Шандан (Дагестан)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Шандан
дарг. Шандан, Шинттан
 Derafsh Kaviani flag of the late Sassanid Empire.svg
Flag of None.svg 
Flag of None.svg 
VIII н. э. — XI н. э.
Религия язычество[1], христианство, ислам[2]

Шанда́нсредневековое государственное образование на территории Дагестана. Впервые Шандан упоминается в походах Марвана ибн Мухаммада. После XI века Шандан не упоминается.

Территория

В вопросе локализации Шандана у исследователей нет единого мнения. По мнению исследователей, наиболее вероятным можно считать, что в Х-XI веках уже занимал сравнительно значительную территорию, в состав которой входили в том числе земли проживания даргинцев, известные впоследствии под названием Акуша-Дарго[3] (современные Акушинский, частично Левашинский и Дахадаевский районы Дагестана)[цитата не приведена 630 дней], а также междуречья рек Гамри-озень и Артозень в их верхнем и среднем течении.[цитата не приведена 630 дней]

Отождествление с другими государствами

Известный российский кавказовед Людмила Борисовна Гмыря отождествляет Шандан с упоминаемым в более позднее время царством Джидан[4]. В пользу этой версии говорит тот факт, что Шандан являлся одним из главных противников мусульманского Дербента. В хронике Дербент-Наме сохранились многочисленные сведения о «исламских набегах» на Шандан со стороны Дербента и Хайдака. Шандан активно поддерживался хазарами в его борьбе против мусульман. В 937 году Хайдак и Дербент организовали внезапный набег, разгромив Шандан, который не упоминается в Дербент-Наме после этих событий. Ал-Масуди на 943 год называет главным противником мусульманского Дербента Джидан, автор дербентской хроники — Шандан.

А. К. Аликберов допускает отождествление обитателей Шандана с гунно-савирами, хазарами и иудеями, сопротивлявшихся исламизации[5][цитата не приведена 631 день]. Об этом же писал упомянутый автор Якут, описывая Шиндан как одну из хазарских земель[6]. Тем не менее, говоря о хазарах в сочинениях арабских писателей-современников дагестанский исследователь Р. Магомедов предполагает, что слово «хазары» использовалось ими не как обозначение конкретной народности, а как широкое собирательное название военно-политического антиарабского союза, куда включались и местные коренные народности[7].

Этимология

Слово шандан на даргинском языке значит сталь[8][9].

По мнению Минорского, название могло произойти от племенного обозначения "Шанд (/Шинд)" в сочетании с иранским суффиксом "ан" (автор сравнивает его с названием Табасар-ан[6], об иранском происхождении которого также писал Услар[10]).

История

Впервые Шандан упоминается во время исламизации Дагестана Марваном ибн Мухаммадом. Шандан воевал с арабами и до последнего не принимал ислам. В арабских источниках назывался «злейшим врагом мусульман». Согласно Баладзури, когда Шандан капитулировал, он предложил победителю 100 юношей с обещанием посылать ежегодно 5 тысяч модиев в житницу Дербента[1].

Как отмечает древний историк Мухаммед Рафи, в первой половине IX века часть территории Шандана, также оказалась в составе Серира[3].

В 886 году Мухаммад ибн Хашим напал на Шандан и покорил Дибгаши и Чишили[1].

Попытка разбить Шандан была предпринята в 909/912 году правителем Ширвана Али ибн Хайсамом совместно с эмиром Дербента (Мухаммад ибн Хашим[1]). С большим числом газиев они напали на Шандан («одна из земель хазар») и потерпели поражение. В результате Али ибн Хайсам и эмир Дербента попали в плен вместе со своим войском. Пленных поделили между Сариром, Шанданом и хазарами. Вскоре часть мусульман и сами правители были освобождены сарирцами, остальные пленные были проданы[11].

В 938 году эмир Дербента Ахмад ибн Абд ал-Малик послал своего помощника Абу-л-Фавариса с конным отрядом из дербентцев и хайдакцев. Они напали на Шандан ночью и овладели Дибгаши. Две экспедиции из ал-Баба в течение 938 года достигли своей цели[1].

Наиболее ранние сведения о «царстве Хайдаг» относятся к 938 году в хронике «История Ширвана и ал-Баба», где упоминается совместный поход конных отрядов кайтагцев и дербентцев на владение Шандана:

«....он (Абд ал-Малик) послал своего помощника... с конным отрядом из дербентцев и хайдакцев в селение Аран. Они внезапно напали на врага ночью, убили много знатных людей Шандана»[12].

В 1037 году шанданцы предприняли попытку атаковать Дербент, но потерпели поражение, многие были убиты или взяты в плен, среди мусульман Дербента тоже потери. В 1040 году мусульманами был совершен исламский поход против Шандана[13].

Цитата из сочинения Мас'уда б. Намдара:

Следует припомнить, что Шандан описывается как значительный центр, причинявший немало забот мусульманам. По методу исключения можно считать, что единственным районом, не занятым другими лучше известными народами, остается долина Акуша, лежащая на восточном притоке кумухского рукава Кой-Су. На запад от Акуша живут кумухи, а на востоке она граничит с территорией Ур-Караха и Кайтака. Чишли и Дибгаша лежат за пределами Акуша, но, будучи открыты для нападений, они легко могли переходить из рук в руки. По языку народ Акуша отличается и от кумухов и от аварцев, но говорит на диалекте той же даргинской группы, что и население Кайтака. Во всяком случае изолированное положение акушинцев позволяло им держать себя более независимо[1].

Во время правления халифа Ал-Муктади, согласно хроникам Якута аль-Хамави, Шандан перешёл из христианства в ислам[2]. Как указывает Якут, Шандан — «одна из областей хазар», является ближайшим северным соседом Дербента, как и Хайдак[14].

В дальнейшем на территории Шандана существовали несколько вольных обществ — Каба-Дарго[15][16] и Акуша-Дарго[17][11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДЕРБЕНДА->ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ §1.2. Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Якут аль-Хамави. Словарь стран / Муджам аль-булдан — Т. III — С. 328
  3. 3,0 3,1 Магомедов М. История аварцев Архивировано 11 июля 2012 года.
  4. Гмыря Л. Б. Тюркские народы Северного Кавказа // История татар. Том II. Волжская Булгария и Великая Степь. — Казань, 2006.
  5. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI-XII вв.)/ А.К. Аликберов. — М. : Вост. лит., 2003. - С.143
  6. 6,0 6,1 В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда — М., 1963->Общие замечания §1.2. www.vostlit.info. Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  7. Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1999. — Т. I. — С. 50. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 5-297-00577-9.
  8. Иса Муртузалиевич Улакаев. Урахи и урахинцы (Xlурухъ). — Юпитер, 2004. — 640 с. — ISBN 978-5-7895-0081-1.
  9. Б. Г. Алиев. Каба-Дарго в XVIII-XIX вв / А. Р. Шихсаидов. — Махачкала, 1972. — С. 19. Архивная копия от 2 декабря 2021 на Wayback Machine
  10. Voprosy i︠a︡zykoznanii︠a︡ - Google Книги
  11. 11,0 11,1 В. Ф. Минорский. История Ширвана и ал-Баба/ Пер. В.Ф. Минорского // История Ширвана и Дербенда X—XI веков. — М., 1963. — С. 48.
  12. В. Ф. Минорский. История Ширвана и ал-Баба/ Пер. В.Ф. Минорского // История Ширвана и Дербенда X—XI веков. — М., 1963. — С. 66.
  13. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда — М., 1963.->Текст. www.vostlit.info. Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
  14. Йакут. III. — С. 328.
  15. С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании.. — 1937. — С. т. 1.
  16. Чулков М. Д. 18 в. Историческое описание Российской коммерции.
  17. Р. М. Магомедов. История Дагестана. С древнейших времен до конца XIX в. — Махачкала, 1968. — С. 75.