Цефал и Прокрис (опера Арайи)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Цефал и Прокрис
Декорации Джузеппе Валериани к опереДекорации Джузеппе Валериани к опере
Композитор Франческо Арайя
Либреттист Александр Сумароков
Источник сюжета «Метаморфозы» Овидия
Первая постановка 1755

«Цефал и Прокрис»опера итальянского композитора Франческо Арайи, работавшего при русском императорском дворе. Датируемая 1755 годом, она считается первой оперой, написанной и исполнявшейся на русском языке. В её основу легло русское либретто А. П. Сумарокова, основанное на «Метаморфозах» Овидия.

История создания

В 1735—1762 годах (с перерывами) Франческо Арайя работал в России и был придворным капельмейстером во времена царствования Анны Иоанновны и Елизаветы I Петровны[1][2]. В качестве композитора он дебютировал 29 января 1736 года оперой «Сила любви и ненависти», написанной им ещё в Италии: именно с неё начинается история оперы в России[3]. Кроме того, Арайя создал первую оперу, написанную на оригинальный русский текст, — «Цефал и Прокрис»[4][1][3][5]. Её либретто было написано А. П. Сумароковым на сюжет из VII книги «Метаморфоз» Овидия[3]; таким образом, великого поэта и драматурга можно также считать первым русским либреттистом[6].

История постановок

Премьера оперы состоялась во временном деревянном театре на Царицыном лугу (ныне — Марсово поле) в Санкт-Петербурге 7 марта [27 февраля по старому стилю] 1755 года[7][8]. Сценографом выступил Джузеппе Валериани[6]. Это была первая опера, исполненная русскими певцами, причём сольные партии, в опере-сериа традиционно исполнявшиеся певцами-кастратами, были доверены юным исполнителям из придворной капеллы, старшему из которых было 14 лет[6][7]. Главные роли исполнили Елизавета Белоградская (Прокрис) и Гаврило Марценкович, известный как «Гаврилушка» (Цефал)[9]. Другими актёрами были «певчие» графа Андрея Кирилловича Разумовского: Стефан Евстафьев (Аврора), Стефан Ржевский (Эрехтей, царь Афин), Николай Ктарев (Минос, царь Крита), Иван Татищев (Тестор, придворный маг). В спектакле был также задействован хор из пятидесяти певчих и оркестр, подкреплённый трубами и литаврами[6]. Опера имела большой успех, и композитор получил в подарок от императрицы Елизаветы Петровны роскошную соболью шубу стоимостью 500 рублей[9].

В 1991 году опера вновь была поставлена в Москве антрепризой И. Муратовой в помещении Драматического театра им. А. С. Пушкина[1]. В концертном исполнении опера прозвучала 14 июня 2001 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга[10]. В полном варианте она впервые была показана 4 октября 2016 года в Эрмитажном театре (Санкт-Петербург) в рамках XIX Международного фестиваля EARLYMUSIC[6]. 8-го и 10-го декабря 2017 года состоялись показы «Цефала и Прокрис» на Новой сцене Большого театра в Москве, приуроченные к 300-летию со дня рождения Сумарокова[2].

Сюжет

История Цефала (или Кефала) и Прокрис (или Прокриды) восходит к античному мифу о молодожёнах, которые сначала нарушили супружеские клятвы, а потом счастливо простили друг друга[6]. Финал её трагичен: на охоте Цефал по ошибке пронзил жену копьём. Эта история, однако, была преобразована Сумароковым в нечто совершенно иное. Его либретто ― это повесть о преданной любви и трагической судьбе двух героев[6]. В афинскую царевну Прокрис влюблён критский царь Минос, гостящий в Афинах вместе со своим придворным волшебником Тестором, тогда как Цефала любит богиня зари, Аврора[7]. Она похищает Цефала прямо со свадебной церемонии в храме, но он отвергает её любовь. Между тем Прокрис, страдая от ревности, вселённой в её сердце Тестором, прячется в кустах, следя за мужем, и тот, целясь в зверя, смертельно ранит свою собственную жену[7].

Либретто и музыка

Сумароков, ранее переводивший на русский язык итальянские оперные либретто, несомненно, владел канонами европейской оперной драматургии[10]. Что касается его поэтического языка, то он представлял собой переходный этап от барочного нагромождения образов и звуков к сентиментальной простоте «чувствительного» стиля[7].

«Цефал и Прокрис» создана в традиционном для итальянской музыки жанре оперы-сериа[3]. В музыке последовательно сменяются речитативы secco и арии da capo[10]. Однако опера существенно отличается от итальянских опер-сериа того времени, где не было места ничему иррациональному и фантастическому, а трагические развязки всячески избегались. Многое в ней характерно для более ранней традиции барокко, в том числе многочисленные зрелищные эффекты[7]. Трёхактная опера длится около четырёх часов; в музыке преобладает размеренный, созерцательно-медитативный характер[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Арайя / Лебедева-Емелина А.В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 И. Корябин.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Рапацкая, 2013, с. 69.
  4. С. Тр. Араия, Франческо // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. Гл. управления уделов, 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 259—261. Другие источники (Музыкальный словарь Римана и Большая советская энциклопедия) отдают первенство опере Арайи «Титово милосердие» на либретто Фёдора Волкова, поставленной 16 декабря 1751 года.
  5. Топоров В.Н. Из истории русской литературы. — М.: Языки славянской культуры, 2007. — Т. II. — С. 231.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Музыкальное обозрение.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Л. Кириллина, 2018.
  8. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, премьера прошла в театре Зимнего дворца.
  9. 9,0 9,1 Арайя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. 10,0 10,1 10,2 Кайкова С. «Цефал и Прокрис» в Петербурге. Санкт-Петербургский музыкальный вестник (04.11.2016). Дата обращения: 14 июля 2019.

Литература

Ссылки