Цыганская гамма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Цыганская гамма, также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики, характерная черта которого – два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых «натуральных ладов»), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Европы и Азии.

Цыганская минорная гамма

Цыганская минорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет III/IV и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии полуторатона (малой терции) от основания (отсюда в названии «минорная»). В учении о гармонии в России и некоторых зарубежных странах этот звукоряд также называется дважды гармоническим минором. Это представление считается неправильным (устаревшим), так как оно берёт за точку отсчёта звукоряд натурального минора, в котором «повышаются» IV и VII ступени. В действительности все гемиольные лады (в том числе и описываемые) существовали издавна и совершенно независимо от «классических» ладов – мажора и минора.

Соответствует звукоряду арабского макама «нава атар» (вар. транскрипции: «нава асар»)[1] и, с точностью до микротоновых отличий — турецкого макама невесер[2].

Цыганская мажорная гамма

Цыганская мажорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет II/III и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии дитона (большой терции) от основания (отсюда в названии «мажорная»). В школьной гармонии этот звукоряд также называется дважды гармоническим мажором, ввиду присутствия в нём двух увеличенных секунд и уменьшённых септим (характерных интервалов). В качестве точки отсчёта в такой номенклатуре принимается звукоряд натурального мажора, в котором говорят о «пониженной II» и «пониженной VI» ступенях. Другие названия: доминантовый лад, андалусийский лад. В некоторых европейских традициях его именуют также «арабской гаммой» (например, итал. Scala araba, порт. Escala árabe; см. соотв. статьи в итальянской и португальской Википедиях). Соответствует звукоряду арабского макама хиджаз кар[3] и его транспонированных версий шадд арабан[4], шахназ[4] и сузидиль[4], арабо-андалусского лада зидан[5], азербайджанского лада чаргях (в трактовке У. Гаджибекова)[6] и, с точностью до микротоновых отличий — турецких макамов хиджазкар[7], зиргулели хиджаз[8], шедарабан[9] и персидского дастгяха чахаргах[10]. Также соответствует звукоряду раги бхайрав[11] в индийской классической музыке в традиции хиндустани.

Применение в музыке

Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф. Лист (в «Венгерских рапсодиях», в фортепианной Сонате h-moll, в симфонической поэме «Битва гуннов» и др. сочинениях). У Ж. Бизе цыганская гамма широко используется в его опере «Кармен»: обе разновидности (минорная и мажорная) — в лейтмотиве судьбы (впервые звучит в увертюре к опере). Другой пример — Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф. Шопена. Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М. П. Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр «Картинки с выставки») для характеристики богатого еврея, С.В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.

Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе в музыке фламенко[12]), в клезмерской музыке восточно-европейских евреев, в музыке Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран.

Примечания

  1. Maqam World. Maqam Nawa Athar Family. (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано 28 июля 2012 года.
  2. The Oud. Nev'eser makamı. (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 августа 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  3. Maqam World. Maqam Hijaz Kar Family. (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 ibid.
  5. Les Tubu' dans la Musique Çan'a d'Alger
  6. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки (эл. версия).
  7. The Oud. Hicazkâr makamı. (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано 27 января 2013 года.
  8. The Oud. Zirgüleli Hicaz makamı. (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 февраля 2016. Архивировано 11 марта 2016 года.
  9. The Oud. Şedaraban makamı. (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 февраля 2016. Архивировано 10 марта 2016 года.
  10. Nettl, Bruno. Čahārgāh Encyclopaedia Iranica.
  11. Rag Bhairav (Chandra & David Courtney's homepage)
  12. Flamenco // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L.; N.Y., 2001 (раздел 4 «Musical characteristics»), где описанный звукоряд сравнивается со звукорядом арабского макама хиджази (хиджаз).

Литература

  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988; репринт СПб., 2003.