Чернихов, Яков Георгиевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яков Георгиевич Чернихов
YaGChernikhov.jpg
Основные сведения
Место рождения Павлоград, Российская империя
Работы и достижения
Работа в городах Ленинград, Москва
Архитектурный стиль конструктивизм, авангард
Важнейшие постройки Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931)

Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва, СССР) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Биография

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 года в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье, в которой было одиннадцать детей (пять девочек и шесть мальчиков), проживавшей по ул. Харьковская (дом Зубовой) — этот дом Яков изобразил потом в студенческих этюдах. Его отец, Георгий Павлович Чернихов, владел ресторанами на кораблях Добровольного флота; впоследствии разорившись, отец и семья перебрались на жительство в Одессу. Потерпев и тут ряд неудач, отец через несколько лет переехал и обосновался в городе Павлограде на казённом водочном заводе приемщиком посуды. Мать Якова, урожденная Маргарита Михайловна Баскова, из мещан Павлограда, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Получив среднее образование, она особенно увлекалась чтением книг, и эту любовь привила всем детям, лично руководя их занятиями. В 1896 году, в возрасте семи лет, Яков был отдан в 6-классное городское Александровское училище, которое окончил в 1902 году. В 19041914 годах проживал в Одессе, обучался в Одесском художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывал себе на жизнь тяжёлым физическим трудом. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича и графикой: он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 году Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на живописный факультет Академии художеств, а также на Высшие педагогические курсы. В 1916 году переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 году Яков Чернихов занимается проектированием (главным образом промышленных зданий и комплексов). В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой.
Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также вёл преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Позже преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 года — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (19281945), в Промышленной академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932), Транспортной академии НКПС имени И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 году. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х годов, повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х годов — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами, как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930—1940-е годы Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ, среди которых: «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и другие. В середине 1930-х годов, после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР, Яков Чернихов подвергся жёсткой критике .

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве.

Скончался 9 мая 1951 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 участок).

В 2006 году было обнаружено, что значительная часть коллекции рисунков Якова Чернихова похищена из РГАЛИ и заменена грубыми подделками.[1]

Проекты и постройки

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»

Основные книги, научные труды и графические циклы

Книги:

  • «Основы современной архитектуры» (19251930);
  • «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1925—1931);
  • «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1925—1933);
  • «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х годов.

Научные работы:

  • «Энтазис и фуст колонны»;
  • «Методы архитектурного проектирования»;
  • «Геометрическое черчение»;
  • «Цвет и свет»;
  • «Эстетика архитектуры»;
  • «Красота в архитектуре».

Графические циклы (помимо изданных в виде книг):

  • «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.),
  • «Дворцы коммунизма»,
  • «Архитектура будущего»,
  • «Архитектурные ансамбли»,
  • «Пантеоны Великой Отечественной войны» (19421948).
  • «Военная маскировка» (1942—1945).

Литература

  • Berkovich, Gary. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917–1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. С. 134. ISBN 978-3-933713-63-6
  • Лисицина Я. Ю. Творческий метод архитектора-художника Я. Г. Чернихова. — Иркутск, 2017. С. 268.

См. также

Примечания

Ссылки