года Индия и Пакистан стали членами, наблюдателем в ШОС стала Белоруссия, а Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал стали партнёрами по диалогу[40].

17 сентября 2021 года на саммите в Душанбе было объявлено о начале процедуры приёма Ирана в организацию в качестве полноправного члена и процедур предоставления Египту, Катару и Саудовской Аравии статуса партнёра по диалогу[20][41].

14 сентября 2022 года Иран и Беларусь вступили в ШОС, а Катар получил официальный статус государств-партнёров по диалогу[42].

6 мая 2023 года Информационное агентство ОАЭ сообщило о получении государством статуса партнёра по диалогу.[43]

Направления сотрудничества

Сотрудничество в сфере безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тан Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности[44]. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001), была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом[45], которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны-участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

23 мая 2002 года в Казахстане было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств — членов ШОС, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов, чтобы в сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на встрече глав государств — участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре[46]. Основные задачи и функции Исполнительного комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

  1. координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);
  2. международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);
  3. информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.)[47].

В 2004 году первый заместитель главы МИД России Вячеслав Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС — не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защиту[48]:

Повторю, что ШОС — не военный альянс. Поэтому здесь нужно чётко понимать, что речь идёт о функции ШОС по обеспечению безопасности государств-членов перед лицом так называемых нетрадиционных угроз, а не некой эвентуальной внешней агрессии. …
…Адекватный ответ вызовам, с которыми приходится сталкиваться, неизбежно должен иметь политическое, социально-экономическое и гуманитарное измерения. В этом, собственно, и состоит основное предназначение ШОС как механизма многопрофильного сотрудничества государств-членов — обеспечение мира, спокойствия, благополучия и совместного процветания шести стран, стабильности и безопасности в регионе и за его пределами.

По свидетельству исполнительного директора этой организации В. Касымова, только за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года — 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов[49], 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находились в розыске[50].

Подписанный на Бишкекском саммите (16 августа 2007 года) «Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» был призван укрепить добрососедские отношения между странами-участницами. По мнению российского политика и политолога Андрея Кокошина, «этот Договор может сыграть весьма важную роль в становлении новой системы мировой политики, нового миропорядка, более справедливого, менее чреватого острыми кризисами, чем та, которая возникла после распада биполярной системы, когда доминирующей силой попыталась стать единственная оставшаяся сверхдержава — США»[51].

Shanghai Cooperation Organisation Summit Bishkek 2007.jpg
Shanghai Cooperation Organisation Bishkek 2007.jpg
Putin and Hu JintaoPeace Mission 2007.jpg
Бишкекский саммит и антитеррористические учения 2007 года (слева направо): сессия глав государств; лидеры стран-участниц перед началом сессии (16 августа); главы государств ШОС на полигоне в Чебаркуле наблюдают за ходом завершающей фазы «Мирной миссии — 2007»

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире[52]. 1 октября 2007 года генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особое внимание на борьбе с наркоэкспансией в афганском направлении[53].

С момента основания организации странами-участницами были проведены несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. Китай не принимал участие в первой фазе учений, что эксперты объяснили осторожностью, вызванной не только нежеланием участвовать в военных акциях, но и малым опытом участия в международных манёврах[54].

Руководители военных ведомств ШОС. КНР, Пекин, 2018 год

В большем масштабе, но за пределами основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005»[54].

В дальнейшем учения проводились в 2006 и 2007 годах («Востокантитеррор-2006» и «Мирная миссия — 2007»). В сентябре 2008 года прошли командно-штабные учения «Волгоград — Антитеррор — 2008», а в 2009 году — «Мирная миссия — 2009»[55].

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений, функционеры ШОС неоднократно подчёркивали, что организация не является военным альянсом, вслед за российским министром обороны Сергеем Ивановым, отметившим, что ШОС не является военным союзом, но может проводить совместные учения[56].

Экономическое сотрудничество

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций[57].

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств — членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года[58].

По мнению ряда аналитиков (2008), организационное строительство ШОС слишком затянулось, а многочисленные меморандумы и декларации долгое время не получали должного воплощения на практике. Кроме того при выполнении программ действий по различным направлениям экономического сотрудничества, выяснилось, что их реализации мешает ряд трудностей, обусловленный различиями в структурах и функционировании хозяйственных систем. В итоге не удалось запустить практически ни одной из уже одобренных программ экономического сотрудничества[50]. Завершением процесса формирования системы многостороннего экономического сотрудничества в рамках Организации, по мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, послужило создание в июне 2006 года Делового совета, который, являясь неправительственной структурой, объединяет правительственные и финансовые круги стран — участниц ШОС. Реальный же толчок развитию двух крупных проектов (развитию транспортной инфраструктуры и энергоресурсов) был дан на Совете глав правительств в Душанбе 15 сентября 2006 года.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны и инфраструктуры для торговли и инвестиций[59]. Втягивая экономики стран Центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию[60]. И хотя одни эксперты указывают, что во внешнеторговом обороте Китая доля ШОС на протяжении 2001—2006 годов не превышала 2 %[61], другие специалисты отмечают, что уровень товарооборота между Китаем и странами Центральной Азии, в частности, Казахстаном неуклонно растёт[62].

На Первом саммите глав государств группы БРИК, Екатеринбург, 2009

26 октября 2005 года на московском саммите ШОС исполнительный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России Владимиром Путиным на шанхайской встрече в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств. Конкретные решения по реализации были приняты на встрече глав правительств в Душанбе, в частности, глава правительства России Михаил Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Кроме России, активные шаги по развитию энергетики в регионе предпринимают также Китай и Казахстан. Не исключена возможность участия Ирана в энерготранзите, в случае чего удельный вес газового рынка ШОС уверенно перевалит за половину мирового объёма[50].

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на 100 млрд долларов США. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчётов в рублях и юанях. Если будет реализована инициатива КНР и РФ, — она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублём[63].

21—23 октября в Уфе состоялся Первый форум малого бизнеса регионов стран — участниц ШОС и БРИКС[64]. Его организаторами выступили правительство Республики Башкортостан, Государственный комитет по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации[65] во главе с её президентом Сергеем Катыриным, который является председателем национальной части Делового совета БРИКС и председателем правления Делового совета ШОС[66]. В работе форума приняли участие свыше 1600 делегатов из 23 стран и 51 региона, среди которых руководители компаний малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран, представители бизнес-ассоциаций и органов власти, деятели экспертного сообщества, а также официальные зарубежные и региональные делегации, представители стран ШОС и БРИКС. Проведение форума стало этапом в череде интеграционных экономических процессов на пространстве Евразии[67][68].

Культурное и гуманитарное сотрудничество

В Декларации о создании ШОС страны — участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры[69]. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, информационные технологии, нанотехнологии, энергетика, экология — к 2010 году это 53 университета из пяти стран ШОС[70].

Внешнеполитическое окружение

США

Центральная Азия не играла существенной роли в отношениях между США, СССР и другими державами региона. Прежде плохо изученное американцами пространство начало их по-настоящему интересовать с 1991 года. Вначале США было трудно определить чёткие приоритеты в ЦАР: Вашингтон был озабочен угрозой коммунистической реставрации на постсоветском пространстве, что заставляло его не посягать на влияние России в странах «ближнего зарубежья» (за исключением стран Прибалтики, в которых Россия почти сразу утратила влияние).

В 1997 году США объявили государства Центральной Азии зоной своих долгосрочных стратегических интересов. В марте 1999 года Конгресс США принял «Акт о стратегии Шёлкового пути», в котором говорилось о поддержке экономической и политической независимости стран Центральной Азии, которые смогут уменьшить энергетическую зависимость США от нестабильного Персидского залива. Делая ставку на развитие двусторонних контактов со странами постсоветской Средней Азии, США, очевидно, оставили без должного внимание создание в 1996 году «Шанхайской пятёрки» — прообраза ШОС.

В целом, отношение США к Шанхайской организации сотрудничества постепенно изменялось: от пассивного наблюдения за её деятельностью до активной заинтересованности. В настоящее время среди западных исследователей распространяется мнение, что ШОС имеет антиамериканскую направленность и создана в противовес блокам США и западных стран.

Первоначальное отношение США к ШОС характеризовалось пассивностью, практически минимальным реагированием на её развитие. США рассматривали на тот момент ещё «шанхайскую пятёрку» как структуру, деятельность которой не представляла никакой угрозы их интересам, а, напротив, свидетельствовала о снижении роли Москвы в Средней Азии вследствие появления там нового крупного игрока — Китая. Кроме того, первоначальные цели создания организации отвечали целям США в регионе. США приветствовали любые шаги, направленные на ослабление угрозы исламского экстремизма, снижение конфликтного потенциала и достижения стабильности в Средней Азии. Поэтому на официальном уровне США не придавали «шанхайской пятёрке» особого внимания. Но уже в конце 1990-х многие аналитики выражали обеспокоенность по поводу сближения России и КНР, обвиняя президента Билла Клинтона, что он недооценил всю опасность заключения договоров и поставок оружия в Китай[71][72].

Несмотря на то, что ШОС позиционирует себя как региональная организация, которая выстраивает свою политику на позициях поддержания безопасности в Центральной Азии и остальном мире, некоторые западные исследователи подчёркивают очевидное противостояние организации странам НАТО, в частности, США[50]. Аналитик Чжао Хуашэн (2005), подчёркивая, что ШОС не имеет антиамериканской направленности, вместе с тем приводил факты, свидетельствующие, что и «Шанхайская пятёрка», и Шанхайская организация сотрудничества были созданы в период наибольшего обострения отношений между Америкой, Китаем и Россией[73].

5 июля 2005 года в Астане на встрече ШОС была принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Центральной Азии, размещённых в этом районе (в Киргизии и Узбекистане) для поддержки действий американских войск против режима «Талибан» в Афганистане. Ответом на астанинскую декларацию стала принятая 19 июля 2005 года резолюция палаты представителей Конгресса США с выражением озабоченности в связи с заявлением ШОС, которое расценивалось как «явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона»[74].

Вскоре после этого Узбекистан заявил, что американцы должны будут покинуть базу Карши-Ханабад на его территории в течение полугода[75]. Эти шаги вызвали серию ответных высказываний со стороны высокопоставленных чиновников с обеих сторон, что и послужило точкой отсчёта в официальных взаимоотношениях между ШОС и США.

Так, министр обороны США Дональд Рамсфелд выступил с резкой критикой российской внешнеполитической доктрины. По его словам Россия, Китай и Северная Корея могут помешать сотрудничеству в сфере безопасности между странами Юго-Восточной Азии. Критику в адрес внешней политики трёх стран, претендующих на усиление влияния в регионе, министр обороны США аргументировал тогда «попытками России ограничить свободу соседних стран, недостаточной прозрачностью военных расходов Китая, а также угрозой Северной Кореи в ядерной сфере»[76]. Рамсфелд выступал против развития сотрудничества Ирана с ШОС нелогично. Выступая в Сингапуре на конференции по вопросам безопасности, глава Пентагона назвал Иран главным террористическим государством. В дополнение он заявил, что считает странным участие этой страны в работе организации, борющейся с терроризмом. «Как можно было принимать его в ряды организации, ставящей своей целью борьбу с терроризмом? Ведь Иран — это самое террористическое государство в мире»[76]. В ответ ШОС заявила, что недопустимо называть одну из её стран-наблюдателей спонсором терроризма. Помощник Владимира Путина Сергей Приходько подчеркнул, что «ШОС способна самостоятельно решать проблемы, возникающие в зоне её ответственности. Организация не намерена ни с кем конкурировать, но для решения стоящих перед ней задач подсказки со стороны ей не требуются».

В октябре 2005 года государственный секретарь США Кондолиза Райс посетила Киргизию и договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу «Ганси» (бывшее название авиабазы «Манас») в Киргизии. В феврале 2009 года киргизская сторона объявила о намерении закрыть авиабазу «Манас», сославшись на отказ США обсуждать вопрос увеличения арендной платы за использование базы. Через несколько дней парламент одобрил решение правительства Киргизии. В марте 2009 года запрет на использование авиабазы распространился ещё на 11 других стран — союзников США.

Европейский союз

Во взаимоотношениях Евросоюза и стран Центральной Азии огромное значение приобретает энергетика, а также вопрос о транспортных коридорах.

Япония

Активность Японии в центральноазиатском регионе резко возросла с конца 1990-х годов. Основной интерес Японии лежит в сфере экономики: будучи на 100 % зависимой от импорта энергоресурсов, она стремится получить доступ к центральноазиатским углеводородам, особенно в условиях растущей нестабильности на Ближнем Востоке.

Ещё в 2003 году Япония предложила всем центральноазиатским странам формат сотрудничества «Япония плюс Центральная Азия». По мнению политологов, диалог в таком формате явился откровенным вызовом ШОС. В своё время японцы заверили МИД РФ, что не намерены трансформировать диалог в некую организацию, конкурирующую с ШОС, а намерены использовать эту структуру лишь для оказания содействия странам Центральной Азии и Афганистану.

ШОС+

Формат ШОС+ был инициирован партией «Единая Россия» в октябре 2020 года. Данный формат включает межпартийное взаимодействие не только стран Шанхайской организации сотрудничества (членов, наблюдателей, кандидатов), но также стран СНГ и БРИКС.

Впервые был использован при проведении международного межпартийного форума ШОС+ «Экономика для людей» 22—23 октября 2020 года[77]. В форуме приняли участие спикеры из 25 стран, в том числе председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, министры стран ШОС, президент Сербии Александр Вучич, послы и дипломаты стран СНГ и БРИКС. Приветствие участникам форума направил президент России Владимир Путин[78].

Нумизматика

2 ноября 2020 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «Заседание Совета глав государств — членов ШОС и встреча глав государств, входящих в объединение БРИКС, в 2020 году под председательством Российской Федерации»[79].

Филателия

Примечания

  1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. kremlin.ru. Информационно-справочная служба Администрации Президента России (15 июня 2001).
  2. 2,0 2,1 Индия и Пакистан стали членами ШОС, РИА Новости (20170609T1229+0300Z).
  3. Проскурина К. Иран официально вступил в ШОС. Известия (15 сентября 2022).
  4. ШОС начала процедуру присоединения Белоруссии к организации // РИА Новости, 16 сентября 2022
  5. Иван Дмитриев. Один — за всех и шесть — за одного. Российская газета (23 августа 2007). Дата обращения: 14 августа 2010.
  6. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С.251
  7. Зимонин В. П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 202. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  8. «ШОС была создана из соображений нанесения ударов по „трём силам“ — терроризму, сепаратизму и экстремизму» (официальный представитель МИД КНР Кун Цюань, 2004) [1].
  9. 9,0 9,1 Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 252.
  10. Владимир Путин принял участие во встрече глав государств «Шанхайского форума» в узком составе. kremlin.ru. Информационно-справочная служба Администрации Президента России (14.06.2001).
  11. Вступление Белоруссии в ШОС планируется летом 2024 года // «Интерфакс», 25 октября 2023.
  12. Добро пожаловать на сайт ШОС
  13. Выступление И. С. Иванова на совместной пресс-конференции по итогам совещания // Дипломатический вестник. — 2002. — № 5. — С. 66.
  14. Добро пожаловать на сайт ШОС
  15. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 256.
  16. Добро пожаловать на сайт ШОС
  17. Добро пожаловать на сайт ШОС
  18. Мезенцев стал генсеком ШОС. Интерфакс.
  19. Глава МИД Ирана на встрече с Лавровым поблагодарил РФ за поддержку вступления страны в ШОС
  20. 20,0 20,1 Renmin Wang: ШОС на саммите в Душанбе приняла решения в пользу расширения
  21. МИД Узбекистана: Иран будет принят в ШОС в текущем году.
  22. В «семье» ШОС появятся 6 новых партнеров по диалогу. Kun.uz.
  23. ШОС наводит телемосты. Лидеры организации примут в свои ряды Иран и ускорят интеграцию Белоруссии // Коммерсантъ, 03.07.2023
  24. ШОС индийской сборки. Региональная организация пообещала миру больше равноправия и справедливости // Коммерсантъ, 04.07.2023
  25. 25,0 25,1 25,2 ШОС не содержит предпосылок того, чтобы в обозримом будущем стать антизападным фронтом // Российская газета, 05.07.2023
  26. 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 26,5 26,6 Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 259—260.
  27. 27,0 27,1 27,2 Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 1. — С. 10—14.
  28. Лукин А. В., Илькаева О. Е., Тиморшина А. М. Дальнейшее развитие ШОС: проблемы и рекомендации. // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19—21 мая 2008 г.)
  29. Зимонин В. П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 198—199. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  30. Правительство Движения Талибан пока не признано ни одним членом ШОС. Представители талибов не участвовали в саммите организации в Душанбе в сентябре 2021 года. Вместе с тем вопрос об отзыве у Кабула статуса наблюдателя ни новыми афганскими властями, ни членами ШОС не ставился.
  31. Президент Туркмении ежегодно участвует в саммитах ШОС в качестве гостя председательствующей стороны.
  32. Кольтюков А.А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 257—258. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  33. Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии (недоступная ссылка). Агентство политических новостей (7 декабря 2006). Архивировано 10 мая 2009 года.
  34. Лузянин С. Г. Пятеро против одного. Приоритеты России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества не совпадают (недоступная ссылка). Независимая газета (28 сентября 2004). Архивировано 10 августа 2011 года.
  35. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин выступил на торжественном концерте по случаю 60-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и официального закрытия Года русского языка в Китае, Интернет-портал Правительства Российской Федерации (13.10.2009). Архивировано 5 сентября 2011 года.
  36. Баранов А. Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 9. — С. 57—59.
  37. Турция подала заявку на статус партнёра в ШОС
  38. Украина хочет стать наблюдателем в ШОС, заявил Янукович (недоступная ссылка). ria.ru. Архивировано 28 августа 2012 года.
  39. Представитель МИД РФ: Сирия подала заявку на участие в ШОС в качестве наблюдателя
  40. ШОС превратится в «восьмёрку»
  41. Белоруссия намерена активизировать участие в проектах ШОС
  42. Египет и Катар получили статус партнеров по диалогу ШОС.
  43. СМИ: ОАЭ получили статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества. ТАСС. ТАСС (6 мая 2023).
  44. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 261.
  45. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом
  46. История РАТС (недоступная ссылка). Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (03.03.2004). Архивировано 13 мая 2013 года.
  47. Осетров А. В. Деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС по противодействию терроризму в Центральной Азии (2004—2005 годы) // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 246—255. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  48. Может ли ШОС защитить от террористов? Интервью 1-го зам. МИД России В. И. Трубникова (недоступная ссылка). ЦентрАзия (23.04.2004). Архивировано 1 октября 2011 года.
  49. Москаленко В.Н. Проблемы безопасности: ШОС и Пакистан // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : сборник материалов "круглого стола", апрель 2007 г.. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 351—368. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  50. 50,0 50,1 50,2 50,3 Болятко А. В. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: ИДВ РАН, 2008. — С. 12—41. — ISBN 978-5-8381-0143-3.
  51. К справедливому миропорядку (недоступная ссылка). сайт фракции Единая Россия (27.05.2008). Архивировано 12 февраля 2012 года.
  52. Luan Shanglin. SCO to intensify fight against cross-border drug crimes (англ.) (недоступная ссылка). Xinhua News Agency (22 апреля 2006). Архивировано 15 мая 2015 года.
  53. Генсек ШОС призвал к активизации сотрудничества государств-членов организации в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (недоступная ссылка). Архивировано 29 сентября 2011 года.
  54. 54,0 54,1 Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 268—270.
  55. При крушении истребителя на российско-китайских учениях погибли два человека. Lenta.ru. 19.07.2009.  (Дата обращения: 19 июля 2009)
  56. Известия. — 28.04.2006.
  57. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 281.
  58. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 288.
  59. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 281, 287.
  60. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 282.
  61. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 284.
  62. Китайская экспансия в Среднюю Азию: игра на опережение или наступление? Мнение экспертов (недоступная ссылка). Среднеазиатская редакция ИА REGNUM (05.08.2007). Архивировано 2 марта 2008 года.
  63. Петров Д. Россия и Китай заключили «сделку века» (недоступная ссылка). Вести (17 июня 2009 г.). Архивировано 21 июля 2009 года.
  64. https://web.archive.org/web/20151222114925/http://www.tpp-inform.ru/global/6241.html
  65. https://web.archive.org/web/20151222114925/http://www.tpp-inform.ru/global/6241.html
  66. Сергей Катырин: Форум в Уфе полезно сделать регулярным (недоступная ссылка). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  67. Информационное агентство «ТПП-Информ» (недоступная ссылка). www.tpp-inform.ru. Дата обращения: 16 октября 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  68. Новостная лента на Официальном сайте Первого форума малого бизнеса регионов стран участниц ШОС и БРИКС.
  69. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С. 291.
  70. См. материалы и документы Университета ШОС на сайте EduWeek.ru Архивная копия от 7 января 2012 на Wayback Machine.
  71. Patterson R. Dereliction of Duty: The Eyewitness Account of How Bill Clinton Endangered America’s Long-Term National Security. — Regnery Publishing, March 2003.
  72. Ruddy Ch. Russia and China Prepare for War // Newsmax. — March 9, 1999. Архивная копия от 1 апреля 2013 на Wayback Machine
  73. Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. — М.: Московский центр Карнеги, 2005. — 63 с. — (Рабочие материалы; № 5).
  74. Дубнов А. Узбекские интересы пролоббируют в Вашингтоне. Архивная копия от 27 марта 2010 на Wayback Machine
  75. Строкань С. Винтами вперёд. Коммерсантъ (01.08.2005).
  76. 76,0 76,1 Рамсфелд включил Россию в «ось зла».
  77. Официальный сайт форума ШОС+.
  78. Путин направил приветствие участникам межпартийного форума ШОС+. Российская газета. Дата обращения: 4 ноября 2020.
  79. Банк России выпускает в обращение памятную монету из драгоценного металла

Литература

На русском языке (использованная в статье)

  • Алёшин В. А. Россия в коллективных структурах безопасности в ближайшем геополитическим пространстве. // Военно-политический журнал. — 2009. — № 7. — С. 30—34.
  • Взаимодействие России с Китаем и другими партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко А. В.. — М.: ИДВ РАН, 2008. — 180 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-8381-0149-5.
  • Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества // Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: РИСИ, 2006. — С. 251—316. — ISBN 5-7893-0080-4.
  • Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. — М.: Московский центр Карнеги, 2005. — 63 с. — (Рабочие материалы; № 5)
  • Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / Сост. А. Ф. Клименко. — М.: ИДВ РАН, 2008. — 400 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-8381-0143-3.

На русском языке (дополнительно)

  • Гэрвер Дж. У. Новое российско-китайское стратегическое партнёрство. Дальневосточное Рапалло // Перспективы сотрудничества России, Китая и других стран Северо-Восточной Азии в конце XX — начале XXI века. Тезисы докладов VIII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 7—9 октября 1997 г.)
  • Ефременко Д. В. Новый этап в развитии Шанхайской организации сотрудничества // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXIV: ежегодное издание. — М.: ИДВ РАН, 2019.
  • Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. — М.: РИСИ, 2005. — 117 с. — ISBN 5-7893-0064-2.
  • Петровский В. Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»: Эволюция, перспективы рос. участия / ИДВ РАН. — М.: Памятники ист. мысли, 2004.
  • Тусупбаева Г. А., Шаймергенов Т. Т. Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии: перспективы для ШОС и НАТО // Сборник материалов «Третья ежегодная алматинская конференция по вопросам безопасности и регионального сотрудничества», г. Алма-Ата, 2005.

На других языках (дополнительно)

  • Allison, R. Regionalism, regional structures and security management in Central Asia // International affairs 80. — № 2. — 2004.
  • Antonenko, O. The EU should not ignore the Shanghai Co-operation Organisation, Policy Brief, Centre for European Reform // URL: http://www.cer.org.uk/pdf/policybrief_sco_web_llmay07.pdf (недоступная ссылка)
  • Bailes, Alyson & Dunay, Pal — The Shanghai Cooperation Organization as a regional security institution // SCO, Stockholm International Peace Research Institute, Policy Paper No. 17, (May 2007) // URL: http://www.sipri.Org/contents/publications/Policypaperl7.html#download (недоступная ссылка)
  • Blank, Stephen — The Shanghai Cooperative Organisation: Post-Mortem or Prophecy // CEF Quarterly, The Journal of the China-Eurasia Forum (Summer 2005) // URL: http://ww\v.chinaeurasia.org/files/CEF_Quarterly_August_2005.pdf (недоступная ссылка)
  • Boahen, Albert Adu — African Perspectives of Colonialism. Baltimore 1987
  • Burles, Mark — Chinese Policy toward Russia and the Central Asian Republics // Peace Research Abstracts. — 2001. — Vol. 38. — №. 1.
  • Chabal, P. L’Organisation de Coopération de Shanghai et la construction de «la nouvelle Asie». — Brussels: Peter Lang, 2016. — 492 p.
  • Chabal, P. Concurrences Interrégionales Europe-Asie au 21ème siècle. — Brussels: Peter Lang, 2015. — 388 p.
  • Chung, Chien-peng — SCO: China’s changing influence in Central Asisa, The China quarterly No. 180 (Dec., 2004), pp. 989—1009, School of Oriental and African Studies, University of London, 2004 // URL: https://www.jstor.org/pss/20192414
  • Cohen, Ariel — The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia? // The Heritage foundation, July 18, 2001
  • Cohen, Ariel. (18 July 2001). «The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia?». The Heritage Foundation.
  • Cohen, Ariel. (24 October 2005). «Competition over Eurasia: Are the U.S. and Russia on a Collision Course?». The Heritage Foundation.
  • Daly, John. (19 July 2001). «'Shanghai Five' expands to combat Islamic radicals». Jane’s Terrorism & Security Monitor.
  • Davis, Jacquelyn & Sweeney, Michael — Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? // The Institute for Foreign Policy Analysis, Washington DC, 2004 // URL: www.ifpa.org/pdf/S-R-Central-Asia.pdf
  • Douglas, John Keefer / Nelson, Matthew B. / Schwartz, Kevin (October 2006); «Fueling the Dragon’s Flame: How China’s Energy Demands Affect its Relationships in the Middle East.» (162 КБ), United States-China Economic and Security Review Commission.
  • Feigenbaum, Evan — The Shanghai Cooperation Organization and the Future of Central Asia, The Nixon Center, September 6, 2007 // URL: https://web.archive.org/web/20100609192555/http://merln.ndu.edu/archivepdf/centasia/State/91858.pdf
  • Felgenhauer, Pavel — Russia is Stronger and More Aggressive, Eurasia Daily Monitor, The Jamestown Foundation, vol. 5, No. 136 (July, 2008)
  • Fels, Enrico (2009), «Assessing Eurasia’s Powerhouse. An Inquiry into the Nature of the Shanghai Cooperation Organisation», Winkler Verlag: Bochum. ISBN 978-3-89911-107-1
  • Feng, Han & Ji, Cheng — ASEAN Integration and Its Effects, 28 Nov 2008, Beijin // URL: http://www.carnegieendowment.org/events/?fa=eventDetail&id=1233
  • Garnett, Sherman — Rapprochement or rivalry: Russia- China relations in a changing Asia / Ed.by Garnett Sherman W. — Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2000. — X, 437 p.
  • Gill B., Blumenthal D., Swaine M., Mathews J.T. — China as a Responsible Stakeholder, Monday, June 11, 2007 — Washington, D.C., the Carnegie Endowment // URL: http://www.carnegieendowment.org/events/?fa=eventDetail&id=998
  • Gill, Bates and Oresman (August 2003), Matthew, China’s New Journey to the West: Report on China’s Emergence in Central Asia and Implications for U.S. Interests, CSIS Press.
  • Gleason, Gregory. "The Uzbek Expulsion of US Forces and Realignment in Central Asia, " Problems of Post-Communism, vol. 53, No. 2 (March-April, 2006), pp. 49-60.
  • Guang Pan, Bailes Alyson, Dunay Pál & Troitskiy Mikhail — The Shanghai Cooperation Organization, Stockholm International Peace Research Institute Policy Paper No. 17, May 2007. — 60. ISSN 1652-0432 // URL: https://web.archive.org/web/20110609205525/http://books.sipri.org/files/PP/SIPRIPP17.pdf
  • Guangcheng, Xing — Sunzhuangzhi, Shanghai hezuo zuzhi yanjiu (SCO studies). Changchun: Changchun chubanshe, 2007
  • Huasheng, Zhao — Dui shanghai hezuo zuzhi fazhan qianjing de ji dian kanfa (SCO prospects: some ideas) // Guoji wenti yanjiu (Foreign research), 2006, № 3.
  • Jian, Wang — Shanghai hezuo zuzhi de weilai fazhan Iujing xuanze — cong diqu gonggongchanpin de shejiao (Public goods approach to the SCO future) // Shehui kexue (Social science), 2007, № 8. 67-73
  • Keidel, Albert — China’s Economic Rise — Fact and Fiction, the Carnegie Endowment / Policy Brief No. 61 July 2008 // URL: http://www.carnegieendowment.org/files/pb61_keidel_final.pdf
  • Klingemann, Hans-Dieter ed. (2007) The State of Political Science in Western Europe. Opladen: Barbara Budrich Publishers. ISBN 3-86649-045-3
  • Kotkin, Stephen — The Unbalanced Triangle: What Chinese-Russian Relations Mean for the United States, Foreign Affairs, September/October 2009 URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/65230/stephen-kotkin/the-unbalanced-triangle?page=show
  • Kuchins, Andrew — Russia’s Strategic Partnership and Global Security // Policy Memo Collection (PONARS/Council on Foreign Relations, Policy Memo Series No. 146—181), November 2000, pp. 103—107
  • Lipsitz, George — American Studies in a Moment of Danger, University of Minnesota Press, 2001, ISBN 0-8166-3949-3
  • McDermott, Roger — Kazakhstan’s Partnership with NATO: Strengths, Limits and Prognosis / China and Eurasia Forum Quarterly, Volume 5, No. 1 (2007) p. 7-20, Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, ISSN: 1653-4212
  • Menéndez, Agustín José — Altiero Spinelli: From Ventotene to the European Constitution / RECON Report No 1, ARENA Report 1/07, Oslo, January 2007
  • Meunier, Sophie & McNamara, Kathleen — The State of the European Union, Oxford, 2007 ISBN 978-0-19-921868-4
  • Navrozov, Lev. (17 February 2006). «The Sino-Russian 'Shanghai Cooperation Organization'» (недоступная ссылка). NewsMax.com.
  • Oresman, Matthew — The Shanghai Cooperation Summit: Where Do We Go From Here?// The Journal of The China-Eurasia forum: Special Edition: The SCO at One (July 2005), // URL: http://w\vw.silkroadstudies.org/new/docs/CEF/CEF_QuarterIy_JuIy_2005.pdf (недоступная ссылка)
  • Oresman, Matthew (August 2004) «Beyond the Battle of Talas: China’s Re-emergence in Central Asia» (4.74 МБ), National Defense University Press.
  • Patterson, Robert — Dereliction of Duty: The Eyewitness Account of How Bill Clinton Endangered America’s Long-Term National Security, Regnery Publishing, March 2003
  • Roberts, Peter & Lloyd, Greg. Regional Development Agencies in England: New Strategic Regional Planning Issues? // Regional Studies. Journal of the Regional Studies Association. Volume 34, № 1, February 2000. Pp. 75-80.
  • Rosamond, Ben — Theories of European Integration, Palgrave Macmillan, 2000 ISBN 978-0-312-23120-0
  • Stakelbeck, Frederick W., Jr. (8 August 2005). «The Shanghai Cooperation Organization». FrontPageMagazine.com.
  • Swanstrom, Niklas — China and Central Asia: A new Great Game ot traditional vassal relations?// Journal of contemporary China, Abingdon, 2005, Vol. 14, № 45, P. 569—584.
  • Swanstrom, Niklas — The prospects for multilateral conflict prevention and regional cooperation in Central Asia // Central Asian survey.Oxford, 2004, Vol. 23, № 1, P. 41-53;
  • Sznajder, Ariel Pablo, «China’s Shanghai Cooperation Organization Strategy» University of California Press, May 2006
  • VanDeveer, Stacy & Dabelko, Geoffrey — Redefining Security Around the Baltics: Environmental Issues in Regional Context // Global Governance (1999) 5, 224. vol. 53, No. 2 (March-April, 2006), pp. 49-60.
  • Yom, Sean L. (2002). «Power Politics in Central Asia: The Future of the Shanghai Cooperation Organization». Harvard Asia Quarterly 6 (4) 48—54.

Ссылки