Четьи сборники

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Четьи сборники
Златоуст, наиболее распространённый на Руси сборник нравоучительного содержания. Страница списка XVI векаЗлатоуст, наиболее распространённый на Руси сборник нравоучительного содержания. Страница списка XVI века
Дата написания с XI века
Страна
Жанр уставные чтения
Содержание произведения нравоучительно-повествовательного характера, служившие просветительским целям Христианской церкви

Че́тьи сборники (сборники уставных чтений) — популярные памятники древнерусской литературы XI—XVII веков, литературные сборники, служившие просветительским целям Христианской церкви. Создавались согласно требованиям церковного устава в дополнение и обоснование богослужебных книг и устной проповеди. Состоят из произведений дидактического и торжественного красноречия, агиографических сочинений, а также полемических слов, толкований, кратких нравоучительных сентенций. Предназначались для коллективного и индивидуального чтения в указанное уставом время и по определённому им порядку[1][2].

Классификация

В. П. Виноградов называл 4 типа сборников уставных чтений: Толковое Евангелие, Торжественник, Златоуст и Минеи четьи[3].

По составу

Четьи сборники могут быть подвижного, изменяющегося состава, содержащие произведения разных авторов, либо более или менее неподвижного состава, включающие произведения одного автора[1].

Четьи сборники подвижного состава:

Четьи сборники неподвижного состава:

Привязка к церковному календарю

Четьи сборники могут быть календарными и некалендарными.

Календарные четьи сборники делятся на два вида соответственно делению года на две части: минейную (неподвижный годовой круг) и триодную (подвижный пасхальный круг).

Минейные четьи сборники примыкают к Месяцеслову, поскольку литературный материал в них расположен по дням памяти святых и праздников в порядке чисел месяца (с 1 сентября по 31 августа). Сюда относятся Четьи-Минеи, Пролог, минейный Торжественник и др.

Триодные четьи сборники включают статьи на дни Триоди постной и цветной (с Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых) и на дни после Пятидесятницы. Сюда относятся Златоуст, Соборник, «Рай».

Некоторые сборники содержат сочинения как минейной, так и триодной календарной приуроченности.

В некалендарных сборниках материал приводится в тематической последовательности[2].

Состав

Литературной основой древнерусских четьих сборников были произведения византийских и южнославянских авторов: Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского, Василия Великого, Григория Богослова, Симеона Метафраста, Климента Охридского, Феофилакта Болгарского, болгарского экзарха Иоанна, безымянных византийских и славянских агиографов. Позднее состав сборников был пополнен сочинениями русских авторов: митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.[2]

История

В Христианской церкви существовала традиция после богослужения предлагать слушателям чтения из известных творений христианских писателей. Эта практика вызывала попытки систематизировать чтения в сборники[4].

Содержание и состав четьих сборников строго не регламентировались, что дало возможность их развитию и обусловило многообразие их типов. На Руси четьи сборников начали формироваться в XI—XIV веках.

Четьих сборников раннего периода по сравнению с богослужебными книгами сохранилось мало[5]. По мнению Т. В. Черторицкой выделить определённые типы древнерусских четьих сборников XI—XIV веков, за редким исключением, нельзя[6].

Наибольшее распространение на Руси сборники уставных чтений получили в XIV—XVI веках. Древнейшие четьи книги разделялись и распространялись, в связи с чем происходило типовое оформление многих древнерусских четьих сборников, таких как Торжественник, Златоуст, «Рай» и др.

Сборники уставных чтений определяли состав книг монастырских библиотек. В церквях потребность в них была ниже, что следует из предписания митрополита Киприана: «Еуангелие же толковое въ церкви чести, а на трапезе чтуть Потерикъ и святаго Ефрема и святаго Дорофея, а николе останется на праздникъ чтение праздничное и не поспеютъ на заутрении прочести и ти прочтутъ на трапезе, такоже и Шестоденьникъ святого Василья и святого отца Иоана Златоустаго»[7].

Ряд четьих сборников назван в «Стоглаве»: «Евангелие толковое и Златоуст, и жития святых и Пролог»[8].

В конце XVI—XVII веках некоторые четьи сборники используются не только в церкви, но и распространяются в миру и становятся собственно литературными и в некоторой степени беллетристическими сборниками (Торжественник, Четьи-Минеи)[2].

В настоящее время традиция составления душеполезных сборников в некоторой мере продолжается благодаря изданиям, составленным из материалов средневековых сборников. Таким современным сборником является, например, небольшая книга «Цветы духовные», составленная на основе Лавсаика, «Истории боголюбцев» и «Луга духовного»[9].

Значение

Задачи четьих сборников заключались в том, чтобы объяснить верующим (в ранний период — «новопросвещённому» народу) догматический смысл христианского вероучения, дать образцы христианского подвижничества и наглядные примеры для подражания, воспеть, поэтизировать события церковной истории. Сборники оказали большое влияние на расширение литературного и культурного кругозора древнерусских читателей.

По мнению Н. К. Никольского, «Уставным чтениям выпало на долю быть главным источником русских духовных идеалов»[10].

Составление сборников уставных чтений катализировало переводческую деятельность, способствовало созданию библиотек. С судьбой этих сборников связана судьба многих произведений оригинальной древнерусской литературы. По словам П. В. Владимирова, «Древнерусские Измарагды и Златоусты вызваны были накоплением в древнерусской письменности собственно русских поучений»[11]. Эту точку зрения разделяли также В. М. Истрин, А. С. Архангельский, Е. В. Петухов и В. П. Виноградов.

Переводные сочинения, взятые за основу при составлении древнерусских четьих сборников, обладали высокими художественными достоинствами, что определило существенное влияние сборников на развитие оригинальной русской литературы. Сборник и сочинения, включённые в его состав обладают идейным, сюжетно-композиционным и художественно-образным единством, поэтому уставные чтения определили некоторые литературные особенности оригинальных южнославянских и русских произведений. Формирование сборников уставных чтений и появление новых переводных и оригинальных сочинений на Руси — взаимообусловленные процессы. Состав четьих сборников реагировал на новые общественно-политические и культурные события.

Четьи сборники возникли под влиянием потребностей быта, вобрали в себя огромное число переводного и оригинального историко-литературного материала и служат важным источником для изучения культурной жизни Руси и развития памятников древнерусской литературы[2].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Изборники // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1904. — Т. V. Донская епархия — Ифика. — Стб. 804—813. Электронная версия.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Черторицкая Т. В. и др. Четьи сборники Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 39. С. 236—273.
  3. Виноградов В. П. Уставные чтения (проповедь книги) : Историко-гомилетическое исследование. Вып. 1. Уставная регламентация чтений в греческой церкви. Сергиев Посад, 1914. С. 3—32; Вып. 3. Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад, 1915.
  4. Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, сост. в конце XV в. СПб., 1897. С. XVI—XIX (Изд. Общества любителей древней письменности. № 113).
  5. Предварительный список славяно-русских рукописей XI—XIV вв., хранящихся в СССР // Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966. С. 177—272.
  6. Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа) // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 96—114.
  7. Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. 6. Стб. 259—260.
  8. Царские вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890. С. 81.
  9. Цветы духовные. — М. : Издательство Летопись, 2014. — 256 с.
  10. Никольский Н. К. Исторические особенности в постановке церковно-учительного дела в Московской Руси // Христианское чтение. 1901. Ч. 1. С. 225—226.
  11. Владимиров П. В. Из истории древнерусской письменности Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. 1895. Кн. 9. Отд. 4. С. 33.

Литература

  • Виноградов В. П. К вопросу о литературных источниках, составе и происхождении древнеславянской группы поучений на Четыредесятницу : (Из истории сборников «Уставных чтений») // Библиографическая летопись. — СПб., 1914. — Вып. 1. — С. 83—100;
  • Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. — СПб., 1902. — С. 1—32 (Памятники древней письменности и искусства. № 148);
  • Дмитриева Р. П. (Ленинград). Четьи сборники XV в. как жанр // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. А. М. Панченко. — Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1972. — Т. 27 : История жанров в русской литературе X—XVII вв. — С. 150—180.
  • Казанцева Т. Г. Уставные чтения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ. — Серия 5 : Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2010. — № 3. — С. 78—111;
  • Грицевская И. М. Чтение и четьи сборники в литературной культуре русских монастырей XV—XVII вв. : диссертация … доктора филол. наук — Новосибирск, 2013. — 426 с.