Хронология озера Байкал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Год Событие
110 г. до н. э. Первое упоминание озера под именем «Бэйхай» в китайских письменных источниках.
VI-VIII вв. Расцвет курумчинской культуры на побережье озера.
X—XII вв. Монголоязычные племена вытесняют курыкан севернее Байкала.
XI-XIV вв. На территории Прибайкалья складывается новое этническое племя хори, проживают племена тюркского и тунгусского происхождения.
XVII-XVIII вв. Формирование на основе местных племен в районе Байкала будущего бурятского этноса.
1640-1641 гг. Первые сведения о Байкале в русских источниках. В составленной «Чертежной росписи» притоков реки Лены сообщается: «Ламу называют брацкие люди (буряты) Байкалом озером»
1643 г. Выход к озеру в районе Малого Моря первого русского отряда казаков во главе с Курбатом Ивановым. Первые донесения русскому правительству о богатых байкальских землях. За озером закрепляется название Байкал.
1665 г. Через Байкал в ссылку проезжает протопоп Аввакум, давший одно из первых художественно выразительных литературных описаний Байкала в произведении «Житие протопопа Аввакума».
1667 г. Изображение Байкала на «Чертеже Земли Сибирской», составленное по распоряжению тобольского воеводы П. Годунова.
1675 г. Одно из первых литературных описаний Байкала сделал Н. Г. Спафарий, посол русского царя в Китае.
1701 г. Изображение озера в «Чертежной книге Сибири», составленное тобольским казаком С. У. Ремезовым.
1723-1727 гг. Д. Г. Мессершмидт — первый ученый на Байкале, отправленный для изучения Сибири по личному распоряжению Петра I, делает описание озера.
1771-1772 гг. Экспедиция во главе с академиком П. С. Палласом описывает своеобразную байкальскую живородящую рыбку-голомянку. Участник экспедиции академик И. Г. Георги подробно описал байкальского тюленя и его промысел.
1773 г. Штурман Алексей Пушкарев составляет подробную карту Байкала — «Карта плоская специальная Байкала моря с показанием впадающих рек и речек, а также выпадающей из него Ангары», в масштабе 10 верст в дюйме.
1844 г. Организация Байкальского пароходства. На Байкал выведены первые пароходы «Император Николай I» и «Наследник Цесаревич».
1855-1857 гг. Участник Сибирской экспедиции географического общества Г. И. Радде объехал вокруг Байкала.
1860-е годы. Исследование Байкала провели участники польского восстания 1863 г. Б. И. Дыбовский, И. Д. Черский, А. Л. Чекановский, Ф. Ф. Годлевский, В. Ксенжопольский.
1862 г. При десятибалльном землетрясении в северной части дельты Селенги ушел под воду участок суши площадью 200 км² с 6 улусами, в которых проживало 1300 человек, и образовался новый залив — Провал.
1891 г. Император Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали.
1893 г. Император Николай II утверждает мероприятия по установлению регулярного пароходного сообщения на Байкале и изыскания по направлению Кругобайкальской железной дороги.
1895 г. Для устройства переправы через Байкал русское правительство принимает решение о строительстве специального парома-ледокола. Заказ на изготовление парома-ледокола «Байкал» получает английская фирма «В. Г. Армстронг, Витворт и Ко».
1896-1899 гг. Прокладка железной дороги Иркутск — порт Байкал (68 км).
17 июня 1899 г. Спуск на воду ледокола-парома «Байкал», второго в мире по размерам того времени.
1899-1904 гг. Строительство участка Кругобайкальской железной дороги. Сдача в эксплуатацию 13 октября 1905 г.
25 июля 1900 г. Спуск на воду ледокола «Ангара».
1900-1906 гг. Функционирует Байкальская железнодорожная переправа.
1901 г. Произошла самая крупная судовая катастрофа на Байкале — в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов», влекомое ветром сарма, разбилось о скалы. Погибло 176 человек[1][2].
1902 г. Не прошло и года после гибели «Потапова» — самой масштабной катастрофы в истории Байкала, как разыгралась новая трагедия — вторая по числу человеческих жертв в истории озера: в конце сентября 1902 года сарма сильно потрепал пароход «Александр Невский», а буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки со своими семьями, погибли. Трагедия произошла близ мыса Кобылья голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские ворота. Натиск непогоды был настолько мощным, что команда парохода была вынуждена обрубить канат, на котором буксировались баржи, и последние остались сами по себе. Шедшую последней баржу, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись, а две другие разбило о камни. Даже те немногие, кто сумел выбраться на берег, не имея возможности переодеться и развести огонь, вскоре погибли от переохлаждения[2]. Общее число жертв составило 172 человека[прим. 1][3].
1902 г. Издан на 31 листе (масштаб одна верста в дюйме): [Атлас озера Байкал. Составлен Гидрографической экспедицией под начальством полковника Дриженко.- Спб.: Издание Главного гидрографического управления, [1902] ]
1904 г. Между ст. Байкал и Танхой по льду озера были проложены железнодорожные рельсы, по которым конной тягой перевозили вагоны и паровозы.
1908 г. Издана первая лоция озера Байкал: [ Лоция и физико-географический очерк озера Байкал / Под ред. Ф. К. Дриженко.- СПб: Издание Главного гидрографического управления, 1908.- 443 с. ].
1916 г. Образован Баргузинский заповедник — первый в России.
1916 г. Основана биологическая станция в пос. Большие Коты.
1925 г. Основана постоянно действующая научно-исследовательская лимнологическая станция Академии наук СССР в пос. Маритуй.
1925-1929 гг. Байкальская экспедиция под руководством учёного Г. Ю. Верещагина обследовала все основные районы озера.
1950-1958 гг. Строительство Иркутской ГЭС, вызвавшее подъем уровня воды Байкала в среднем на 1 м.
1958 г. На юге Байкала начинается ударная комсомольская стройка будущего города Байкальск и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
1959 г. При измерениях со льда тросовым лотом зафиксирована глубина озера — 1620 м.
1961 г. На базе Байкальской лимнологической станции создан Лимнологический институт СО АН СССР в пос. Листвянка.
1962 г. На заводе «Ленинская кузница» в г. Киеве построено судно «Г. Ю. Верещагин», ставшее самым крупным исследовательским судном на Байкале. Его водоизмещение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м.
1963 г. Первые подводные киносъемки о жизни байкальских организмов сделала студия «Киевнаучфильм».
1966 г. Ввод в эксплуатацию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
1969-1975 гг. На промысловый лов омуля был введен запрет с целью восстановления его общей биомассы. В это же время запрещается сплав древесины по впадающим в Байкал рекам и транспортировка его в плотах по Байкалу.
1974 г. Эхолотные промеры, выполненные Лимнологическим институтом, зафиксировали глубину озера 1637 м.
1979-1986 гг. Работа на Байкале гидрографической экспедиции ГУНиО МО СССР. Руководил экспедицией капитан 1 ранга Виктор Владимирович Туровцев.
1983 г. Л. Г. Колотило и А. И. Сулимов во время выполнения гидрографических работ экспедицией ГУНиО МО СССР открыли максимальную глубину озера — 1642 м, ныне нанесённую на все карты озера.(См., к примеру: Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII—XX вв.- Спб.: Наука, 2004.- 560 с. ISBN 5-02-025048-1). Подробнее в статье: Байкал .
1984 г. Открыт новый географический объект на Байкале — Банка Дриженко. Открыта С. В. Графовым и Л. Г. Колотило, и названа в честь выдающегося исследователя Байкала Фёдора Дриженко.
1984 г. Первое одиночное пересечение озера на виндсерфинге — парусной доске. Иркутский спортсмен В. Горшков за 5 ч 30 мин пересёк озеро с восточного берега на западный, из Танхоя в пос. Листвянка (40 км).
1986 г. Основаны Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Байкало-Ленский заповедник.
1987 г. Принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 197 от 15 мая 1987 года "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах", в соответствии с которым была создана межведомственная комиссия по контролю за состоянием природного комплекса бассейна озера Байкал при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды[4].
1990 г. По берегу Байкала проходит автопробег «Camel Trophy Baikal-USSR`90» по маршруту: Братск — Зама — Еланцы — Листвянка.
1990 г. Пересечение Байкала на виндсерфинге в самом широком месте озера из Замы в Максимиху (восточный берег Байкала) группой спортсменов из Иркутска, Москвы, Австрии и Чехословакии.
1990 г. На мировой экран выходит фильм о Байкале «Голубое око Сибири», снятый английскими кинодокументалистами при участии ЮНЕСКО.
1991 г. В специальном глубоководном аппарате «Пайсис» осуществлено погружение на глубину 1637 м.
1992 г. Создана постоянно действующая Правительственная комиссия по Байкалу, координирующая деятельность по подготовке и реализации «Комплексной программы по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна оз. Байкал».
1992 г. Первое бурение на Байкале в 7 км на юго-восток от устья Бугульдейки. Получен первый керн донных осадков длиной 120 м. Возраст осадков определен в 30 тыс. лет.
1993 г. По результатам работы экспедиции В. В. Туровцева (1979—1986) издана новая лоция озера Байкал.(Лоция озера Байкал. Адмиралтейский № 1007. Спб.: ГУНиO, 1993.) Её авторы — участники экспедиции: С. В. Графов, Л. Г. Колотило и А. Е. Поташко.
1993 г. На базе музея Лимнологического института создан Байкальский музей СО РАН.
1993 г. Издан научно-справочный атлас «Байкал» Российской Академией наук по материалам многолетних исследований 1961—1985 гг.
1993 г. Подготовлен проект «Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна озера Байкал» («Дэвис Ассосиэтс», США).
9 декабря 1995 г. Состоялась 1-я Международная туристическая ярмарка «Байкал-тур-95», проведение которой стало ежегодной.
1996 г. В Улан-Удэ проходят Международный научный симпозиум по центральноазиатскому шаманизму и первая научная конференция «Сохранение биоразнообразия озера Байкал».
1997 г. Озеро Байкал внесено в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.
1998 г. В районе Ушканьих островов произведено самое глубокое бурение на Байкале (600 м) с вмороженной в лед платформы. Изучение осадков подтвердило существование озера в течение последних 15 млн лет. Получен непрерывный осадочный 600-метровый керн, охватывающий временной интервал от 0 до 10.3 млн.лет, позволяющий составить палеоклиматическую летопись.
1999 г., апрель. Принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал».
2000 г. В результате действий природоохранных организаций и экологов на Байкале приостановлен проект глубинного бурения для поиска нефти.
2001 г. Начата реконструкция Байкальского музея в пос. Листвянка. Планируется увеличение площади экспозиции в 3 раза и развертывание в 6 аквариумах живой экспозиции байкальских организмов.
2003 г. Буксирное судно «Севан» переоборудовано в круизное судно «Николай Ерощенко» и в августе совершило свой первый круизный рейс по Байкалу.
2004 г., март. Для регулярного туристического обслуживания на Байкал прибыл первый катер-амфибия на воздушной подушке «Хивус-10».
2005 г., март. Озеро Байкал по льду пересекает гонка на внедорожниках «Экспедиция-Трофи», которая впервые проводится по маршруту Мурманск — Владивосток. На льду Байкала, между Листвянкой и Танхоем, впервые построен ледовый лагерь «105-й меридиан».
2008 г., апрель. Начало трёхлетней экспедиции глубоководных аппаратов Мир-1 и Мир-2.

Примечания

Комментарии
  1. Существует вероятность, что катастрофы 1902 года не было, а её подробности были с ошибками взяты из обстоятельств катастрофы 1901 года.
Источники
  1. Страшное кораблекрушение на Байкале
  2. 2,0 2,1 История кораблекрушений на Байкале
  3. Курушин М., Непомнящий Н. Великая книга катастроф — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. стр. 333
  4. Программа охраны Байкала // "Правда", № 130 (25117) от 10 мая 1987. стр.3

Литература

  • Лоция и физико-географический очерк озера Байкал / Под ред. Ф. К. Дриженко.- СПб: Издание Главного гидрографического управления, 1908.- 443 с.
  • Колотило Л. Г. Байкал . // Морской энциклопедический словарь. Т. 1.- Спб.: Судостроение, 1991. С.108.
  • Колотило Л. Г., Дриженко Ф. К.// Морской энциклопедический словарь. Т.1.- Спб.: Судостроение, 1991. С.426.
  • Колотило Л. Г. Дриженко Ф. К. (1858—1922) .- Спб.: Наука, 1997.- 128 с. (Серия «Научно-биографическая литература»). ISBN 5-02-024722-7
  • Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII—XX вв.- Спб.: Наука, 2004.- 560 с. ISBN 5-02-025048-1
  • Колотило Л. Г., Андриенко В. Г. Трансбайкальский перекрёсток: проблемы транспортных путей и железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал на рубеже XIX—XX вв.- Спб.: Наука, 2005.- 520 с. ISBN 5-02-025060-0
  • ВОКРУГ БАЙКАЛА: Мини-энциклопедия. Путеводитель. 5-е изд., перераб. и доп. Автор-составитель С. Н. Волков. (К сожалению, источник содержит большое количество ошибок и неточностей, недопустимых в энциклопедических изданиях).