Христос в гостях у мужика

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Христос в гостях у мужика
Обложка январского номера журнала «Игрушечка» 1881 года с началом рассказа «Христос в гостях у мужика» Николая ЛесковаОбложка январского номера журнала «Игрушечка» 1881 года с началом рассказа «Христос в гостях у мужика» Николая Лескова
Жанр рождественский рассказ
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 1880
Дата первой публикации 1881
Текст произведения

«Христос в гостях у мужика» — рождественский рассказ русского писателя Николая Лескова, написанный в 1880 году и впервые опубликованный в рождественском номере детского журнала «Игрушечка» в 1881 году[1].

В рассказе повествуется о Тимофее Осипове, который никак не мог простить своего дядю-опекуна, из-за которого он рано лишился отца и матери и остался лишь с одной десятой своего наследства. Ранив своего дядю в руку, Тимофей по суду оказался в ссылке в Сибири. Там он обогатился и женился, но мир в душе смог обрести только через 16 лет, когда в результате чудесных событий на Рождество к Тимофею, ожидавшему прихода Христа, в дом постучался его дядя, ставший бедным и одиноким стариком и желавший извиниться перед племянником.

Рассказ рассчитан как на взрослых, так и на детей, и призывает читателей в день ожидания Рождественского чуда к примирению с врагами ради Христовой любви. Как и в другом святочном рассказе «Зверь», в сочинении «Христос в гостях у мужика» Лесков выводит рождественского отрицательного героя, который нравственно перерождается (в рассказе их двое — Тимофей и его дядя)[2].

По утверждению И. Шляпкина, ссылавшегося на слова самого Лескова, сюжет рассказа был позаимствован из книги А. Н. Афанасьева «Легенды русского народа» (М., 1859)[3].

При жизни Лескова рассказ «Христос в гостях у мужика» не вошёл в антологию его произведений, однако был издан в 1885 году и затем неоднократно переиздан отдельной иллюстрированной брошюрой просветительским издательством «Посредник». В 20-21 веках рассказ многократно переиздавался в антологиях и отдельными изданиями.[⇨]

Сюжет

См.также полный текст рассказа «Христос в гостях у мужика»

Рассказ ведётся от имени старого сибиряка, который дружил с Тимофеем Осиповым, сосланным судом в Сибирь на поселение за то, что оружием ранил в руку своего дядю-опекуна, который свёл в могилу отца и мать Тимофея, оклеветал его самого и лестью и угрозами забрал себе в жёны тимофееву невесту. Обжившись, обогатившись и женившись в Сибири, Тимофей никак не мог забыть и простить своего дядю несмотря на усердное изучение Святого Писания и дружескую помощь сибиряка-рассказчика, обращавшего внимание на самую суть Нового Завета: «Там надо всем блистает „Возлюби, да прости“».

На шестнадцатый год ссылки Тимофею, который часто бывал сумрачен из-за большой обиды на дядю, во время одного из вечеров, когда он читал Евангелие и сердечно сопереживал Христу («Господи! Если б ты ко мне пришел — я бы тебе и себя самого отдал»), послышалось в ветерке «Приду!». Тимофей стал ожидать прихода Христа, ставил на стол дополнительный прибор, готовил лучшее кресло. Ожидание было долгодневным, и только в сочельник у Тимофея «вся душа … всколыхнулася и в ней словно трубой вострубило: „Ей, гряду скоро!“».

На Рождество Тимофей устроил званый ужин, созвал в свои хоромы множество людей, в том числе бедных поселенцев, и с тревогой ожидал затянувшегося прихода Спасителя. В конце концов, он вынужден был смириться с тем, что Христос не пришёл, и предложил помолиться и сесть за стол. Во время молитвы на словах «Христос на земли…» что-то сильно ударило по стене дома, дверь сама распахнулась, напугав гостей, а там стоял старик в рваной одежде. Это оказался дядя Тимофея, который лишился и богатства, и семьи, и хотел извиниться перед племянником. Он плутал в метели, как вдруг «кто-то неведомый осиял меня и сказал: „Иди, согрейся на моём месте и поешь из моей чаши“, взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе». Тимофей принял гостя радушно, простил и оставил его жить вместе с собой и обрёл мир в сердце.

История изданий

Впервые рассказ «Христос в гостях у мужика» был опубликован в рождественском номере журнала «Игрушечка» в январе 1881 года. Жанр сочинения Лесков обозначил в подзаголовке как «рождественский рассказ». В том же году рассказ вошёл в опубликованный сборник Лескова «Русская рознь. Очерки и рассказы (1880 и 1881)»[4]. В прижизненное собрание сочинений Лескова, в том числе в седьмой том со святочными рассказами (1890), рассказ не был включён из-за цензуры[5].

В апреле 1885 года «Христос в гостях у мужика» Лескова, а также произведения Льва Толстого «Чем люди живы», «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Кавказский пленник» стали первыми книгами, которые были изданы издательством «Посредник», ставившим перед собой просветительские задачи и распространявшим книги среди населения по доступной цене[6]. Так, первые четыре «книжечки» продавались всего по полторы копейки за штуку. Рассказы были иллюстрированы художником А. Д. Кившенко, имели розовые и голубые обложки с красной каймой и девизом «Посредника»: «Не в силе Бог, а в правде»[7].

Книжки «Посредника» были очень популярными и действительно народными. Вот как о них рассказывала современница Лескова и Толстого[8]:

«В восьмидесятых годах, когда наше поколение училось азбуке, книжки „Посредника“ приобретались каждой русской грамотной семьей, независимо от ее состояния и положения. Как себя помню, так помню и серенькие копеечные книжки: …, „Христос в гостях у мужика“, …. Их читали на кухне, в комнатах — за чайным столом, в детской. Это были семейные книжки, это были книжки для всех — всенародное чтение. С легкой руки „Посредника“ стало издаваться разными интеллигентными кружками очень много так называемой народной и популярной литературы. Но из идейных издательств одному „Посреднику“ удалось создать подлинную народную книжку, перенять у лубочных книжек особенную, приятную русскую внешность, лишенную скучной машинной аккуратности»

Лесков долгие годы горячо поддерживал деятельность «Посредника» и помимо рассказа «Христос в гостях у мужика» передал издательству такие произведения, как «Пустопляс», «Прекрасная Аза» и «Фигура»[6]. В 1887 году он (по примеру Толстого) разрешил «Посреднику» безвозмездно публиковать любые из своих произведений, если они будут подходить под просветительскую направленность издательства. При жизни Лескова «Христос в гостях у мужика» переиздавался в «Посреднике» в 1891, 1893 и 1894 годах[8].

Тимофей читает Евангелие среди роз возле своего дома. Иллюстрация Е. Н. Хисматовой из современного отдельного издания рассказа «Христос в гостях у мужика» (М., 2016)

После смерти Лескова рассказ неоднократно переиздавался[5] как в различных антологиях, так и отдельными иллюстрированными изданиями.

Издания

Первые издание рассказа
  • Лесков Н. С. Христос в гостях у мужика // Игрушечка. 1881. № 1. С.1-12.
  • Лесков Н. С. Христос в гостях у мужика // Русская рознь : Очерки и рассказы : (1880-1881). - Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1881. — 442 с.
  • Лесков Н. С. Христос в гостях у мужика. — М.: Посредник, 1885. (Переиздания в 1891, 1893, 1894, 1899 годах.)
Выборочные другие издания
  • Лесков Н. С. Христос в гостях у мужика // Серебряная метель. Большая книга рождественских произведений. Сост. Т. В. Стрыгина. — М.: Никея, 2015. — 592 с.
  • Лесков Н. С. Христос в гостях у мужика. — М.: Приход Хр. Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2016. — 24 с. ISBN: 978-5-98891-527-0. Иллюстрации Е. Н. Хисматовой.

Примечания

  1. Старыгина, 1992.
  2. Гибизова И. О., Кравчук О. С. Традиции святочного рассказа в современной литературе // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.I. С. 85-88.
  3. Шляпкин И. Къ бiографiи Н. С. Лескова // Русская старина. — 1895. — Декабрь (№ 12). — С. 211.
  4. Зенкевич С. И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук (2005).
  5. 5,0 5,1 Письма Толстого и к Толстому: Юбилейный сборник / А. Е. Грузинский. — Гос. изд-во, 1928. — С. 91.
  6. 6,0 6,1 Шилина В.В. Издание дешёвых книг для народа как воплощение просветительской концепции Л. Н. Толстого // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014.
  7. Толстой Л. Н. Примечание 4 к письму «Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., начало апреля 1885 г.» // Полное собрание сочинений. — Художественная литература, 1935. — Т. 85. — С. 163.
  8. 8,0 8,1 Герасимова К.А. Н. С. Лесков и книгоиздательство «Посредник» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2014.

Литература

Ссылки