Цертелев, Дмитрий Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Николаевич Цертелев
Место смерти с. Липяги, Спасский уезд (Тамбовская губерния), Тамбовская губерния
Альма-матер Московский университет (1874)
Направление Русская философия
Значительные идеи философия всеединства, религиозная философия, Богочеловечество
Оказавшие влияние Э. фон Гартман, Владимир Соловьёв, Алексей Толстой

Князь Дми́трий Никола́евич Це́ртелев (1852, Пензенская губерния — 1911, Тамбовская губерния) — русский философ, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века — начала XX века.

Происхождение

Родился 30 июня (12 июля1852 года в селе Смольково, Пензенской губернии в имении дяди, Петра Андреевича Бахметева. Его отец князь Николай Андреевич Цертелев был крупным деятелем образования, близким к славянофилам публицистом, писал стихи и был известен как этнограф: одним из первых он обратил внимание на украинскую народную поэзию. Мать — Варвара Семёновна Чулкова, дочь Александры Николаевны Бахметевой; через неё он приходился двоюродным племянником С. А. Бахметевой (жене А. К. Толстого).

Провел свои детские годы в Смольково; несколько лет воспитывался в Швейцарии.

Образование

Среднее образование получил в 5-й московской гимназии, в которую поступил в 1866 году. Во время обучения в гимназии сдружился с философом Владимиром Соловьёвым и Писемским (много обещавшим сыном известного романиста). С В. С. Соловьёвым Цертелева связывала тесная дружба, упрочившаяся в Московском университете, где они учились одновременно (1870—1874 годы), хотя и на разных факультетах; Цертелев — на юридическом.

Затем Церетелев уехал за границу и долгое время провёл в Берлине, где слушал лекции немецких философов Гартмана и Гельмгольца. С Гартманом, последователем А. Шопенгауэра, Д. Н. Цертелев поддерживал дружеские отношения до кончины своего учителя. В течение ряда лет Цертелев вел с Э. Гартманом переписку по философским вопросам,[1] а с возникновением в Москве журнала «Русское обозрение» пригласил его в число сотрудников.

Зиму 1875 года Цертелев провел в Египте и Италии, там он имел возможность непосредственно ознакомиться с культурой древнего Востока и европейского Возрождения. Своё образование Цертелев завершил в Лейпциге, где слушал лекции известных профессоров права и философии. В 1879 году он представил в Лейпцигский университет диссертацию на немецком языке «О теории познания Шопенгауэра», успешно защитил её и был удостоен степени доктора философии.

За время образования и путешествий он постоянно переписывался со своим дядей, А. К. Толстым, оказавшем огромное влияние на его мировоззрение и творчество.

Философия

По возвращении в Россию Д. Н. Цертелев выступил с серией философских работ, развивавших идеалистические взгляды Шопенгауэра и Гартмана. С позиций философского идеализма и агностицизма оценивал он проблемы развития современной науки, права и нравственности. Его философско-религиозные идеи изложены в работах: «Границы религии, философии и естествознания» (1879), «Философия Шопенгауэра. Теория познания и метафизика» (1880), «Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана» (1885), «Спиритизм с точки зрения философии» (1885), «Эстетика Шопенгауэра» (1888), «Свобода и либерализм» (1888), «Нравственная философия графа Л. Н. Толстого» (1889).

Публицистика

Как публицист он сотрудничал в «Русском вестнике», «Московских ведомостях», «Журнале Министерства народного просвещения» и других изданиях.

Дмитрий Николаевич стоял на позициях умеренного консерватизма, признавая возможность и необходимость политических свобод в обществе при условии незыблемости государственных устоев.

Свои стихотворения и общественно-литературные статьи он довольно часто печатал на страницах либеральных журналов — в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других. Недолгое время он был причастен к изданию журнала «Дело», а в 1890 году основал новый ежемесячный журнал «Русское обозрение», которым руководил на протяжении трех лет.

Поэзия

Дебют Цертелева-поэта относится к 1875 году, когда в журнале «Русский вестник» было опубликовано первое его стихотворение. Поэтическая репутация Цертелева складывается в 80-е годы, после выхода первого сборника «Стихотворений» (СПб., 1883), посвященного памяти А. К. Толстого. В 1892 году вышел второй сборник его произведений[2], за который он был удостоен поощрительной пушкинской премией.

Оценивая этот сборник, А. А. Голенищев-Кутузов заключал: «Цертелев, как поэт, является в русской литературе прямым последователем и учеником графа А. К. Толстого. Подобно своему учителю, князь Цертелев равнодушен к окружающей его русской современной жизни и вдохновляется почти исключительно событиями и героями времен давно минувших. Особенную склонность он питал к древнеарийским и буддийским преданиям и мифам, олицетворяющим религиозно-философское миросозерцание древнего Востока».[3]

Большую часть сборника составляли поэтические переложения буддийских, древневосточных и древнегерманских легенд и мифов, в их числе — «Отречение Кира», «Смерть Иреджа», «Ананда и Прокрити», «Царевич», «Молот», «Метель» и др.

В своих поздних стихах Цертелев не избежал влияния декадентской поэзии.

Умер 15 (28) августа 1911 года в селе Липяги Тамбовской губернии.

Примечания

  1. «Письма Э. Гартмана к князю Д. Н. Цертелеву». «Журнал Министерства народного просвещения», 1911, No 10, с. 8-106.
  2. «Стихотворения кн. Д. Н. Цертелева 1883—1891» Москва, 1892 г.
  3. «Стихотворения кн. Д. Н. Цертелева 1883—1891. Критический разбор графа А. А. Голенищева-Кутузова», СПб., 1893, с. 1.

Литература

Ссылки