Челебианлу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Челебианлу (азерб. Çələbiyanlı) — этнографическая группа азербайджанцев.

Название

Слово «челеби» употреблялось в литературном османском языке вплоть до XVIII века в качестве титула или звания владетельных особ, высшего духовенства (особенно тех, кто стоял во главе суфийских братств), знаменитых писателей (Эвлия Челеби) и т. д. Первым известным лицом, носившим это звание, был, по-видимому, Челеби Хусам ад-Дин (умерший в 1284 г.), преемник Джалаладдина Руми в качестве главы суфийского братства мевлеви. В стихах поэта Касим-и Анвара (ум. в 835 г. х./1431-1432 г. н. э.) «челеби» означает «возлюбленный» в суфийском смысле, то есть «бог».

В XIV и XV веках многие турецкие князья и принцы в Османской империи назывались «Челеби», среди них все сыновья султана Баязида I (например, Мехмед и Муса). Грекам «челеби» было известно только как турецкое слово; согласно одной глоссе к Сфрандзи, «челеби» на языке турок означало «благородного происхождения». В словаре Хуласа-йи 'Аббаси для «челеби» приводятся значения: «писатель», «поэт», «читатель», «знающий», «одаренный природным умом».

Так же объясняется этот термин в Лахджа-йи 'усманийа Ахмед Вефик-паши, причем добавляется, что «челеби» в значении «умеющий читать» позднее было вытеснено словом «эфенди». Известия европейских авторов XVI века показывают, что «челеби» в то время употреблялось в том же значении, как испанское «don» и французское «monsieur», то есть так, как позднее стало употребляться слово «эфенди». Как прозвище поэтов и ученых «Эфенди» вместо «Челеби» вошло в употребление, по-видимому, в конце XVII — начале XVIII века.

Помимо своего религиозного значения (в братстве мевлеви оно обозначает высшую духовную степень, глава ордена именуется челеби-эфенди), слово «челеби», видимо, имело примерно такие же значения, как персидское мирза, которым одинаково обозначались как принцы царствующего дома, так и вообще благородные и образованные господа, как знаменитые учёные, так и простые писцы.

-ян-. Слова, которые так образуют множественное число.

Расселение

Проживают в Иранском Азербайджане, на севере Ирана (а также в некоторых других его районах), в Азербайджане (в Зангеланском районе).

Религия

Челебианлу исповедуют ислам, преимущественно шиитского толка.

Быт

Традиционная культура типична для скотоводческих народов Западной Азии. Занимаются полукочевым скотоводством, совершая сезонные кочевки на запад от реки Карасу.

С наступлением весны челебианлу поднимались со своими стадами на горные пастбища Карадага [1]

История

Исторически были тюркским племенем, жившим в Эрзуруме. Подразделялись на племенные объединения Хумарлу, Худаярлу, Гасаналибейли, Кулубейли, Сарыбейли, Алиханлу, Шуджаханлу. На рубеже XVIXVII веков переселились в район Карадага и долину реки Аракса. Куда их привёл вождь Вали ага. Они были три братья: Вали-ага, Дюз-Мухаммед-ага и Иляс-хан. Позже эльханом племен становится сын Вали-ага Юсиф-хан[2].

В начале XVII века Челебианлу входили в состав войска шах Аббаса I при завоевании Карабах. Когда в 1605 году войска шаха Аббаса I отняли Ширван у османских воинов, шах еще до полного очищения области от турок (в руках последних были еще главные крепости Карабаха - Гянджа, поспешил завершить организацию местной военной знати и поставить во главе ее эмиров.

Гусейн-султан Челебианлу участвовал на церемонии коронации Надир-шаха в 1736 году в Мугани.

В XVIII в. челебианцы стали правящей магалов - Кейван (Keyvan), Кярмадюз (Kərmədüz), Калейбар (Kəleybər), Миндживан (Mincivan), Чардангэ (Çardangə) в Карадагском ханстве.

Многочисленные письменные источники указывают на большую численность челебианцев в XIX в. в Аракской долинах[3].

В российских источниках это племя упоминается впервые в 1826 году. Комендант пограничной с Персией Карабахской области докладывал о набегах Челебианлу.

В середине XIX в. летом здесь насчитывалось 5 тыс. шатров (35–55 тыс. человек).По описанию путешественников, челебианлу — мужественное, сильное, богатое племя.

В начале XX в. челебианлу выставляли 10 тыс. всадников под предводительством Гаджи Рагим-хана в Кейване. Гаджи Рагим-хан жил в деревне Гасратан. В 1908 году в Тебризе началось восстание против власти шаха. Шах направляет к Тебризу 25-тысячный отряд под начальством Рахим-хана, который окружает город со всех сторон и отрезает его от подвоза продовольствия. Все атаки Рахим-хана были отбиты. Защита города длилась 9 месяцев.

Против восставших выступали не только шахские отряды и местные реакционеры, но также банды караджедагцев во главе Рахим-ханом Челебианлу, отряды шахсевенов во главе с Насроллой-ханом Юртчи, отряды из Маранда, возглавляемые феодалом Шоджа-Незамом. Борьба происходила с переменным успехом и в июле; в августе 1908 г. реакционерам удалось занять почти весь Тебриз, за исключением части квартала Амирхиз, где укрепились революционные отряды Саттар-хана. Но Саттар и другие руководители тебризского восстания пользовались широкой поддержкой народных масс и их отряды непрерывно пополнялись добровольцами. К октябрю 1908 г. восставшим тебризцам удалось изгнать полностью из города шахские войска, и вооруженных реакционеров.

Войска Гаджи Самад-хан Мукаддама совместно с войсками Рахим-хана — предводителя племени челебианлуйцев — к весне 1909 года заняли все прилегающие к городу районы. В апреле конституционалисты согласились на переговоры, однако в конце апреля осада была снята российскими войсками, захватившими Тебриз по официально выраженной причине — «для облегчения страданий иностранных граждан».

Известные личности

Ссылки

  • Анвар Чингизоглы. Гаджи Рахим-хан Челебианлу, Баку, «Мутарджим», 2012, с.60.
  • Анвар Чингизоглы. Род Челебианлу, Баку, "Сой", 2012. с 34-42.
  • Ənvər Çingizoğlu, Qaradağ xanlığı, Bakı, "Mütərcim", 2011. – 212 səh.(на азербайджанском языке).
  • Ənvər Çingizoğlu, Qarşı yatan Qaradağ. Bakı, "Ozan", 1998.– 192 səh.(на азербайджанском языке).,

Примечания

  1. P. Oberling, “The Tribes of Qarāca Dāġ,” Oriens 17, 1964, pp. 78-88.
  2. Məhəmməd Hafizzadə, Ərəsbaran dər qozəre həmase və tarixe Təbriz,Mehre Azəri nəşriyyatı,1376,səh.18-29. (перс.)
  3. Хосейн Байбурди, Тарихе-Арасбаран, Тегеран, 1341/1962, с. 12-18  (перс.)