Череповец (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Международный аэропорт «Череповец»
SeverstalAirLogo2.png
ИАТА: CEEИКАО: УЛВЦ (ULWC)Внутр. кодЧРВ
Информация
Вид аэропорта гражданский
Страна Россия
Расположение деревня Ботово, Череповецкий район
Дата открытия 1933
Владелец Северсталь (авиакомпания)
Владелец / оператор ПАО «Северсталь»
Узловой аэропорт для Северсталь
Высота НУМ 115м
Часовой пояс UTC+3
Время работы 05.30 - 23.30
Сайт severstal-avia.ru
Карта
CEE (Вологодская область)
Точка
CEE
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
03/21 2523×42 асфальтобетон
Статистика (2016)
Годовой пассажиропоток 142 378 чел.
Статистика[1]

Международный аэропорт Череповец — аэропорт федерального значения[2], расположенный в 25 километрах от г. Череповца Вологодской области. Единственный международный аэропорт в Вологодской области[3].

История аэропорта

Аэропорт Череповец был основан в 1933 году и до 1981 года располагался в деревне Матурино под Череповцом. В 1970 году его передали Вологодскому объединённому авиационному отряду. С 1981 года аэропорт Череповец располагается на своём современном месте[3].

В 1991 году череповецкий аэропорт стал структурным подразделением Череповецкого металлургического комбината. С 21 мая 2002 года структурное подразделение ОАО «Северсталь» Аэропорт «Череповец» преобразовано в ООО «Авиапредприятие „Северсталь“»[4].

В период с 1999 по 2006 год выполнена модернизация аэропортового комплекса: проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы, произведена замена светосигнального оборудования, установлена радиотехническая система посадки. Построены новые здания инженерно-авиационной службы, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов и аэровокзала, проведена газификация аэропорта.

В 2015 году произведена замена асфальтового покрытия ВПП, рулёжных дорожек, перронов, прочих дорог.

Для выполнения международных и внутренних воздушных перевозок эксплуатант аэропорта Авиапредприятие «Северсталь» имеет сертификат эксплуатанта № 251 и сертификат МАК № 096 А-М (межгосударственного авиационного комитета) на соответствие аэропорта сертификационным требованиям для международных полётов.

в 2017 году установлен памятник самолету ИЛ-103

Пассажирский Ил-103 (бортовой № RA-61915), ставший памятником возле череповецкого аэропорта, был выпущен 25 января 1998 г.

Заводской номер 0303.

Серийный (порядковый) номер 03-03.

С 27 января 1999 г. Ил-103 (бортовой № RA-61915) находился в эксплуатации у Клуба любителей авиации.

24 июля 2006 г. произошла авария, в результате которой самолёт был повреждён и восстановлению не подлежал.

А через 11 лет после аварии Ил-103 получил вторую жизнь в качестве монумента возле череповецкого аэропорта.


Памятник самолету ЯК-40

Самолет родился на авиазаводе в Смоленске в 1976 г., получив «имя» СССР-88180 (бортовой номер 88180) и заводской номер 9622047 (через 16 лет перерегистрирован как RA-88180).

RA-88180 обитал где-то на Дальнем Востоке, судя по информации об эксплуатантах: Аэрофлот - МГА СССР, Дальневосточное УГА; Благовещенские Авиалинии; а в 1999 г. перешёл к Авиапредприятию «Северсталь» (г. Череповец, Вологодская обл.).

20 апреля 2009 г. на рулении самолёта в аэропорту «Череповец» перед выполнением рейса по маршруту «Череповец - Внуково» произошло разрушение болта Т4701-39 крепления штока цилиндра поворота колёс передней опоры шасси. Комиссией по расследованию для сравнения был демонтирован и осмотрен болт крепления правого цилиндра. При этом видимых повреждений и трещин этого болта выявлено не было. Данный болт также был направлен на исследование, проведённое федеральным автономным учреждением «Государственный центр «Безопасность полётов на воздушном транспорте».

Вывод: «разрушение болта Т4701-39 крепления штока левого цилиндра к поворотному рычагу механизма поворота колеса передней амортстойки шасси самолёта Як-40 RA-88180 имеет межзеренный характер и происходило по механизму коррозии под напряжением с очагами зарождения трещины от коррозионных язв, расположенных на галтели R=2,5-0,2 между диаметрами Ø19Х и Ø35. Причиной разрушения является недостаточная коррозионная стойкость болтов Т4701-39 в реальных условиях эксплуатации и монтажа при отсутствии требований по тарированной затяжке».

Рекомендации: «в целях предотвращения повторных разрушений болтов Т4701-39 крепления штока цилиндров поворота к передней амортстойке шасси самолёта Як-40 ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» совместно с ОАО «Гидромаш» необходимо рассмотреть вопрос о разработке конструктивных мероприятий, направленных на повышение коррозионной стойкости болтов в реальных условиях эксплуатации, а также дать рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям по безотказной эксплуатации и ремонту болтов на период до рассмотрения данного вопроса».

Прожив долгую, насыщенную полётную жизнь до 2012 г., авиапамятник RA-88180 с начала эксплуатации налетал 31726 час., совершил 24652 посадки и, выработав свой лётный ресурс, поднялся на пьедестал как символ развития авиапредприятия «Северсталь»

Пункты назначения

Здание аэропорта со стороны ВПП
Лётное поле
Логотип Авиакомпания Направления Самолеты Примечание
Флаг России Северсталь Апатиты, Калининград, Минеральные Воды, Москва-Домодедово, Москва-Шереметьево, Мурманск, Санкт-Петербург, Ухта

Сезонные рейсы: Анапа, Батуми, Бургас, Геленджик, Петрозаводск (с 29 апреля 2019 года), Симферополь, Сочи

Чартерные рейсы выполняются после согласования в коммерческом отделе авиапредприятия.

Bombardier CRJ-200 или Як-40, Sukhoi Superjet 100.

Принимаемые типы ВС

Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ил-114, Л-410, Ту-134, Як-40, Як-42 Bombardier CRJ200, Sukhoi Superjet - 100 и др. типы ВС 3-4 класса, вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 27/R/B/X/T.

Показатели деятельности

Пассажиропоток:
год 2014 2015 2016 2017
тыс. пассажиров 111,9 132,6 142,4 149,1
Источники:[5][6][7]

Происшествия

20 июля 1960 года самолёт Ил-14, следовавший из Череповца в Сыктывкар, потерпел катастрофу в Архангельской области в 87 км юго-западнее аэропорта Сыктывкар. Причиной катастрофы стало попадание самолёта в грозовую облачность; под влиянием больших перегрузок самолёт начал разрушаться в воздухе, потерял управляемость, упал в лес, взорвался и сгорел. Погибло 23 человека[8].

11 июня 2013 года самолёт Boeing 737 авиакомпании ЮТэйр, следовавший из Томска в Санкт-Петербург совершил аварийную посадку из-за неисправности топливной системы. На борту находились 112 пассажиров, в том числе 12 детей и 6 членов экипажа. При посадке никто не пострадал[9].

Ближайшие аэропорты в других городах

Примечания

  1. Объемы перевозок через аэропорты России. Федеральное агентство воздушного транспорта. Дата обращения: 19 апреля 2017.
  2. http://government.ru/media/files/JyaQTrjjRSjKV0KgMA5zPM5W6j3Iznmf.pdf
  3. 3,0 3,1 Череповецкий аэропорт отметил 85-летний юбилей. Официальный сайт Череповца. Дата обращения: 20 февраля 2021.
  4. Аэропорт города Череповец получил статус международного. www.aex.ru. Дата обращения: 20 февраля 2021.
  5. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг.. Росавиация. Дата обращения: 16 января 2018.
  6. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2015-2016 гг.. Росавиация. Дата обращения: 16 января 2018.
  7. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. (недоступная ссылка). Росавиация. Дата обращения: 28 марта 2018. Архивировано 28 марта 2018 года.
  8. Катастрофа Ил-14 Сыктывкарской отд авиагруппы ГВФ близ Сыктывкара
  9. В череповецком аэропорту аварийно сел «Боинг-737»