Шабельников, Юрий Леонидович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юрий Шабельников
Юрий Шабельников, 2006.Юрий Шабельников, 2006.
Имя при рождении Юрий Леонидович Шабельников
Жанр Живопись, инсталляция
Учёба Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова

Ю́рий Леони́дович Шабе́льников (24 декабря 1959, Таганрог) — российский художник.

Биография

Родился 24 декабря 1959 года в Таганроге[1] в семье инженеров. Окончил среднюю школу №9 с английским уклоном.

Окончил Таганрогскую детскую художественную школу. Ученик Леонида Стуканова[2].

С 1977 по 1979 год учился на худграфе Ростовского государственного педагогического института, который был вынужден покинуть по политическим мотивам. В 1979—1982 годах учился в Ростовском художественном училище[1].

С 1982 по 1995 год преподавал живопись в детской художественной школе Таганрога. Работая в ДХШ, разработал совместно с Владимиром Барановским оригинальную методику преподавания композиции[3], построенную на принципах веймарской школы Баухаус.

С 1987 года — член товарищества «Искусство или смерть»[4]. В 1990—1991 годах — художник-постановщик в Таганрогском драматическом театре.

Первая персональная выставка «Богудонская школа» состоялась в 1993 году в московской галерее «Велта» при содействии Авдея Тер-Оганьяна, называвшего себя учеником Шабельникова[5].

В 1995 году перебрался в Москву. Жил и работал в сквоте «Бауманская, 13» до его закрытия в 1998 году. С 2006 года читал лекции и проводил мастер-классы для слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские»[6].

В 2007 году был включён в шорт-лист премии Кандинского в номинации «Художник года».

В 2008 году работа Юрия Шабельникова «Граница» (2006 г., х/м, 210х175) из серии «Реквием воли» была продана на аукционе «Sotheby’s»[7].

Работает с галереями АртСтрелка Projects (Москва, 2004—2009), М. Гельмана (Москва), «Orel Art» (Париж).

В 2012 году создал совместно с Юрием Хоровским памятник для могилы актрисы Людмилы Гурченко[8][9].

В сентябре 2012 года проект Шабельникова «Библейская почта» был включён в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Проект года»[10].

Живёт и работает в Москве.

Работы находятся в собраниях

Персональные выставки

Галерея

Групповые выставки

Акции

Сценография

Фильмография

  • «Кошляков, Шабельников, Тер-Оганьян, Сигутин». Д/ф, «Art via Video», 2006.

Цитаты

  • «Художник не занимается самовыражением — это важно. Раньше художник открывал новые пространства, работал со стилем, а сейчас выясняется, что художник больше стиля — он находится между стилями, задействует тот или иной стиль, тот или иной метод высказывания, в зависимости от установки, концепции. Художник не связан ни стилем, ни языком. В основном, он занимается собой и сознанием, коммуникациями, соотнесением. Условно говоря, современное искусство — это способ выяснения отношений. С искусством, с самим собой. Как это сформулировал мой старый приятель Авдей Тер-Оганьян, сейчас современное искусство существует в зоне искусства об искусстве. Что это значит? Я не могу делать что-то произвольно, я вынужден реагировать на ситуацию. Постмодернизм — ситуация в культуре, и эта ситуация обязывает, я не могу её игнорировать. Современный художник не игнорирует ни ситуацию, ни историю искусств, ни контекст. Существует же ещё и история концепции, ничего на пустом месте не бывает. Осознание всего этого плюс дистанцирование от субъекта высказывания, от самого себя — это и есть базовые признаки того, что автор работает в зоне современного искусства»[6] — Юрий Шабельников, 2014.

Факты

Литература

  • Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
  • К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007. — 560 с. — ISBN 5-9237-0026-3.
  • Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с SONY: Каталог. — М.: Imageland Public Relations, 2003. — 152 с.
  • Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки. — М.: GIF, 1999. — 192 с — ISBN 5-9237-0001-8
  • Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. — М.: GIF, 1999. — 96 с. — ISBN 5-9237-0002-6.
  • Мефодиев М. Вылкам глаз или поосторожнее с авангардом // Комсомолец. — 1989.
  • Болдырев А. Ай да шалунишки // Вечерний Ростов. — 1989.

Ссылки

Источники

  1. 1,0 1,1 Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7.
  2. Владимирова М. Граф Стуканов // Таганрогская правда. — 2007. — 16 янв.
  3. Белашова В. Ушёл из жизни таганрогский художник Владимир Барановский // www.ruffnews.ru. — 2021. — 5 авг.
  4. Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999. — 158 с. — ISBN 5-7187-0358-2.
  5. 5,0 5,1 Арутюнова В. Школьный учитель из «Богудонской школы» // Коммерсантъ. — 1993. — 17 июня.
  6. 6,0 6,1 6,2 Эстеркина И. Юрий Шабельников: «Современное искусство — это способ выяснения отношений» // Biruchiy. — 2014. — № 1. — С. 26-31.
  7. Цены художника Шабельников Юрий Леонидович
  8. Баринова Н. Сотни людей пришли на открытие памятника Людмиле Гурченко на Новодевичьем кладбище // ИТАР-ТАСС. — 2012. — 4 августа.
  9. Собств. корр. Памятник Людмиле Гурченко открыли на Новодевичьем кладбище в Москве // РИА Новости. — 2012. — 4 авг.
  10. Дьяконов В. Искусство не выбирать // Коммерсантъ. — 2012. — 10 сент.
  11. 11,0 11,1 Шабельников Юрий Леонидович // DAR. Русское искусство XX—XXI веков. Справочник цен. — М.: Art Russie Ltd, 2006. — С. 344.
  12. 12,0 12,1 Каталог выставочной программы галереи Перелётного кабака / Под ред. А. Лялиной. — М.: Перелётный кабак, 2020. — 96 с. (e-book)
  13. Собств. корр. Марина Печерская о новом сезоне в Pechersky Gallery Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine // www.trendspace.ru. — 2013. — 9 сент.
  14. Собств. корр. Юрий Шабельников. Реквием воли. Интервью // cultobzor.ru. — 2013. — 11 окт.
  15. Балаховская Ф. Юрий Шабельников «Реквием воли» // TimeOut. — 2013. — 9 окт.
  16. Пилипенко Г. Плоть искусства в Ростове // www.rostovnews.net. — 2013. — 15 авг.
  17. Нестеренко М. Юрий Шабельников: «Нужно уметь видеть драматургически» // Эксперт Юг. — 2013. — № 39-40.
  18. Собств. корр. Вернисажи недели. 5-11 декабря // OpenSpace.Ru. — 2011. — 5 дек.
  19. Москвичева М. Тоталитарный режим покрыли матом Архивная копия от 26 декабря 2011 на Wayback Machine // Московский комсомолец. — 2011. — 12 дек.
  20. Данилкина О. Юрий Шабельников: «Примитивный человек востребует примитивное» Архивная копия от 17 апреля 2011 на Wayback Machine // aroundart.ru. — 2011. — 20 дек.
  21. Собств. корр. Юрий Шабельников. «Мистерия-beef» // Афиша. — 2000. — 22 мая.
  22. Овсова М. Фото на сале. Не продаётся // Московский комсомолец. — 1998. — 8 дек. — С. 3.
  23. Чебышева К. Юмор с каннибальским отливом // Труд. — 1998. — 1 апр.
  24. Молодцова В. Съели тело Ленина… // Российская газета. — 1998. — 1 апр.
  25. Соколянский Ю. Мы говорим «торт», подразумеваем — «Ленин» // Русский телеграф. — 1998. — 3 апр.
  26. Словаева Н. Юрий Шабельников: «Художник — это столкновение амбиций, потенциала и обстоятельств» Архивная копия от 16 марта 2014 на Wayback Machine // www.artguide.com. — 2014. — 13 марта.
  27. Толстова А. Ленин вне Мавзолея // Коммерсантъ Weekend. — 2020. — 17 апр. — № 12. — С. 5.
  28. Булавин Р. Некроакадемия. Прорвало… //Таганрогский вестник. — 1995. —— 10 июня.
  29. Кожемякина О. Тотальное искусство в Таганроге // Город. — 1995. — 7 июня. — С. 3.
  30. Боде М. Два приношения: горькое и сладкое // Художественный журнал. — 1996. — № 9.
  31. Собств. корр. Сладкое и горькое приношение победителям // Город N. — 1995. — 17 мая.
  32. Inf. Turbulent nature // Moscow Guardian. — 1993. — 25 june.
  33. 33,0 33,1 33,2 Алленова Е., Извеков А., Кравцова М., Матвеева А. Безумный таксидермист // artguide.com. — 2016. — 16 ноября.
  34. Собств. корр. Ростовчан приглашают на всероссийскую выставку коллажа «Принцип случайного» // Кто главный. — 2021. — 24 ноября.
  35. Собств. корр. Выставка учеников художника Леонида Стуканова открылась в Таганроге Архивная копия от 28 февраля 2017 на Wayback Machine // РОССИЯ. Вести-Дон. — 2017. — 27 февр.
  36. Воробьёва С. Выходные с «Ёрш. Таганрог» // www.ruffnews.ru. — 2017. — 22 февр.
  37. Собств. корр. ПОСЛЕ ГРАФА Архивная копия от 12 марта 2017 на Wayback Machine // Кто главный. — 2017. — 10 марта.
  38. Савкив В. Важный гость. Юрий Шабельников // Old Fashioned Radio. — 2016. — 7 окт.
  39. Собств. корр. В Харькове показали стреляющую лопату и крымские корабли из огня // www.segodnya.ua. — 2015. — 22 июня.
  40. Сергацкова Е. Нейтральная полоса. Война и искусство на Бирючем // life.pravda.com.ua. — 2014. — 23 сент.
  41. Собств. корр. Современное искусство на острове Бирючий // focus.ua. — 2014. — 30 сент.
  42. Эстеркина И. Импровизация как часть жизни, текущей не по плану // artukraine.com.ua. — 2014. — 16 сент.
  43. Шахиджанян С. Реконструкция: выставка о художественной жизни Москвы 1990-х // ИТАР ТАСС. — 2013. — 17 сент.
  44. Данилкина О. Взгляды и подмигивания // colta.ru. — 2013. — 13 марта.
  45. Пархоменко К. Скандальная выставка Марата Гельмана «Icons» // azbyka.ru. — 2013. — 3 апр.
  46. Штейнер А. Технологии революции // Артхроника. — 2013. — 5 апр.
  47. Долинина К. Притча в инсталляциях // Коммерсантъ. — 2013. — 2 апр.
  48. Арбузова М. «Пресные плоды совриска» // Взгляд. — 2013. — 24 апр.
  49. Сафина М. В Музее PERMM открылся «парадный показ» собственной коллекции // Комсомольская правда. — 2013. — 26 янв.
  50. Чупахин Д. Связанные одной целью (недоступная ссылка) // www.business-class.su. — 2013. — 28 янв.
  51. Сохарева Т. Выставка номинантов Премии Кандинского Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine // www.geo.ru. — 2012. — 10 дек.
  52. Русаков Э. Иди и смотри // Красноярский рабочий. — 2012. — 19 июля.
  53. Ракова В. Марат Гельман «испугался» приехать в Красноярск // АиФ на Енисее. — 2012. — 17 июля.
  54. Орлова М. В музее PERMM показали «Родину» на экспорт // Российская газета. — 2011. — 14 ноября.
  55. Левкин А. Машинка Шабельникова // www.polit.ru. — 2009. — 19 окт.
  56. Кулик И. «Арт-Москву» зачистили от салона // Коммерсантъ. — 2008. — 15 мая.
  57. Толстова А. Продукты своего времени // Коммерсантъ. — 2007. — 25 дек.
  58. Собств. инф. Малевич urbi et orbi // Коммерсантъ. — 1996. — 27 февр. — С. 13.
  59. Собств. корр. Братуханы приветствуют Клеопатру // Комсомолец. — 1989. — 17 ноября.
  60. Ваганов И. Клеопатра, мы хотим тебя любить // Кто главный. — 2010. — № 2.
  61. Тимофей «Италия имеет форму сапога?» или сапог имеет форму Италии? // Комсомолец. — 1989. — 31 янв.
  62. Исачкин В. О серьёзности простых истин // Комсомолец. — 1989. — 11 марта.
  63. Синеок С. Как фанера над Парижем // Комсомолец. — 1988. — 28 июня.
  64. Пилипенко Г. Ростовский Союз журналистов палец не утвердил // www.rostovnews.net. — 2011. — 21 окт.
  65. Афанасьева Е. Штрихи к портрету выставки // Комсомолец. — 1988. — 29 марта.
  66. Бражкина А. 1989. Клеопатра, братуханы! — первая попытка политического хэппининга в Ростове // Неофициальный Ростов 1980—1990. — 2010. — 3 февр.
  67. Ильич С. «Не пысь мне лось на нары!», пел Старик Букашкин на ростовской Зоне // www.rostovnews.net. — 2010. — 13 сент.
  68. 68,0 68,1 Официальный сайт ГЦСИ