Цыгане в России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Цыгане в России представлены различными цыганскими этническими группами. В силу больших региональных отличий цыганские группы в России характеризуются сильной фрагментацией по языковому и религиозному признакам[1]. При этом российские цыгане имеют общие черты в плане образа жизни и быта.

Первые сведения о цыганах в России относятся к XVIII веку[2]. В новейшее время цыгане — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения России[3].

История

К XVI веку многие цыгане, жившие в Центральной и Восточной Европе, работали музыкантами, мастерами по металлу и служили солдатами[4]. Первые упоминания о цыганах в России относятся ко времени императрицы Анны Иоановны (1733). В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский основал в Пушкино цыганскую капеллу (хор)[5][2], получившую известность как Соколовский хор, по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. В 1783 году в Российской империи цыгане были причислены к государственным крестьянам, однако им было разрешено приписываться к любому сословию[2]. Историческая ситуация в России иногда приводится как пример сравнительно хорошего положения цыган[6]. В Российской империи цыгане не преследовались по национальному признаку, существовало богатое цыганское купечество, городские цыгане роднились с дворянскими семьями, включая царскую семью. Русская литература восхищалась «цыганской свободой» и национальным характером. Кочующие цыгане часто зимовали в крестьянских домах.

В СССР цыгане имели доступ к образованию и трудовым местам. Было востребованным и популярным цыганское искусство, от сельского клуба до правительственного концерта в Кремле. Сформировалась цыганская интеллигенция, получившая международное признание[7]. В 1920—1930-е годы был принят ряд постановлений, направленных на переход цыган к оседлой жизни. Были созданы цыганские колхозы, в Москве, Ленинграде и др. городах действовали цыганские школы, а также Цыганский педагогический техникум[2].

В 1920—1930-е годы были предприняты попытки создать литературный цыганский язык, что определялось национальной политикой раннего СССР, стремившегося поддерживать культуру малых народов. В качестве основы был использован язык русских цыган с добавлением литературных заимствований из других диалектов. Выбор, предположительно, был обусловлен наибольшей степенью ассимилированности русских цыган, многие из которых имели начальную грамотность и в большей степени были подвержены большевистской идеологии. Согласно политике большевиков, культура угнетавшихся в дореволюционное время малых народов с приходом новой власти должна была стать социалистической по содержанию, оставаясь национальной по форме. В основном на новом литературном цыганском языке издавались и рассылались по колхозам переводы марксистско-ленинистской литературы, речей Ленина, позднее Сталина, постановления партии. Также издавалось много художественной оригинальной литературы, которая изначально писалась на цыганском языке. Однако в целом масштабы этой деятельности были незначительные. С конца 1930-х до 1970-х годов в СССР научное изучение цыган было под фактическим запретом[8].

В 1935—1945 годах нацисты и их пособники организовали и осуществили уничтожение от 200 тысяч до 1,5 млн цыган[9] на территории Германии, а затем во время Второй мировой войны — и других стран Европы[2]. Нацистская политика в отношении рома и синти определялась псевдонаучными расистскими теориями и средневековыми представлениями о египетском происхождении цыган. Хотя цыгане представлялись очень низкими в нацистской «расовой иерархии», считалось, что они имеют некоторые отдалённые «арийские» корни, которые, однако, были впоследствии испорчены. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы. Начиная с весны 1942 года уничтожались не только кочевые цыгане, но также и оседлые семьи. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943—1944 годах цыгане уничтожались вместе со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине[10][11] (см. также Бабий яр), в Смоленской[12][13], Ленинградской[14] и Псковской[15] областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее 30 тысяч цыган[16]. В годы Великой отечественной войны Советская армия и партизаны спасали цыганский народ от истребления немецкими нацистами и их пособниками[17].

С 1956 году были приняты законы, запрещающие кочевой образ жизни. Переход к оседлому образу жизни способствовал интеграции цыган в современное общество[2].

В 1989 году создано Московское цыганское культурно-просветительное общество «Романо кхэр» («Цыганский дом»). Затем возникли другие цыганские организации[2].

С конца XX века усилились процессы миграции цыган в Западную Европу и Россию и одновременно наблюдался рост антицыганских настроений, приведших к их маргинализации[2]. Распад СССР в целом негативно повлиял на социально-экономическое положение цыган, особенно в бывших национальных республиках[18]. В результате усиления цыганских миграций в сторону крупных российских мегаполисов цыганское население России стало ещё более многочисленным и разнообразным: помимо «автохтонной» группы русских цыган (руска рома) в России появились и новые группы молдавских и венгерских цыган (мадьяры)[19], а также среднеазиатских цыган-мусульман (мугаты, люли)[20].

В 1999 году создана общероссийская общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган»[2].

В 2013 году Правительство Российской Федерации приняло Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган Российской Федерации[21].

Часто масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность, существенно преувеличиваются. В российских дореволюционных источниках упоминания о цыганах-заключённых встречаются лишь эпизодически. В первом послевоенном десятилетии доля цыган среди осуждённых практически соответствовала их проценту в общем населении СССР. В настоящее время в местах лишения свободы процент цыган среди заключённых также небольшой. Тем не менее, отдельные случаи преступлений, совершаемых цыганами, раздуваются СМИ, а иногда и фальсифицируются[6].

В России к 2000 году большинство цыган имело среднее образование. Возник социальный слой цыган, занятых в нетрадиционных областях: врачи, юристы, инженеры, учителя, работники сферы обслуживания. Выделилась немногочисленная цыганская интеллигенция[22]. В России отсутствует раздельное обучение цыган и нецыган, что имеет место в ряде стран Восточной Европы, нет дискриминации при приёме в высшие учебные заведения[7].

В России имеют место многочисленные случаи притеснения цыган. Цыгане подвергаются насильственным выселениям, им зачастую трудно получить документы, включая паспорта, зарегистрироваться по месту пребывания. В нарушение права ребёнка на получение образования, цыганские дети часто не имеют доступа к школьному обучению из-за отсутствия регистрации. По той же причине цыгане испытывают трудности в получении медицинской помощи. Цыгане регулярно становятся жертвами полицейского произвола и насилия, причём чаще всего эти случаи не получают общественной огласки и по ним не проводится расследований[3]. В отношении цыган почти никогда не применяется принцип презумпции невиновности. В большинстве случаев цыгане не могут защитить свои права по причинам бедности и юридической неграмотности, а также традиционного страха перед государственными органами. Действует замкнутый круг: цыгане дают взятки за прекращение уголовных дел, а милиция (полиция) задерживает всё больше цыган, поскольку из-за отсутствия правовых знаний они скорее всего предпочтут откупиться, чем нанимать адвоката[22]. Статус цыган в России не определён, они не считаются коренным малочисленным народом, не признаны национальным меньшинством, а следовательно не имеют возможности получать льготы и иную помощь со стороны государства, предусмотренную для этих групп[21]. Котляры почти не учатся в вузах, русских цыган с высшим образованием значительно больше. Цыгане слабо вовлечены в научную деятельность. Так, абсолютное большинство российских цыгановедов сами не являются цыганами.

В российских школах в отношении цыганских детей фактически действует негласная сегрегация. Как правило, цыганские дети учатся в отдельных, так называемых «цыганских классах». Лишь небольшая часть цыганских детей имеет возможность окончить школу, даже начальную. Решить эти проблемы родители обычно не могут, так как в случае жалоб с их стороны местная администрация может ликвидировать не зарегистрированные цыганские дома. Степень защиты цыганами своих прав зависит от конкретной группы цыган. Так, некоторые русские цыгане чаще отстаивают свои права: они живут по одной-две семье и более независимы друг от друга. Напротив, котляры часто живут большими общинами, и ими легче манипулировать. Они, как правило, мирно настроены, не желают иметь проблем с «внешним миром» и в большей степени заинтересованы сохранить жилье, чем бороться за то, чтобы ребёнок учился в школе[8].

Летом и осенью 1998 года на московском рынке в Лужниках произошли массовые избиения цыганских торговцев, включая женщин, а также цыганских детей. Одна женщина погибла. В Вышнем Волочке сотрудники милиционеры вывозили в лес и избивали М. Минина и А. Белякова. Под угрозой применения огнестрельного оружия их заставляли сознаться в преступлении. Доведённый до отчаяния Минин выбросился из окна служебного кабинета милиции и сломал позвоночник. Против сотрудников милиции были возбуждены уголовные дела. Так, в 1997 году в Костроме следователь сфальсифицировал против цыганки З. Вишнецкой уголовное дело с целью вымогательства взятки. Преступник был приговорён к шести годам лишения свободы[23][22].

1 июля 2011 года произошло массовое столкновение со стрельбой между местными жителями посёлка Сагра, находящегося в 40 км от Екатеринбурга, и приехавшей из Екатеринбурга бандой. Причиной перестрелки стал конфликт между жителями посёлка и переселившейся в посёлок цыганской семьёй.

Общественная коллегия по жалобам на прессу в качестве антицыганского рассматривает документальный фильм российского тележурналиста Бориса Соболева «Бремя цыган» 2016 года, показанный на государственном телеканале «Россия-1», поскольку, в частности, фильм пропагандирует стереотип об имманентной связи цыган с криминальной средой, идею о том, что весь цыганский этнос является преступным, а отдельные эпизоды фильма очерняют цыганскую творческую интеллигенцию[24][21][25]. В фильме были выявлены манипулирования фактами, статистическими данными, мнениями и явные признаки ксенофобии[26].

13 июня 2019 года в селе Чемодановке Пензенской области России между местными жителями и цыганами вспыхнул конфликт[27], который перерос в массовую драку, в ходе чего погиб местный житель[28] и несколько человек пострадали. На следующий день жители села вышли на народный сход и перекрыли федеральную трассу М-5 «Урал». Сельчане потребовали наказать убийц и выселить цыган из-за опасения повторного нападения[29][30]. Цыгане выехали из Чемодановки и соседнего села Лопатки. В июле 2019 года они начали возвращаться в оба населённых пункта[31].

Согласно отчёту антидискриминационного центра «Мемориал», результатом вооружённого конфликта на востоке Украины (с 2014 года) стала серия цыганских погромов, в том числе спровоцированных властями. Большое число цыганских семей пострадало от обстрелов и погромов в Донецке и Луганске. Зафиксированы случаи захвата в заложники детей, захвата жилья, отнятие собственности, избиений, отказа в оказании медицинской помощи. Часто власти лишают цыган возможности покинуть зону боевых действий. Однако многие цыгане бежали в приграничные и центральные регионы России. В нарушение Женевской конвенции о статусе беженцев они лишены возможности остаться в России легально, подать документы на временное убежище, и поэтому не могут получить легальную работу, медицинскую помощь, жильё, образование для детей. Многих выдворяют обратно. Как на Украине, так и в России цыгане постоянно сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку[32].

Этнические группы

В России проживают различные этнические группы цыган:

  • русские цыгане (руска рома), потомки цыган, мигрировавших в XVIII веке из Германии и Польши; субэтнические группы: псковска рома, смоленска рома, сибирска рома и др.;
  • выходцы из Валахиивлахи, самоназвание — влахуря; субэтнические группы: астраханские, пятиорские, ставропольские влахи и др.;
  • выходцы из Молдавиикишинёвцы; субэтнические группы: донские кишинёвцы, брыздяя в Центральной России и др.)
  • выходцы с Балкансэрвы — от «сербы», по другой версии, — от рум. «крепостные»; субэтнические группы: поволжские сэрвы и украинские — коваля и хохлы;
  • крымские цыгане — татарские цыгане, татарче, хорахая, аюджи — медвежатник; самоназвания — крымитика рома, крымуря[2].
  • среднеазиатские цыгане — появились в России с начала 2000-х годов.

Демография

В начале XXI века по уровню фертильности цыгане в России уступают лишь ингушам и опережают чеченцев[33]. С 2002 по 2010 год, согласно переписям населения, число цыган в России увеличилось со 182,8 до 205,0 тысяч человек[33]. По оценкам, в России проживает до 800 тысяч цыган[2].

Расселение

Расселение цыган в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 года
Расселение цыган в ЦФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 года

До 90 % цыган проживают в Европейской части страны и на Урале[1]. В Сибири и на Дальнем Востоке в результате ссылок сформировалась местная группа сибирских цыган (сибирска рома). Цыгане в целом тяготеют к южным регионам страны. К примеру, плотность цыганского населения в трёх южных регионах страны (Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях) превышает среднюю по стране в 4 раза, а в Ставропольском крае — в 7 раз. В 1970-х годах у цыган появилась растущая тенденция к своеобразной субурбанизации, выражающейся в стремлении организовать свои небольшие кварталы из частных домов в малоэтажных пригородах крупных российских городов, совмещая таким образом преимущества городской и сельской жизни. Кочевой образ жизни сохраняют лишь относительно недавно появившиеся в России среднеазиатские цыгане-люли, но и здесь он до недавних пор совмещался с периодическим возвращением на родину для сбора осеннего урожая.

Культура

В России в XVIII—XIX веках имели распространение так называемые цыганские хоры, поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Первый такой хор был создан в 1774 году по распоряжению граф А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино. До настоящего времени сохраняется пение на эстраде цыганского романса. В Москве действует цыганский театр «Ромэн». К числу известных российских цыганских музыкантов принадлежат скрипач Михаил Эрденко, певец Николай Сличенко[2].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 128 с.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Цыгане / Деметер Н. Г. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 370—372. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  3. 3,0 3,1 Заявление в связи с Международным днём цыган 8 апреля. Московское бюро по правам человека.
  4. David Crowe (2004): A History of the Gypsies of Eastern Europe and Russia (Palgrave Macmillan) ISBN 0-312-08691-1 p. XI.
  5. За цыганской звездой кочевой. Национальный акцент. 15.08.2017.
  6. 6,0 6,1 Бессонов Н. В. Национальное самосознание и основные занятия цыган (окончание главы) // Уварова Т. Б., Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган : новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000.
  7. 7,0 7,1 Решетников Я. А. Правильно ли говорить «ромы» и «ромский»?
  8. 8,0 8,1 Кирилл Кожанов (цыгановед), Юлия Богатко. Кирилл Кожанов: «В каком-то смысле цыгане — идеальные граждане нашего государства». Arzamas (arzamas.academy).
  9. Hancock, Ian. True Romanies and the Holocaust: A Re-evaluation and an overview // The Historiography of the Holocaust / Dan Stone. — Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. — P. 383—396. — 573 p. — ISBN 9781403999276.
  10. Данилкин А. Цыганские дети и нацистские интриги // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16. — С. 12—15.
  11. Дмитрий Скворцов. «Лыцари» топора и удавки. Наше Дело (26 октября 2006). Дата обращения: 2 августа 2017.
  12. Czalora Karat. Nikt ich nie liczył (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1995. — Nr III-IV. — ISSN 0867-4803.
  13. Анна Анфимова. Геноцид цыган в Смоленской области в годы нацистской оккупации // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16. — С. 10—12.
  14. Żywcem pogrzebani (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1994. — Nr IV. — ISSN 0867-4803. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  15. Николай Самулевич. Заботы Цыганской общины Северо-Запада // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16. — С. 15—17.
  16. Бессонов Н. В. Цыганская трагедия. 1941—1945. Факты, документы, воспоминания. — СПб.: Издательский дом «Шатра», 2010. — Т. 2. Вооруженный отпор. — С. 21. — 376 с.
  17. Бессонов Н. В. Обращение к авторам, пишущим на русском языке.
  18. Bartosh, O. (Бартош Ольга) The Roma in Belarus: in the Light of Transformations. In: Interstitio. East European Review of Historical Anthropology. June 2009. Vol. 2. № 2 (4), p. 17—29.
  19. Якимов А. Н. На стоянке цыган-мадьяров. Современная культура цыган-мадьяров в России (стоянка у р. Мурзинка, Невский район г. Санкт-Петербурга).
  20. Николай Бессонов. Среднеазиатские цыгане и их кочевье по России // Этнопанорама. Ежеквартальный научно-публицистический журнал министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области и регионального отделения «Научное общество этнографов и антропологов». № 3—4 (25). Оренбург: ООО МП «Электа», 2008. С. 27—39.
  21. 21,0 21,1 21,2 «Фильм Соболева — настоящая провокация» / Инна Денисова, Надежда Деметер. Радио «Свобода». 25 марта 2016.
  22. 22,0 22,1 22,2 Бессонов Н. В. Что ждёт цыган в России // Уварова Т. Б., Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган : новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000.
  23. Молчанов А. А. Всегда ли виноват цыган? // Романо кхэр. М., 1998. № 1. С. 4.
  24. Ирина Петровская. Сказ о том, как Леонида Ильича в могилу свели. Государственный телеканал «Россия» взялся за цыган. Новая газета (25 марта 2016).
  25. Жалоба на фильм «Бремя цыган» телеканала «Россия 1» — Мнение эксперта С. К. Шайхитдиновой. Общественная коллегия по жалобам на прессу.
  26. Жалоба на фильм «Бремя цыган» телеканала «Россия 1» — Решение Коллегии / председательствующий Ю. В. Казаков. Общественная коллегия по жалобам на прессу.
  27. Приехал ОМОН. В Чемодановке Пензенской области произошёл конфликт русских с цыганами. Penzasmi (14 июня 2019).
  28. После массовой драки под Пензой в больнице погиб человек. Комсомольская правда (14 июня 2019).
  29. Убийство в Чемодановке. Местные жители потребовали выселить цыган (англ.). Медиазона. Дата обращения: 16 июня 2019.
  30. «Нет нигде цыган, как в воду канули». Meduza.
  31. Стало известно о возвращении цыган в Чемодановку. Lenta.ru.
  32. Рома между двух огней / Татьяна Вольтская. Радио «Свобода». 08 апреля 2015.
  33. 33,0 33,1 Межэтнические различия рождаемости в России: долговременные тенденции. Демоскоп Weekly.

Литература

Ссылки