Чесноков, Павел Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Григорьевич Чесноков
Chesnokov, Pavel G.jpg
Основная информация
Дата рождения 12 (24) октября 1877(1877-10-24)
Место рождения Звенигородский уезд Московской губернии
Дата смерти 14 марта 1944(1944-03-14) (66 лет)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя
 РСФСР
 СССР
Профессии композитор, хоровой дирижёр

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 [24] октября 1877, Звенигородский уезд Московской губернии[1] — 14 марта 1944, Москва) — русский композитор, хоровой дирижёр, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье регента церкви при Ивановской ткацкой фабрике. Отец — Григорий Петрович Чесноков, по рождению — крестьянин села Талеж Серпуховского уезда, мать — Марфа Федоровна. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одарённость, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в Московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Александр и, собственно, Павел).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил «Вторым государственным хором» (19171922), «Московской академической капеллой» (19221928), капеллой Московской филармонии (19321933), был хормейстером Большого театра[нет в источнике]. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года был вынужден оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Захоронение П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространённой версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 2661 день]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 уч.)[2][3]. С начала 2000-х годов делались попытки [кем?] получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж. Г. Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин, хормейстер — Борис Тараканов).

Список сочинений

Внешние медиафайлы
Аудиофайлы
«Крестьянская пирушка» (ор. 2 № 3). Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).
«Зелёный шум» (ор. 14 № 6). Исполняют: хоровая капелла ЦДХВ под управлением В. Г. Соколова и С. Ф. Майзель (фортепиано).
Видеофайлы
«Блажен муж» (ор. 44 № 2). Исполняют: Д. А. Хворостовский (баритон) и хор «Мастера хорового пения» под управлением Л. З. Конторовича.
«Взбранной Воеводе», киевского распева (ор. 44 № 10). Исполняют: Дивна Любоевич (сопрано, руководитель хора) и хор «Мелоди».

Музыкальные произведения с номером опуса

  • Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано (1907)
  • Ор. 3. Четыре песнопения литургии и всенощного бдения
  • Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6. Песнопения Триоди постной
  • Ор. 7. Три песнопения литургии и два концерта
  • Ор. 8. Пять песнопений литургии ноты
  • Ор. 9. Сочинения и переложения для женского хора (1906—1907)
  • Ор. 10. Пять песнопений литургии
  • Ор. 11. Пять песнопений всенощного бдения
  • Ор. 12. Панихида № 1 (1907)
  • Op. 13. 3 хора для смешанных голосов
  • Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15. Песнопения литургии (1908)
  • Ор. 16. Песнопения литургии (1908)
  • Ор. 17. Песнопения всенощного бдения
  • Ор. 18. Богородичны-догматики 8-ми гласов
  • Ор. 19. Бог Господь. Воскресные тропари 8-ми гласов
  • Ор. 20. Прокимны, Всякое дыхание, Свят Господь 8-ми гласов
  • Ор. 21. Всенощное бдение (1909): ноты
  • Ор. 22. Задостойники на Господские и Богородичные праздники, знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. Литургия Преждеосвященных Даров (1909—1910)
  • Op. 25. Десять причастных (1909—1910)
  • Op. 27. Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди
  • Ор. 28. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30. Песнопения из отпевания мирян (1910)
  • Ор. 31. Три хора для смешанных голосов (1910)
  • Ор. 32. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 33. Песнопения литургии и всенощного бдения
  • Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35. Три хора для смешанных голосов
  • Op. 37. Песнопения всенощного бдения, литургии и Постной триоди
  • Op. 38. Три песнопения литургии
  • Ор. 39. Панихида № 2 (1913)
  • Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов (1914)
  • Ор. 41. Ектении для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. Литургия святого Иоанна Златоуста (1914): ноты
  • Ор. 43. Ко Пресвятей Владычице (1915)
  • Ор. 44. Всенощное бдение (1915): ноты
  • Ор. 45. Во дни брани (1915)
  • Ор. 46. Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны (1915)
  • Ор. 47. Ирмосы воскресные 8-ми гласов, сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49. Ко Господу Богу (1918)
  • Ор. 50. Литургия, обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. Всенощная, обычного напева
  • Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов
  • Op. 53. Четыре песнопения (1926)
  • Op. 54. Литургия святого Иоанна Златоуста
  • Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов

Музыкальные произведения без номера опуса

  • 60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов (1912)
  • Часы святой Пасхи (1917)
  • «Потоп» («Небо и Земля») — одноактная опера (поэма) на либретто композитора по Дж. Г. Байрону (1917, первое исполнение — 1919).

Литературное наследие

Примечания

  1. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 768. Л. 149.
  2. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М.: Моск. рабочий, 1991. — С. 177.
  3. Координаты захоронения: 55°45′58.28″ с. ш., 37°33′2.23″ в. д.

Литература