Человек с ружьём

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Человек с ружьём
Постер фильма
Жанр историко-революционный
Режиссёр Сергей Юткевич
Автор
сценария
Николай Погодин
В главных
ролях
Максим Штраух
Борис Тенин
Оператор Жозеф Мартов[1][2][3][4]
Композитор Дмитрий Шостакович
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм»
Длительность оригинальная версия — 103 мин.[5], сокращённая версия (1956—1961 гг.) — 93 мин.[6], «восстановленная» версия (1965 г.) — 86 мин.[7]
Страна  СССР

«Челове́к с ружьём» — советский полнометражный, чёрно-белый, историко-революционный художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1938 году режиссёром Сергеем Юткевичем. Первый фильм кинотрилогии по произведениям Николая Погодина: «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» и «Третья Патетическая».

Краткое содержание

События происходят в России в 1917 году во время Октябрьской революции. На фронтах тяжёлое положение, к столице подступают войска генерала Краснова. Бывший крестьянин, а ныне солдат Иван Шадрин отправлен однополчанами с германского фронта в революционный Петроград, чтобы вручить Ленину письмо с вопросами своих товарищей.

Центральная сцена в фильме — первая встреча Шадрина и Ленина. Солдат с винтовкой и чайником бродит по Смольному в поисках кипятка. Он случайно натыкается на невысокого роста мужчину в костюме-тройке, который уделяет ему время, проявляет большое участие к его нуждам и отвечает на все вопросы. Сам Шадрин ещё не знает, с кем только что беседовал, но охранник сообщает ему, что этим собеседником был В. И. Ленин. Шадрин приходит в неописуемый восторг, и из его уст звучит фраза: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!» После этого солдат возвращается на фронт.

Во время разведывательного рейда в Царское Село Шадрин чуть не берёт в плен белого генерала, но упускает его. Во время случайной встречи с Лениным и Сталиным Дымов рассказывает им об этом эпизоде, чем немало потешает вождей. Здесь же случайно оказывается и Шадрин… Ленин и Сталин ободряют его, говоря, что «в другой раз солдат перед генералом не оробеет!»

Шадрин вновь сражается на фронте, защищая Петроград. По возвращении в город он присутствует на Путиловском заводе во время выступления там Ленина.

История создания

Работа над сценарием с рабочим названием «Ноябрь» началась в 1937 году. Поначалу он не устроил Юткевича; затем Николай Погодин переработал сценарий в пьесу, которую назвал «Человек с ружьём», и этот вариант устроил режиссёра и ГУК (Главное управление кинематографии).

Премьера фильма состоялась 1 ноября 1938 года.

В период между 1956 и 1961 годами из фильма была вырезана сцена в Смольном с участием Сталина. После уже официального «восстановления» картины в 1965 году на «Мосфильме» Сталин был вырезан из неё окончательно: сокращена сцена поедания картошки Лениным, Сталиным, Дымовым и Шадриным, в финальной сцене фильма Сталин также заретуширован — в результате Ленин произносит речь, стоя на трибуне в одиночестве. Убраны и все упоминания о Сталине в тексте фильма.

В ролях

Б. Тенин (Шадрин), М. Штраух (Ленин), М. Геловани (Сталин) в фильме «Человек с ружьём» (первоначальная версия)
М. Бернес (Костя Жигилёв) в фильме «Человек с ружьём»

Съёмочная группа

Съёмочная группа фильма[8]:

Награды

Место в истории искусства

«Человек с ружьём», наряду с фильмами «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», представляет собой наиболее известные картины в советской кинолениниане и пропаганде. Образы Ленина, созданные Штраухом и Щукиным, считались классическим воплощением вождя мирового пролетариата на киноэкране, обобщавшим его идеализированный образ «самого человечного человека»[9]. Крупская считала Ленина в исполнении Штрауха наиболее достоверным воплощением облика вождя. Впоследствии Юткевич неоднократно возвращался в своём творчестве к теме Ленина и его значению в истории[10].

Фильм «Человек с ружьём» по-настоящему открыл широкой публике актёра Марка Бернеса и принёс ему большую известность. В этом фильме Бернес исполнил ставшую популярной песню «Тучи над городом встали…»[11].

Критика

В советское время фильм был вне критики, и какие бы то ни было негативные комментарии относительно художественного значения картины не допускались. Киноведы, впрочем, отзывались о фильме прохладно, отмечая ходульность персонажей, заимствование некоторых сюжетных ходов и несоответствия реальным историческим событиям[9]. Первые критические замечания к сценарию высказал Н. Оттен в журнале «Искусство кино» в августовском номере за 1938 год — в то время, когда ещё шла работа над фильмом. В 2001 году Феликс Балонов, отмечая, что в пьесе Н. Погодина не было сцены со спиритическим сеансом, высказал гипотезу, что она была заимствована из рассказа М. А. Булгакова «Спиритический сеанс», в котором описана похожая ситуация, а фамилия Булгакова не была указана в титрах в связи с опалой писателя[9].

Издание

В 2000 году фильм был выпущен на видеокассете компаниями «Мастер Тэйп» и «Формат А». На DVD издавался в 2006 году компаниями «СОЮЗ Видео» и «Восток В» («восстановленная» версия 1965 г.), в 2009 году — компанией «Видеоком» (сокращённая версия 1956—1961 гг.).

Примечания

  1. Такая транскрипция имени присутствует в первоначальной версии фильма
  2. МАРТОВ Жозеф Климентьевич // Энциклопедия кино. — 2010.
  3. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
  4. «КМ онлайн»
  5. Человек с ружьем (1938)
  6. Человек с ружьем
  7. Государственный регистр фильмов (Министерство Культуры Российской Федерации)
  8. Справочник Всесоюзного государственного фонда кинофильмов: Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М., «Искусство», 1961. — С. 175.
  9. 9,0 9,1 9,2 Феликс Балонов. Человек с ружьем на спиритическом сеансе // «НЛО» : журнал. — 2001. — № 48.
  10. Кинолениниана на экране ссылка от 14 ноября 2008
  11. Бернес Марк Наумович ссылка от 14 ноября 2008

Ссылки