Четыре священных города

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
4 священных города

Четыре священных города—— Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверия, четыре главных центра еврейской жизни[1][2][3]. Концепция священных городов восходит к 1640 году, когда Палестина входила в состав Османской империи (1516—1917 годы), и еврейское население Иерусалима, Хеврона и Цфата реорганизовало сбор средств в диаспорах, основав ассоциацию городов. После возрождения в 1740 году[2], к ассоциации присоединилась Тверия. Евреи османской Палестины (ишув) представляли весь еврейский народ, выступая в особой роли стража святынь Святой земли и живя, главным образом, за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка)[4].

Священность Палестины в глазах евреев объяснялась тем, что эта территория была колыбелью и гробницей еврейских патриархов, Землёй обетованной, жизнь в Палестине приравнивалась к заслуге соблюдения всех заповедей, а погребение там отпускало все грехи, также многие законы Моисея могли применяться только на Святой Земле[5].

Поэтому евреи стремились в Палестину, а центр еврейской жизни с XVI века сосредоточился в четырёх священных городах, о чём упоминает Еврейская энциклопедия 1906 года издания.

Самым важным городом, благодаря своей религиозной значимости, был Иерусалим, в сторону которого обращены Святые Ковчеги всех синагог мира.

Уже в средние века крупные еврейские общины существовали в Иерусалиме и Цфате, меньшие — в Наблусе (Шхеме) и Хевроне. В XIX веке Иерусалим и Цфат соперничали за духовное первенство, но в результате землетрясения (1837), Цфат пришёл в упадок. К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи, самым крупным городом был Иерусалим (около 12 тыс. евреев), в Цфате проживало 4 тыс., в Тверии (2,5 тыс.), в Хевроне (800), в Яффе (1 тыс.), в Хайфе (300).

Иерусалим

Иерусалим был и есть самый священный город в иудаизме и духовный центр еврейского народа[6] с X-го века до н. э., когда город был выбран царём Давидом для расположения Иерусалимского храма, и у иевусея Арауна для этих целей было куплено гумно (2 Цар. 24:24).

Хеврон

Хеврон является вторым священным городом для евреев, в нём находится Пещера патриархов, считающаяся местом захоронения еврейских патриархов: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии[1]. Хеврон является самым древним еврейским местом в мире[1]. Авраам купил поле и пещеру к востоку от Хеврона у хеттов (Быт. 23:16—18). Это было одно из первых мест, где проживал патриарх Авраам после прибытия в Ханаан[1]. Хеврон был первой столицей царя Давида, где он был помазан и царствовал семь лет[1]. Евреи жили в Хевроне почти постоянно на протяжении византийского, арабского, мамлюкского и османского периодов. Мамлюки завоевали Хеврон, объявили святыню мечетью и запретили вход евреям.

Цфат

Цфат не был важным центром еврейской жизни до конца XV века, о нём не упоминает Тора (Библия), он не был заселен до римских времен, и стал считаться священным городом после притока изгнанных в 1492 году из Испании евреев, став центром каббалы[7]. Согласно еврейской традиции, мессия восстанет из Тивериадского озера, и воссядет на престоле в Цфате[8].

Тверия

Тверия имела большое значение в еврейской истории как место, где был составлен Иерусалимский Талмуд, и место сосредоточения еврейских учёных писцов — масоретов до XI века. При Айюбидах, в XII веке Тверия была разорена[2], долгие годы находилась в запустении, возродившись благодаря притоку раввинов в XVIII веке. Согласно еврейской традиции, искупление начнется в Тивериаде, Синедрион будет воссоздан там[9].

Примечания