Церковь Спаса на Берестове

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Церковь Спаса на Берестове
Церква Спаса на Берестові Л.jpg
Город Киев
Конфессия Православие
Епархия Киевская УПЦ МП
Основатель Владимир Мономах
Дата основания XII
Строительство 16401643 годы
Состояние Действует

Це́рковь Спа́са на Бе́рестове (укр. Церква Спаса на Берестові) — православный храм в Киеве, примыкающий с севера к Киево-Печерской лавре. Несмотря на то, что храм находится вне стен лавры, она считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию.

История

Село Берестово являлось загородной резиденцией великих киевских князей. Первое упоминание о нём содержится в «Повести временных лет» и относится к 980 году[1]. В 1015 году здесь скончался великий князь Владимир Святославич, креститель Руси[2]. Здесь же жили и вели государственную деятельность его потомки князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич, Всеволод Ярославич и Владимир Мономах[3]. Под 1051 годом упоминается церковь святых Апостолов на Берестове, где служил священник Иларион, первым из русских поставленный киевским митрополитом[4]. В 1096 году княжеский дворец был сожжен, но восстановлен при князе Владимире Мономахе[5].

Именно ко времени киевского княжения Владимира Мономаха может быть отнесена постройка нового каменного Спасо-Преображенского храма, сделавшегося родовой усыпальницей Мономаховичей. Здесь были погребены его дочери Евфимия (в иночестве Евпраксия) и София, а также сын князь Юрий Владимирович Долгорукий с его сыном князем Глебом Юрьевичем. В 1947 году к 800-летию основания Москвы над предполагаемым местом погребения князя Юрия был установлен монумент, стилизованный под древнерусский саркофаг[6].

Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1240 году вместе с княжеской резиденцией при взятии Киева Батыем. Восстановлен он был только в 1640—1643 годах митрополитом киевским Петром Могилой. При этом была воссоздана только западная часть храма, ставшего в два раза меньше. Церковь получила завершения в стиле украинского барокко XVII века. В 1813 году киевским архитектором Андреем Меленским с запада к храму была пристроена колокольня в стиле классицизма. В таком виде храм сохранился до наших дней[7].

Проведенная в 1909 году реставрация церкви под руководством Петра Покрышкина выявила, что от здания XII века почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включенный в постройку XVII века. В 1914 году в ходе археологических раскопок Покрышкин открыл основания разрушенной части храма, что позволило полностью реконструировать его план[8].

В 2019 году во время реконструкции церкви археологи обнаружили остатки поселения IX века до нашей эры.

Архитектура и живопись

Апостолы, ловящие рыбу на Тивериадском озере. Фреска 1113—1125 годов
Интерьер храма с росписью XVII века

Спасо-Преображенский храм был построен в характерной для домонгольской архитектуры Киева византийской технике кладки из плинфы со скрытым рядом, создававшей декоративную поверхность стены из чередующихся рядов кирпича и розоватого раствора[7]. Первоначально храм был трехнефным, четырёхстолпным с нартексом на западе и тремя алтарными апсидами на востоке[9]. Скорее всего, он завершался одним куполом. Особенностью его архитектуры был сохранившийся нартекс, более широкий, чем сам храм. В северной части нартекса находилась крещальня, в южной винтовая лестница, ведущая на хоры. Другой особенностью храма были примыкавшие с трёх сторон притворы с редкой трехлопастной формой свода. Низкие объёмы притворов придавали композиции здания ступенчатость[10][11].

Сразу после постройки храм был расписан. В настоящее время в нартексе раскрыта фреска 1113—1125 годов «Явление Христа на море Тивериадском». Её живопись отличается лаконичными приемами, упрощением моделировки форм, преобладанием контурного рисунка и локальных цветовых пятен. Это указывает на распространение аскетического направления в искусстве шире за пределы монашеской среды[12].

После восстановления храма в 1643 году он был вновь расписан греческими художниками с Афона, приглашенными митрополитом Петром Могилой[13]. Среди этих фресок присутствует изображение самого митрополита Петра[14].

Галерея

Примечания

  1. Повести Древней Руси. XI—XII века. — Л.: Лениздат, 1983. — С. 156.
  2. Повести Древней Руси. XI—XII века. Л., «Лениздат», 1983, с. 170.
  3. www.school.edu.ru :: Спаса на Берестове церковь Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. Электронная библиотека ИРЛИ РАН > Собрания текстов > Библиотека литературы Древней Руси > Том 1 > Повесть временных лет Архивировано 16 марта 2015 года.
  5. Повести Древней Руси. XI—XII века. — Л.: Лениздат, 1983. — С. 207.
  6. www.school.edu.ru Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 июля 2013 года.
  7. 7,0 7,1 www.school.edu.ru Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 июля 2013 года.
  8. www.school.edu.ru Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 июля 2013 года.
  9. www.school.edu.ru :: Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 марта 2016 года.
  10. www.school.edu.ru :: Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 июля 2013 года.
  11. www.school.edu.ru :: Спаса на Берестове церковь. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 31 июля 2013 года.
  12. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. — М., Изд-во ПСТГУ, 2007. — С. 76.
  13. Украинское искусство 14—17 веков.
  14. Спасо — Преображенский монастырь. / Киев город, Январского восстания улица, 17. / Русские Церкви.

Литература

Ссылки