Храм Рождества Богородицы на Сенях

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях
Княгиня Евдокия устанавливает в только что построенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангелаКнягиня Евдокия устанавливает в только что построенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела
Страна  Россия
Конфессия Православие
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль Московская школа
Основатель Евдокия Дмитриевна
Дата основания 1393
Строительство 13931394 годы
Статус Герб ОКН
Координаты: 55°45′02″ с. ш. 37°36′58″ в. д.HGЯO

Храм Рождества́ Пресвятой Богоро́дицы на Сеня́х (Воскреше́ния Ла́заря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском Кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Храм был часто посещаем царями, царицами и их детьми. Храмовыми праздниками являлись праздник Рождества Пресвятой Богородицы и празднование Феодоровской иконы Божией Матери, когда литургию совершал патриарх. В феврале 1667 и 1668 годов здесь служили в присутствии царя и всей его семьи три патриарха. Царица Евдокия Стрешнева неоднократно во время нередких болезни своих детей ходила в этот храм на службу и приобщала к этому детей. Царь Алексей Михайлович бывал ежегодно на службе в Лазареву субботу и нередко в другие дни. В храме служили все московские патриархи. Царь Фёдор Алексеевич посещал церковь 8 сентября и нередко в день празднования Феодоровской иконы Богоматери.

В этом храме было поставлено на некоторое время тело умершей 13 февраля 1693 года дочери царя Ивана V Алексеевича — Марии.

История храма

Внутренний двор Большого Кремлёвского дворца. Золотой купол в центре фотографии — Рождественская церковь
Крест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652. ГИМ. Вклад царя Алексея Михайловича и Марии Милославской в церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле.

Церковь была построена в 13931394 г.по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, на месте деревянного храма Воскрешения Лазаря.

Н. Н. Воронин полагал, что храм был заложен в память о Куликовской битве, и чудесного спасения великого князя, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы[1]. Однако С. В. Заграевский показывал низкую вероятность заложения храма в честь 13-й («несчастливой») годовщины битвы[2]. Летопись гласила: "Княгиня великая Овдотья Дмитриевна постави на Москве церковь камену зело чудну и украси ю сосуды златыми и серебряными.... и створила паче всех княгинь великих"[3].

Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Возможно, что до постройки женского Вознесенского монастыря в Кремле, в главном соборе которого с 1407 по 1731 год находилась усыпальница великих и удельных княгинь и цариц, Рождественская церковь служила усыпальницей. Об этом свидетельствует летопись: "В лето 6907 (1397) 15 мая преставися Мария Семёновна Лугвениева в Литве, во Мстиславле, сестра великого князя; и привезше положиша на Москве, в Рождестве святые Богородицы в каменном". Возможно, её останки были обнаружены за престолом при ремонте храма в XIX веке.

В 1533 году, великий князь Василий III Иванович велел своему духовнику перед своею кончиною, служить божественную литургию в Лазаревской церкви и оттуда принести к себе Святые Дары для напутствия.

Архитектура

Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёх апсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор.

Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ.

В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками[4]. Летопись гласила: «…того же лета в 4-й день….начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святые Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник, Гречин философ да Семён Чёрный и ученицы их». Освящена церковь 01 февраля 1394 года в присутствии вдовствующей княгини, великого князя Василия I Дмитриевича, и других членов княжеской семьи — митрополитом Киприаном.

В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился. Летопись свидетельствовала: «у Рождества Пречистые, иже у Лазаря святого, верх впадеся….иконы поби и множество в казне великого князя судов изби»[5]. Только в 1482 году храм был восстановлен и простоял без изменений до 1514 года, когда на его сводах была возведена новая церковь.

В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Новая церковь пятиглавая, из кирпича, в уровень с вновь отстроенным дворцом. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре. После перестройки от храма сохранились западная и северная сторона до сводов хор, частично южная сторона с апсидой и приделом святого Лазаря. Древняя кладка выполнена из крупных белокаменных блоков, а своды и восстановленные части стен из кирпича. Своды опираются на четыре столпа, причём два западных — редкой круглой формы. В храм вели три входа, только один западный, сохранил древнюю форму — это перспективный портал с килевидным завершением.

Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее второй половины XVI в.)

Московское разорение, наставшее после царя Василия Шуйского, коснувшееся царского дворца, надо полагать не пощадило отчасти и Рождественской церкви. В 1613—1614 годах Михаил Фёдорович давал средства на закупке сукна, на обивку окон и дверей, холст в Лазарев придел. В 1613 году, в южной части церкви, устроен новый придел во имя преподобного Никиты и вероятно производились работы по возобновлению главного храма. Пожар 1626 года истребивший большую часть кремлёвских зданий, имел своим последствием возобновление Рождественской церкви. По свидетельству летописцев: по государеву указу были приставлены: «у каменных дел у Рождества Пречистые Богородицы и у праведного Лазаря, что у государя на сенях — жильцы Василий Симонов, князь Иван Болховский и Лука Чихачёв».

При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено и превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарём и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. Храм располагался точно по оси Теремного дворца. С западной стороны к нему была пристроена трапезная, сооруженная над проездом с Кормового на Сытный двор. Само освящение церкви состоялось 05 декабря 1682 года, тогда как антиминс к освящению выдан патриархом Иакимом ключарю Петру ещё 05 декабря 1681 года. В 1683—1684 годах ещё проводились работы по устройству церкви. Эти поделки вызвали необходимость нового освящения церкви, которое было совершено 26 сентября 1685 года патриархом Иакимом со всеми митрополитами и освященным собором в присутствии царя Ивана Алексеевича. По историческим данным известно, что при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в XVII веке было три придела — во имя преподобного Лазаря, преподобного Никиты Переяславского чудотворца (устроен не позже 1614 года) и святой равноапостольной Марии Магдалины (устроен не позже 1627 года).

Пожар 1701 года частично коснулся и Рождественской церкви. В этом же году указано, которые иконы подпорчены — вычинить заново.

В XVIII веке подклет превратился в складское помещение. В таком виде, с небольшими изменениями (в 1846 году в трапезной был сделан световой фонарь), церковь сохранилась до настоящего времени.

При начале строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря. В 1839 году три проходные арки между храмом и трапезной были украшены резьбой, росписью и позолотой. Настенная живопись выполнена масляными красками под руководством Трофима Киселёва. Тогда же, по Высочайшему указу, принято решение об изготовлении нового иконостаса, обкладке его серебром, починке или изготовлении новых икон. Подряд на серебряные работы получил московский фабрикант Полтавцев. Драгоценный металл собирали в Москве и С-Петербурге. На украшение иконостаса ушло примерно 30 пудов (480 килограмм) серебра и 20 фунтов (8 килограмм) золота. Рисунки для иконостаса и серебряного оклада выполнял Фёдор Солнцев. Обкладка нижнего яруса была сплошной, а в киотах ещё и внутри. В верхних ярусах чеканным серебром закрывались карнизы, колонки, фронтоны и поля всех икон. Серебряные ризы иконостаса и икон не сохранились, в апреле 1922 года они были изъяты комиссией Гохрана.

Живописная работа по обновлению ветхого иконостаса велась сперва под руководством Алексея Малахова, а после его смерти — Николай Подключников. Большинство икон переписаны в реалистическом стиле XIX века. Часть икон местного ряда выполнены вновь. Из работ этого периода наибольший интерес представляет изображения на боковых дверях ведущих в алтарь — архидиаконов Лаврентия и Стефана. Почти все древние иконы находятся под тремя слоями разновременных записей. Исключение составляет несколько икон местного ряда и среди них прекрасные работы выполненные в первой половине XVII века: царские врата, храмовая икона «Рождество Богоматери», «Фёдоровская Богоматерь», весьма чтимая в семье Романовых (данная икона копия с Костромской иконы, которой мать царя Михаила Фёдоровича благославила на царство). Одной из лучших икон является «Рождество Богоматери с житийными клеймами». Иконописец, в отличие от живописца, сюжет изображения не выдумывал, он следовал определённому чётко выработанному канону.

Современное состояние

Реставрационные и исследовательские работы, которые проводились в храме в 1920-е и 1940-е годы, показали, что древние росписи не сохранились даже фрагментарно. Вот почему стены и своды церкви покрыты побелкой, что позволяет лучше почувствовать красоту пластики и мягкость очертаний круглых столпов, арок и сводов, монументальность и изысканность интерьера в целом.

В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.

Примечания

  1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253.
  2. Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003. С. 72 Архивировано 12 октября 2006 года.
  3. М.Д. Приселков. Троицкая летопись. М.Л. 1950 г. стр. 443-444.
  4. Церковь Рождества Богородицы на Сенях
  5. ПСРЛ. Т. XXIII. 1910 г. стр. 180.

Литература

  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253—262.
  • Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 329—330.
  • Сост. Н. Вьюева. Большой кремлёвский дворец. Грановитая палата.Золотая царицына палата. Теремной дворец. Дворцовые церкви. Императорский дворец. Орденские залы. парадные апартаменты. Собственная половина. Изд. Красн. площ. 1995 г. ISBN 5-900743-05-5.
  • Н.Д. Извеков. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. М. Изд. А.И. Снегирёвой. Т. 2. 1906 г. Церковь во имя Рождества Пресвятой богородицы, что у государыни царицы на сенях. стр. 34-43.

Ссылки