Черри, Дональд Юджин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дон Черри
Don Cherry
Don Cherry, Münster, 1987Don Cherry, Münster, 1987
Основная информация
Профессии трубач, композитор
Годы активности 19561995
Инструменты Корнет
карманная труба
Фортепиано
Жанры Фри-Джаз
Авангардный джаз
Этническая музыка
Джаз-фьюжн

Дональд Юджин Черри (англ. Donald Eugene Cherry; 18 ноября 1936 — 19 октября 1995) — авангардный американский джазовый трубач, карьера которого началась в тесном сотрудничестве с саксофонистом Орнеттом Коулманом. В дальнейшем он жил в разных уголках мира и играл со множеством музыкантов.

Биография

Черри родился в Оклахома-сити, Оклахома, где его отец, также джазовый трубач[1] был владельцем Cherry Blossom Club, в котором играли Чарли Крисчен и Флетчер Хендерсон[2]. В 1940 году Черри с семьёй переехал в Лос-Анджелес, Калифорния[2]. Ещё в школьные годы он начал играть свинг с школьным оркестром, и познакомился с барабанщиком Билли Хиггинсом.

В начале 1950 годов Черри играл джаз с лос-анджелесскими музыкантами, иногда выступая как пианист у Арта Фармера[3].:134 Во время пребывания Клиффорда Брауна и Макса Роуча в Лос-Анджелесе, Черри участвовал в джем-сейшнах с ними и Браун давал ему уроки[4]. Он также гастролировал с Джеймсом Клеем[5]:45.

Одним из важнейших событий в жизни Черри стала встреча с Орнеттом Коулманом. Черри приобрёл известность в 1958 году, играя с Орнеттом Коулманом сначала в квинтете с пианистом Полом Блеем и затем в квартете без использования фортепиано, который записывался на лейбле Атлантик.

Черри вместе с Джоном Колтрейном записали альбом The Avant-Garde, кроме того он записывался и гастролировал с Сонни Роллинсом, Альбертом Айлером и Джорджем Расселлом, был участником New York Contemporary Five с Арчи Шеппом и Джоном Чикаем. Первым его альбомом в качестве лидера был Complete Communion, записанный для Blue Note Records в 1965 году. В том составе играли Эд Блэквелл и саксофонист Гато Барбиери, с которым от познакомился в Европе, играя у Айлера.

После ухода от Коулмана, Дон Черри изменил стиль игры и приблизился к фанку и фьюжну, хотя и продолжил иногда играть джаз, часто в маленьких составах и дуэтах (большинство из них с экс-барабанщиком Коулмана Эдом Блеквеллом), особенно в течение долгого времени, проведённого в Скандинавии.

Позднее он играл на диске 1971 года Коулмана Science Fiction, и с 1976 по 1987 года играл с учениками Коулмана Дьюи Редманом, Чарли Хейденом и Блеквеллом в группе Old And New Dreams[6], записав с ней четыре альбома, два для ECM и два для Black Saint, на которых были особо отмечены его «тонкость ритмических» сжатий и растяжений[5]:290.

С 1970 он начал заниматься этнической музыкой. Черри объединял ближневосточную, народную африканскую и индийскую музыку в своём творчестве. Он учился индийской музыке у Vasant Rai в начале 1970 годов. С 1978 по 1982 он записал три альбома для ЕСМ с «world jazz» коллективом Codona, в который входили сам Черри, перкуссионист Нана Васконселос и исполнитель на ситаре and табла Колин Уолкотт[7].

Черри сотрудничал также с классическим композитором Кшиштофом Пендерецким на альбоме 1971 года Actions.

В 1973 году он сочинил музыку к фильму Алехандро Ходоровски Святая гора.

В 1980-х он опять записывался с квартетом Коулмана In All Languages и записал диск El Corazon, дуэт с Эдом Блеквеллом.

Также он играл на пластинках Карлы Бли Escalator Over The Hill и записывался с Lou Reed, Ian Dury, Rip Rig + Panic и Sun Ra.

В 1994 году Черри участвовал в записи сборника Red Hot Organization Stolen Moments: Red Hot + Cool на треке «Apprehension» совместно с The Watts Prophets[8]. Этот альбом, призванный привлечь общественное внимание к проблеме распространения спида в афроамериканской среде был назван «альбомом года» журналом Time.

Черри умер 15 октября 1995 года от рака печени в Малаге, Испания[1].

Его приёмные дочери и два сына также являются музыкантами.

Черри был посмертно введён в Oklahoma Jazz Hall of Fame в 2011 году.

Инструменты

Дон Черри научился играть на разных духовых инструментах в школе[3]:134. На протяжении всей своей карьеры Черри играл на карманном корнете (хотя Черри называл её карманной трубой), трубе, корнете, флюгельгорне и бугле[9][10].

В начале карьеры он играл на фортепиано, и затем иногда продолжал на нём играть, как и на органе[9].

После возвращения из африканского турне Черри часто играл на doussn’gouni, струнном инструменте, сделанном из тыквы. Путешествуя по миру он собрал коллекцию этнических инструментов, на которых он научился играть и использовал их затем на концертах и записях. Среди них были беримбау, бамбуковые флейты и разнообразные ударные[9].

Техника и стиль

На стиль игры Черри повлияли Майлз Дэвис, Фэтс Наварро, Клиффорд Браун и Гарри Эдисон[en]. Некоторые критики отмечали недостатки стиля игры Черри[3]:137[7][9].

Рон Уинн[en] писал, что «техника Черри не всегда рациональна, часто в своих быстрых соло он пропускает или небрежно играет отдельные ноты. Но он, несмотря на технические недостатки, является настоящим новатором в использовании трубы и корнета, например блестяще имитируя человеческий голос»[9].

Майлз Дэвис сначала отвергал игру Черри[11], однако по свидетельству Черри, когда Девис посетил концерт Коулмана в Five Spot Café[en], он был впечатлён игрой Черри и сыграл с ансамблем на карманной трубе Черри[11]. Позднее, в 1964 году, отвечая на вопросы DownBeat, Дэвис признался, что всегда преклонялся перед игрой Черри[12].

Дискография

В качестве лидера

С Old and New Dreams

С Codona

В качестве сайдмена

С Орнеттом Коулманом

С New York Contemporary Five

С Альбертом Айлером

С Чарли Хэйденом

С Сан Ра

  • Hiroshima (1983)
  • Stars That Shine Darkly (1983)
  • Purple Night (1990)
  • Somewhere Else (1993)

С другими

Примечания

  1. 1,0 1,1 Olsher, Dean The Jazz World Remembers Trumpeter Don Cherry (недоступная ссылка). All Things Considered. NPR (20 октября 1995). Дата обращения: 28 сентября 2012. Архивировано 5 ноября 2013 года. (платн.)
  2. 2,0 2,1 Feather, Leonard  (англ.); Gitler, Ira  (англ.). The Biographical Encyclopedia of Jazz (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1999. — P. 124. (платн.)
  3. 3,0 3,1 3,2 Jost, Ekkehard. Studies in Jazz Research 4: Free Jazz (неопр.). — Da Capo, 1994. — ISBN 0-306-80556-1.
  4. Silsbee, Kirk. Don Cherry interview (April 25, 1984) (неопр.) // Cadence Magazine  (англ.). — Redwood, NY  (англ.): Cadnor Ltd., 2003. — April (т. 29, № 4). — С. 5—11. — ISSN 0162-6973.
  5. 5,0 5,1 Litweiler, John. The Freedom Principle: Jazz After 1958 (неопр.). — Da Capo, 1984. — ISBN 0-306-80377-1.
  6. Old and New Dreams (англ.) на сайте AllMusic
  7. 7,0 7,1 Voce, Steve. Obituary: Don Cherry (21 октября 1995). Архивировано 5 ноября 2013 года. Дата обращения 28 сентября 2012. (платн.)
  8. Stolen Moments: Red Hot & Cool: Various Artists: Music (недоступная ссылка). Amazon.com. Дата обращения: 28 марта 2012. Архивировано 14 января 2016 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Wynn, Ron (1994), Ron Wynn, ed., All Music Guide to Jazz, San Francisco: Miller Freeman, с. 147, ISBN 0-87930-308-5 
  10. Pocket Players (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 мая 2008. Архивировано 29 мая 2008 года.
  11. 11,0 11,1 Mandel, Howard. Don Cherry (англ.) // The Wire. — 1995. — December (no. 142). — P. 26—29. — ISSN 0952-0686.
  12. Feather, Leonard  (англ.). Blindfold test: Miles Davis (англ.) // DownBeat : magazine. — 1964. — 18 June. Reprinted in The Miles Davis Reader: Interviews and Features from DownBeat Magazine (англ.) / Frank Alkyer. — Hal Leonard  (англ.), 2007. — P. 59. — ISBN 978-1-4234-3076-6.

Ссылки