Чино да Пистоя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Чино да Пистойя»)
Чино да Пистоя
итал. Cino da Pistoia
Portret van Cino da Pistoia Portretten van beroemde Italianen met wapenschild in ondermarge (serietitel), RP-P-1909-4625.jpg
Место рождения Пистоя
Место смерти Пистоя
Язык произведений итальянский

Чино да Пистоя[1], также Чино да Пистойя[2][3], настоящее имя Чино Сигибульди / Синибульди[4] (итал. Cino da Pistoia, Cino Sigibuldi / Sinibuldi; ок. 1270, Пистоя — ок. 13361337, там же) — итальянский поэт, прозаик и юрист, представитель школы «дольче стиль нуово».

Биография и творчество

Родился около 1270 года в Пистое, в знатной семье. Получив начальное образование, поступил в Болонский университет, где изучал право. В числе его учителей был знаменитый правовед Франческо д’Аккурсио. В 1292—1293 году был во Франции, в Париже, Реймсе и Орлеане, где слушал в Орлеанском университете лекции Пьера де Бельперша[fr][5][4][6]. Затем вернулся в Италию: вначале в Болонью, затем в Пистою, где женился на Маргерите ди Ланфранко дельи Уги (Margherita di Lanfranco degli Ughi), в браке с которой у него родились сын и несколько дочерей[5][4].

В Пистое Чино был вовлечён в политику, принадлежал к партии чёрных гвельфов и в 1303 году, когда в городе взяли верх его противники, вынужден был отправиться в изгнание[7][5][2]. Он вернулся на родину в 1306 году, а в 1310 году, при императоре Генрихе VII, чью политику он всецело поддерживал, был назначен советником императорского суда[4][7]Аккурзий, Франциск. Когда Генрих VII в 1313 году умер, Чино вернулся к занятиям юриспруденцией и юридической практике[5]. Известность ему принёс написанный на латинском языке труд «Lectura in Codicem» (1314) — комментарий к первой из девяти книг Кодекса Юстиниана[1][5]. По его завершении Чино получил докторскую степень в Болонском университете и затем преподавал право в университетах Болоньи, Сиены, Неаполя, Перуджи и пр.[5] В 1334 году вернулся в Пистою, где был избран гонфалоньером[7][5]. Умер в Пистое в конце 1336 или 1337 года и был похоронен в городском соборе[5]. Петрарка посвятил его памяти траурный сонет, в котором говорилось, что мессера Чино оплакивают все пишущие по-итальянски и на латыни[5][8].

Как поэт Чино да Пистоя прославился любовной лирикой, созданной в традициях школы «дольче стиль нуово» и посвящённой женщине по имени Сельваджа[1]. Среди всех «стильновистов» его поэтическое наследие наиболее велико: до наших дней дошли 165 стихотворений[2][9]. Его чрезвычайно высоко ценили современники: Данте (с которым Чино связывали дружеские отношения и с которым он поддерживал переписку во время своего изгнания), Боккаччо, Петрарка, Полициано[7][2]. Вместе с тем поэзию Чино нельзя назвать оригинальной: он, скорее, умело синтезировал мотивы и приёмы «сладостного нового стиля», заимствуя образы, лексику, рифмы и пр. у Гвиницелли, Кавальканти, Данте и других поэтов[2][9]. Его стихам свойственна лиричность и простота; некоторое обеднение мысли и эмоционального накала компенсируются в них изящной игрой слов и музыкальностью языка[2][7]. Вероятно, современников привлекало также и то, что описанный в них любовный опыт конкретен и индивидуален (а не универсален, как у Данте), что свидетельствует об интересе к психологическим переживаниям индивидуума[10]. Во многом лирика Чино да Пистоя предвосхитила творчество Петрарки, оказав на последнего большое влияние[2][1][7].

Латинская проза Чино да Пистоя также имела немалое значения для развития политической и юридической мысли. Главные его идеи основывались на римском праве: он ратовал за освобождение государства от церкви и полагал, что император должен получать власть от народа, а не от папы. Учеником и последователем Чино был основатель ренессансной юриспруденции Бартоло да Сассоферрато. Идеи Чино постепенно распространились в странах Западной Европы, откуда проникли в Польшу, а затем — в XVI веке — на Русь, где нашли отражение, в частности, в рассуждениях Фёдора Карпова на тему справедливого государства[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Чино да Пистоя. Большая российская энциклопедия.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Хлодовский Р. И. Предвозрождение и поэзия «сладостного нового стиля». ФЭБ.
  3. Топорова, 2001.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Stefano Carrai, Paola Maffei. SINIBULDI, Cino (итал.). Dizionario Biografico degli Italiani.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Gennaro Maria Monti. CINO da Pistoia (итал.). Enciclopedia Italiana.
  6. Голенищев-Кутузов, 1972, с. 228.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Cino Da Pistoia (англ.). Britannica.
  8. Голенищев-Кутузов, 1972, с. 229.
  9. 9,0 9,1 Топорова, 2001, с. 110.
  10. Топорова, 2001, с. 110—111.
  11. Голенищев-Кутузов, 1972, с. 230.

Литература

  • Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. — М.: Наука, 1972. — 312 с.
  • Топорова А. В. Ранняя итальянская лирика. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. — 195 с.