Чимароза, Доменико

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Доменико Чимароза
Domenico Cimarosa
Основная информация
Страна  Королевство Сицилия  Венецианская республика
Профессии композитор
Годы активности 1772—1800
Жанры опера, симфоническая музыка

Доменико Чимароза (итал. Domenico Cimarosa[1][2], в приходской книге Cimmarosa[3]; 17 декабря 1749, Аверса — 11 января 1801, Венеция) — итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века[4].

Биография

Детство и юность

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750[5] (по другим сведениям, в 1756[1]) году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте (итал. Reggia di Capodimonte)[4], упав со строительных лесов[5]. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был принят в школу при монастыре[4].

Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией[5]. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию Санта-Мария ди Лорето[6], где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие[5]. Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом (в частности исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини «Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя[7]). После окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, в 1770 году вместе с Дзингарелли и Джузеппе Джордани посещая старшие курсы в капельмейстерском классе и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771 году он, возможно, брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини[4].

Начало карьеры

В 1772 году состоялась премьера первой оперы-буффа Чимарозы, «Причуды графа» (итал. Le stravaganze del conte), исполненной в театре Деи Фиорентини[it] в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро» (итал. Le magie di Merlina e Zoroastro[4]. После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей славе как оперного композитора сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло[5]. В том же году он женился на дочери успешного музыкального импресарио Гаэтане Палланте, но этот брак продлился недолго — уже в следующем году Гаэтана умерла. По-видимому, вторично Чимароза женился вскоре после этого, зачав со второй женой двоих детей. Однако и вторая жена Чимарозы прожила недолго[1].

Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись в театре Валле[it]. «Возвращение дона Каландрино» (итал. Il ritorno di Don Calandrino), «Итальянка в Лондоне» (итал. L'italiana in Londra), «Женщины-соперницы» (итал. Le donne rivali) и «Парижский художник» (итал. Il pittore parigino) были поставлены там между 1778 и 1781 годами. Также в Риме, в театрах делле Даме и «Арджентина», прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре[8] «Гай Марий» (итал. Caio Mario, 1780) и «Александр в Индии» (итал. Alesandro nelle Indie, 1781). Гёте был весьма очарован пьесой «Импресарио в нужде» (итал. L’impresario in angustie), которую он услышал во время своего визита в Рим в 1787 году. 10 июля 1780 г. «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре «Ла Скала» в Милане, начав традицию исполнения его работ, которая продолжались до XIX века[4]. В Неаполе были поставлены оперы-буффа «Мнимая парижанка» (итал. La finta parigina) и «Благородная фраскатанка», созданы оратории «Авессалом» и «Юдифь» и ещё два десятка произведений крупных жанров, в основном опер-буффа. Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием)[5].

Зрелая жизнь

29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом (без жалования) в Неаполитанской королевской часовне. 28 марта 1785 года он был переведен на должность второго органиста с ежемесячной зарплатой восемь дукатов, которые продолжали ему выплачиваться даже во время его отсутствия в Неаполе. С начала 1780-х он также был назначен маэстро (учителем) консерватории при детском приюте Оспедалетто[it] в Венеции; точно не ясно, когда состоялось это событие, хотя 1782 год — наиболее вероятная дата, так как в том году его ранее сочинённая[9] оратория «Авессалом» была переписана для этой консерватории. Несколько его оперных постановок в следующие годы (начиная с опер «Китайский герой» и «Влюблённая балерина», поставленных в Неаполе в 1782) также связаны с его службой в Оспедалетто[4].

В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II, чтобы занять место придворного композитора, освобождавшееся из-за отъезда Паизиелло[5]. На пути к Санкт-Петербургу Чимароза и его жена посетили Ливорно как гости Великого герцога Тосканского Леопольда, который позже, уже как император, сыграл важную роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме Чимароза посетил герцогиню Марию Амалию, а в конце августа и сентябре провел 24 дня в Вене, где был представлен императору Иосифу II. В эти дни император неоднократно приглашал Чимарозу петь и играть для него. Все эти контакты усилили связи композитора с венским двором[4]. После Вены Чимароза посетил Варшаву, также задержавшись там на месяц по просьбам местной аристократии[5].

Источники расходятся в вопросе о том, когда Чимароза прибыл в Санкт-Петербург. Его биография в «Новом словаре музыки и музыкантов Гроува» сообщает о его прибытии в российскую столицу уже в начале декабря 1787 года и написанном в том же году Реквиеме соль минор на смерть герцогини Серра-Каприола, жены посла Королевства обеих Сицилий[4]. В то же время «Русский биографический словарь» пишет, что композитор потратил на путь в Россию намного больше времени, лишь в июле 1788 года покинув Неаполь и по пути в Турине успев поставить оперу «Владимир» (итал. Il Valdamiro), так что к месту службы он добрался лишь в начале 1789 года[5].

Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем пения её внуков[5]. При дворе Екатерины II Чимароза следовал традиции итальянских композиторов, среди которых были Манфредини, Галуппи, Траэтта и Сарти. Его оперы были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца. Опера-сериа «Клеопатра» и две ранее написанных комических оперы, «Женщины-соперницы» и «Два барона» (итал. I due baroni di Rocca Azzurra), были также представлены широкой российской публике. Однако вскоре после прибытия Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте Мартин-и-Солера, в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы[4].

Р.-А. Моозер отмечает странность, связанную со временем службы Чимарозы в Санкт-Петербурге. Если о Галуппи, Паизиелло, Сарти сохранилось множество различных документов и свидетельств в мемуарах и переписке, по которым можно узнать подробности их пребывания в России, то русский период в биографии Чимарозы известен в основном по косвенным источникам. Чимароза, прославившийся в Европе как певец, клавесинист и автор не только опер, но и сонат и камерных произведений, почти не оставил следа в русских документах. Если после санкт-петербургских музыкальных вечеров, проводившихся его предшественником Паизиелло, остались многочисленные инструментальные и оркестровые произведения, то в случае Чимарозы ничего подобного не отмечено. Это тем более удивительно, что русский двор не оставлял его без внимания: например, будущий император Павел I был крестным отцом его сына Паоло, а сама церемония крещения проходила в церкви Св. Екатерины в присутствии придворных и дипломатов[10].

Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул двор в июне 1791 года[10]. К этому времени уже было известно, что служба Чимарозы в России близится к концу и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого здоровья. Иосиф II намеревался пригласить его, как только он достигнет Вены, а в 1789 году были переданы в Бургтеатр ряд работ Чимарозы для подготовки к его возвращению. В период с мая по сентябрь возобновлена с новыми актёрами постановка оперы «Два мнимых графа» (итал. I due supposti conti); кроме того, были поставлены «Два барона», для которых Моцарт сочинил арию «Alma grande e nobilcore» (k578)[4]. Добравшись до Вены вскоре после смерти Иосифа II, Чимароза сменил Антонио Сальери в должности придворного капельмейстера нового императора Леопольда II[1]. Ему было поручено написать оперу «Тайный брак» (итал. Il matrimonio segreto) на либретто Джованни Бертати[en], созданное на основе одноименной пьесы Джорджа Колмана и Дэвида Гаррика. Опера, исполненная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, была настолько успешна, что Леопольд II приказал, чтобы её повторили в тот же вечер в его покоях. Чимароза, которого Йозеф Вайгль описал как человека, имеющего веселый и дружеский характер, пользовался большой популярностью среди венского общества и часто развлекал высшее общество, играя на клавире. В течение двух лет пребывания в Вене он сочинил ещё две оперы — «Сердечное бездействие» (итал. La calamita dei cuori), которая не была успешной, и «Любовь дает благоразумие» (итал. Amor rende sagace), а также переработал «Парижского художника»[4].

Последние годы жизни

Доменико Чимароза, гравюра работы Луиджи Бриди (1800—1851)

В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного капельмейстера[6] и где с большим успехом прошли «Тайный брак» (выдержавший 67 представлений) и новая опера-буффа «Женские хитрости» (итал. Le astuzie femminili)[5]. В 1796 году умерла его третья (по другим источникам вторая[4]) жена, от которой у Чимарозы был сын Паоло[1]. В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году и восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием генерала Шампьона[5]. Либеральные лидеры под покровительством французов провозгласили Партенопейскую республику, после чего король Фердинанд IV был вынужден бежать из Неаполя. К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских симпатий и предпринял попытку загладить вину, сочинив (по предложению священника Дженнаро Танфано) кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную на 23 сентября. Тем не менее 9 декабря 1799 года он был арестован[4], ему было предъявлено обвинение в пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению[1].

Композитор провел четыре месяца в тюрьме и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству его влиятельных друзей, среди которых были кардиналы Эрколе Консальви и Фабрицио Руффо, леди Гамильтон и русский посол Андрей Италинский; возможно, за композитора заступались также некоторые европейские монархи, на чьей службе он прежде состоял[11]. После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в Венецию, куда был приглашен для сочинения новой оперы «Артемизия». Там же он написал мессу для папы Пия VII[5]. Вскоре, однако, состояние его здоровья резко ухудшилось, и он умер 11 января 1801 года, не завершив работу над «Артемизией»[4]. Внезапная смерть Чимарозы от желудочной болезни породила слух о том, что он был отравлен по приказу неаполитанской королевы Каролины[5], и чтобы его опровергнуть, неаполитанскому правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального освидетельствования тела[1]. Чимароза, отпетый в Венеции, был похоронен в Риме на средства кардинала Эрколе Консальви; по заказу Консальви был также создан бюст Чимарозы, установленный в римском Пантеоне[5].

Творческое наследие

Доменико Чимароза, автор около 80 опер, является одним из ведущих представителей оперы-буффа; завершение развития этого жанра во второй половине XVIII века является заслугой Чимарозы и Джованни Паизиелло. В его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и демонстрируя элементы развивающегося симфонизма[6]. Чимарозе принадлежит первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих развитие событий к этому моменту[1].

В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер», пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок[2]), месс и ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии»[5]), а среди его инструментальных произведений — 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт[1].

Список произведений, исполненных при жизни композитора

Список приводится по энциклопедическому словарю «Музыкальный Петербург»[10]

  • 1772, Неаполь — опера-буффа Le Stravaganze del conte («Причуды графа»); бурлеск Le Magie di Merlino e Zorastro («Чудеса Мерлина и Зорастро»)
  • 1773, Неаполь — опера-буффа La Finta parisina («Мнимая парижанка»)
  • 1777, Неаполь — опера-буффа Armida immaginaria («Мнимая Армида»)
  • 1778
    • Неаполь — оперы Le stravaganze d’amore («Причуды любви») и Gli Amanti comici («Комичные любовники»)
    • Рим — опера L’Italiana in Londra («Итальянка в Лондоне»)
  • 1780, Рим — опера Donne rivale («Женщины-соперницы»)
  • 1781, Рим — оперы Il Pittore parigino («Парижский художник») и Alesandro nelle Indie («Александр в Индии»)
  • 1782
    • Неаполь — оперы La Ballerina amante («Влюбленная балерина») и L’Eroe cinese («Китайский герой»)
    • Рим — опера L’Amor constant («Постоянная любовь»)
    • Милан — опера La Circe («Цирцея»)
  • 1783
    • Неаполь — опера Chi d’altrui si veste presto si spoglia («Чужим добром не разживешься»)
    • Рим — опера I dui baroni di Rocca Azzura («Два барона из Рокка Аццура»)
  • 1784
    • Венеция — опера L’Olimpiade
    • Неаполь — опера Il Credulo («Легковерный»)
    • Рим — опера I Matrimoni inaspettati («Неожиданные женитьбы»)
    • Флоренция — опера La Vanita delusa, o sia Il Mercato di Malmantile («Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»)
    • Милан — опера Due supposti conti («Два мнимых графа»)
  • 1785, Неаполь — опера Il Marito geloso («Ревнивый муж»)
  • 1786
    • Неаполь — оперы Il Credulo и L’Impresario in angustie («Импресарио в нужде»)
    • Санкт-Петербург — опера-буффа L’Amor constant
  • 1787
    • Неаполь — опера Il Fanatico burlato («Сварливый фанатик»)
    • Санкт-Петербург — Missa pro defunct
  • 1788, Санкт-Петербург — опера-сериа La Vergine del Sole («Дева Солнца») и 2 драматические кантаты
  • 1789, Санкт-Петербург — на русском языке представлены оперы Le Donne rivali («Две невесты») и Dui baroni di Rossa Azzura («Два барона»), на итальянском — опера-сериа Cleopatra
  • 1790, Париж — L’Italiana in Londra
  • 1791, Санкт-Петербург — опера La Serenata non preveduta («Непредвиденная серенада»)
  • 1792, Вена — оперы Il Matrimonio segreto («Тайный брак»), La Calamita dei cuori («Сердечное бездействие»)
  • 1793, Вена — опера Amor rende sagace («Любовь даёт благоразумие»)
  • 1794, Неаполь — опера Le Astuzie femini («Женские хитрости»)
  • 1795, Рим — опера I Nemici generosi («Великодушные враги»).
  • 1796, Неаполь — опера Gli Orazi ed I Curiazi («Горации и Куриации»)
  • 1798, Санкт-Петербург — оперы Chi deel’altrui si veste presto si spoglia и I Nemici generosi
  • 1799, Неаполь — Патриотический гимн
  • 1801, Венеция — опера Artemisia

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Чимароза, Доменико // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. 2,0 2,1 Domenico Cimarosa — статья из Британской энциклопедии
  3. Rossi & Fauntleroy, 1999, pp. 13-15.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Johnson J. E., Lazarevich G. Domenico Cimarosa // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online / General Editor — Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 Владимир Березкин. Чимароза, Доминико // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1905. — Т. 22: Чаадаев — Швитков. — С. 383—385.
  6. 6,0 6,1 6,2 Чимароза // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. — Стб. 47—48. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  7. Rossi & Fauntleroy, 1999, pp. 29-31.
  8. Rossi & Fauntleroy, 1999, p. 82.
  9. Rossi & Fauntleroy, 1999, p. 85.
  10. 10,0 10,1 10,2 Порфирьева А. Л. Чимароза // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь XVIII век. Книга 3. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург. 1999.
  11. Rossi & Fauntleroy, 1999, p. 138.

Литература

Ссылки