Церковь Антипия на Колымажном дворе

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе
Северный придел и колокольня храмаСеверный придел и колокольня храма
Страна  Россия
Город Москва,
Колымажный переулок, 8/4с1
Конфессия Православие
Епархия Московская
Благочиние Центральное 
Архитектурный стиль Московский (храм),
барокко (южный придел),
классицизм (колокольня и северный придел)
Первое упоминание 1530 год
Дата основания -
Строительство 3-я четв. XVI века или 1530 год
Приделы Николая Угодника, Григория Декаполита, Иоанна Предтечи, Екатерины Александрийской
Статус Герб ОКН
Состояние Действует
Сайт hramantipa.ru
Церковь Антипия на Колымажном дворе (Центральный административный округ)
Точка
Координаты: 55°44′55″ с. ш. 37°36′20″ в. д.HGЯO

Церковь Антипия на Колымажном дворе — православный храм в районе Хамовники города Москвы, основанный в XVI веке в одной из старейших частей города — Занеглименье. Принадлежит к Центральному благочинию Московской епархии Русский православной церкви.

 памятник архитектуры[1]

История

XVI—XVII век

Часть Занеглименья, местности к северо-западу от Кремля, где была построена церковь Антипия, называлась Чертолье или Черторье (в летописях оно упоминается с 1365 года). В разные годы церковь фигурирует в документах как церковь «у Больших конюшен» (1619), «что в Чертолье» (1625), «что у Государевых больших конюшен» (1667), «на Ленивом торжке у старых конюшен»[2][3].

Древнейший из куполов храма, открытый при реставрации

Самое раннее упоминание церкви относится к 1530 году. Каменное здание было возведено в третьей четверти XVI века. Государев Конюшенный двор (позднее — Колымажный) находился с западной стороны церкви, возник он, вероятно[4], в 1547 году[5][6]. На «Петровом чертеже» (1600—1605)[7] рядом с Конюшенным двором обозначены две церкви — Зачатия Иоанна Предтечи (не сохранилась, разобрана в XVIII веке) и Антипия[6].

Церковь Антипия имела два престола:[8] главный был освящён во имя священномученика Антипы Пергамского, а малый, в южной апсиде, — во имя Григория Декаполита.

По преданию, в церкви венчался Иван Грозный с одной из своих жён. Царь почитал священномученика Антипу, а среди его родовых святынь хранился зуб святого «Онтипия Великого», оправленный в серебро.

В церкви находится фамильный склеп представителей семейства Скуратовых. В 1627 году у церкви патриархом был погребён Дмитрий Скуратов — правнук Ивана Скуратова, брата Малюты[9]. То обстоятельство, что один из приделов посвящён Григорию Декаполиту, позволило предположить, что либо Малюта Скуратов (Григорий Плещеев-Бельский), либо кто-то из его родных принимали участие в строительстве храма. В «Росписном списке города Москвы» (1638) среди дворов, примыкающих к участку, занимаемому церковью, названа усадьба стольника Петра Скуратова, которая вплотную примыкала к территории храма с востока. Часть исследователей считает, что это усадьба потомков Малюты Скуратова. После того, как Чертолье отошло к Опричнине (1565), его жители были переселены. Возможно, что именно тогда здесь и обосновались Скуратовы[9]. Существует также гипотеза, что усадьба у Антипия принадлежала роду, основателем которого был Григорий Филиппович Станище («род Скурата Зиновьева»)[2]. Кроме двора Скуратова рядом находились дворы Грязнова-Агишева, Вельяминовых, князей Волконского, Збарецкого и Пронского[6].

XVIII — начало XX века

Храм в 1881 году
Старый вид церкви
Современный вид церкви. Справа — южный придел

В 1737 году здание пострадало во время Великого пожара Москвы. 9 февраля 1739 года было получено разрешение на разборку пришедшего в ветхость придела Николая Чудотворца и на строительство на средства Сергея Голицына нового придела. В 1741 году, по окончании строительства, 4 мая новый придел был освящён. В 1773 году у храма появился ещё один придел — великомученицы Екатерины[8].

Среди прихожан церкви числился князь Степан Борисович Куракин, основатель и первый матадор московского Английского клуба; представители дворянских родов: Лопухиных, Апраксиных, Оболенских. В 1813 году в приходе церкви состоял генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. В начале XX века в приходе проживал художник Валентин Серов[8].

В 1830 году Колымажный двор был сломан; его каменные постройки служили сначала манежем для обучения верховой езде, потом были преобразованы в пересыльную тюрьму. Из неё бежал Ярослав Домбровский. Затем тюрьма была перемещена в Бутырки. После долгих споров территорию бывшего Колымажного двора отдали под Музей изобразительных искусств, так как эта площадка была единственной свободной из подходящих для строительства в центре Москвы[8].

В феврале 1922 года в церкви Патриархом Тихоном был рукоположен в сан диакона будущий священномученик Илья Громогласов. Отец Илья служил в церкви примерно месяц, в марте этого же года его арестовали как «участника в совещаниях у Александра Хотовицкого» в связи с делом об изъятии церковных ценностей из храма Христа Спасителя. Возможно, отец Илья после рукоположения в сан иерея проводил богослужения и в этом храме[8].

После революции

Храм закрывался в 1929 году, в нём планировалось разместить неофилологическую библиотеку. Затем здание было передано по решению Президиума Моссовета от 28 августа 1929 года Центральным художественным курсам Ассоциации художников революции. Здесь были жилые помещения, а позднее — отдел по реставрации тканей и хранение отдела прикладного искусства ГМИИ[8]. В 1950-х годах были разобраны купол и глава придела Николая Угодника. О состоянии храма в 1966 году свидетельствовал краевед Михаил Леонидович Богоявленский[10]:

Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад.

Реставрация

Древнейшая апсида, открытая при реконструкции (вид из внутреннего двора)

Основные реставрационные работы проходили в 1968 году под руководством архитектора Льва Давида[8][11]. Первоначально Давид предполагал убрать все наслоения XVII—XIX веков, оставив лишь древнее ядро XVI века. Однако Музей изобразительных искусств планировал разместить в здании храма библиотеку, а после демонтажа поздних сооружений для неё не хватило бы места. Руководство музея помешало Давиду осуществить его замысел.

В 1983 году были отреставрированы три основных объёма храма, однако не были восстановлены купол и глава с крестом, венчающая южный придел. В 1990 году снова была проведена реставрация фасадов церкви, глава над приделом Григория Декаполита не была восстановлена и в этот раз.

Исследования

До 1975 года церковь не упоминалась ни в одной из капитальных работ по истории древнерусского искусства. В 1975 году Лев Давид опубликовал результаты натурного изучения памятника и сравнения его с другими московскими архитектурными памятниками XVI века, документальное обоснование реконструкции церкви в её первоначальных формах и результаты проведённых реставрационных работ[3].

Современное состояние

Церковная община образовалась в 1991 году, в 1996 году настоятелем храма стал протоиерей Владимир Волгин. Храм был передан РПЦ 25 февраля 2005 года — в этот день отмечается память святителя Алексия, митрополита Московского, и Иверской иконы Божией Матери. В настоящее время (2014 год) ведутся работы по восстановлению храма[8].

Настоятель храма — протоиерей Дмитрий Рощин[12].

11 февраля 2016 года исполняющим обязанности настоятеля храма назначен иерей Андрей Щенников.

Архитектура

Храм и северный придел

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый бесстолпный храм на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 × 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м[13]. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище[14][15]. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница[2].

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи[8], с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году[11]. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела[2][8].

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крещатым сводом[источник не указан 2859 дней] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема[16].

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам[17].

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени[8].

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Памятники архитектуры Москвы. Белый город / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1989. — С. 46. — ISBN 5-210-02548-9.
  3. 3,0 3,1 Давид, 1975, с. 145.
  4. Предположение Михаила Александровского, которое поддерживал и Давид.
  5. «Старые конюшни» и «старый конюшенный двор» располагались в Кремле. В начале XVI века двор находился у Боровицких ворот, недалеко от строений, возведённых Алевизом.
  6. 6,0 6,1 6,2 Давид, 1975, с. 146.
  7. Копия с первого глазомерного плана города, обнаруженного в канцелярии Петра I.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 Официальный сайт церкви (рус.)  (Дата обращения: 1 января 2011)
  9. 9,0 9,1 Давид, 1975, с. 149.
  10. Паламарчук П. Центр Москвы. — Ymca-Press, 1988.
  11. 11,0 11,1 Церковь Антипия на Колымажном дворе / П. Н. Шармин // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  12. Рощин Дмитрий Михайлович, протоиерей. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе. (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
  13. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 123.
  14. По результатам исследований, проведённых Л. А. Давидом
  15. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 146.
  16. Памятники архитектуры…, 1989, с. 46—47.
  17. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 386.

Литература

  • Баталов, А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996.
  • Давид, Л. А. Церковь Антипия у Государевых больших конюшен в Москве // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. — М., 1975.