Христов, Борис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Христов
Основная информация
Имя при рождении Борис Христов
Дата рождения 18 мая 1914(1914-05-18)
Место рождения Пловдив, Болгария
Дата смерти 28 июня 1993(1993-06-28) (79 лет)
Место смерти Рим, Италия
Страна  Болгария
Профессии оперный певец
Певческий голос бас

Бори́с Кирилов Хри́стов (болг. Борис Христов; 18 мая 1914, Пловдив — 28 июня 1993, Рим; похоронен в Софии) — болгарский оперный певец (бас). Народный артист НРБ (1975). Один из крупнейших басов второй половины XX века.

Биография

Родился 18 мая 1914 года в Пловдиве в семье болгарского общественника и национал-революционера Кирила Совичанова, выходца из Вардарской Македонии.

Певческий талант Христова проявился в юности, когда он поступил в хор кафедрального собора Александра Невского, с 1933 года пел также в мужском хоре «Гусла». Решил стать профессиональным певцом, побывав на концерте Ф. И. Шаляпина в Софии в 1934 году[1]. В 1942 году пение Христова в соборе услышал болгарский царь Борис III и под сильным впечатлением назначил ему государственную стипендию для дальнейшего обучения пению. В Риме в 1942—1945 годах (с перерывами) Христов брал уроки вокала у итальянского баритона Риккардо Страччари. Обучение прервалось в 1943 году после смены политического режима в Италии, и Христов вернулся в Болгарию. В 1944 году он отправился в Германию для изучения немецкого оперного репертуара, но в Австрии был арестован и заключён в лагерь для интернированных лиц. После освобождения отправился в Италию, где продолжил обучение у Страччари.

В концерте Христов дебютировал 28 декабря 1945 года в академии «Санта Чечилия» в Риме, исполнив несколько произведений итальянского и русского репертуара. На оперной сцене дебютировал в театре Реджо-ди-Калабрии в 1946 году (партия Коллена в «Богеме» Дж. Пуччини). Пел в ведущих театрах мира, в том числе в «Ла Скала» (с 1947), «Ковент-Гардене» (с 1949), Парижской опере (с 1953), театре «Колон» (1956), Опере Сан-Франциско (1956, дебют в США), Лирической опере Чикаго (с 1957), Венской государственной опере (с 1962). Участник Зальцбургского (1949, 1960), Люцернского (1949) и других международных музыкальных фестивалей. Концертировал в венском «Музикферайне» (1944), лондонском Альберт-Холле (с 1952), амстердамском «Консертгебау» (1956), нью-йоркском Карнеги-Холле (с 1958), парижском Театре Елисейских полей (1966); в России никогда не выступал. Пик артистической карьеры Христова пришёлся на 1950-е и первую половину 1960-х годов. В 1970-е годы постепенно сокращал свою исполнительскую деятельность. Последний концерт Христова состоялся в 1986 году в Риме.

Похоронен на Центральном кладбище Софии.

Творчество и личность

Как оперный певец Христов знаменит своими выступлениями в русском и итальянском репертуарах. Среди наиболее известных партий Борис и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Моисей (одноимённая опера Дж. Россини). Важное место в репертуаре Христова занимала камерная лирика русских композиторов — М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, особенно М. П. Мусоргского, музыку которого певец постоянно включал в концертные программы, а в 1955—1957 годах записал (впервые в истории грамзаписи) полное собрание его песен и романсов[2]. В репертуар Христова входила также болгарская и русская церковная музыка.

Биографы Христова отмечают сложный характер его отношений с коллегами-музыкантами, которые иногда выливались в публичные скандалы. В 1955 году Христов поссорился с Марией Каллас прямо во время спектакля («Медея» Керубини) в Римской опере. В 1956 году при постановке оперы «Борис Годунов» в Сан-Франциско Христов открыто возмутился модернистской сценографией, не найдя в ней «ни одного достоверно русского предмета». Он пригрозил директору театра немедленным отъездом, после чего был найден компромисс, сценический интерьер изменён и спектакль состоялся. Осенью 1961 года Христов сорвал спектакль в миланском «Ла Скала», отказавшись выступать на одной сцене с Николаем Гяуровым, которого обвинил в сотрудничестве с «коммунистическим режимом» родной Болгарии[3]. Христов также испортил отношения с Г. фон Караяном, который настаивал на исполнении Христовым титульной партии в «Дон Жуане» В.-А. Моцарта; певец считал её неподходящей для своего диапазона и в резкой форме отказался. В 1969 году (по воспоминаниям М. И. Чулаки[уточнить]) Христов должен был петь в Большом театре с оркестром под управлением Г. Н. Рождественского партию Бориса в опере «Борис Годунов», начались репетиции, но непосредственно перед спектаклем Рождественский заболел. Узнав о замене дирижёра, Христов отказался выступать и покинул Москву.

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1982. — С. 86. — 1008 с.
  2. Программа перевыпущена на трёх CD: EMI Classic 5 67993 2.
  3. При этом ещё в 1960 году Христов выступал на той же миланской сцене с Гяуровым без проблем.

Литература

  • Дейкова О. Борис Христов. София: Наука и изкуство, 1965. 130 с., илл.
  • Божков А. Борис Христов. София, 1985.
  • Bozhkov A., Blyth A. Boris Christoff: an authorized biography. London: Robson, 1991.
  • Правчанска-Иванова В., Правчански Н. Срещи с Борис Христов. София, 1993.
  • Curami C., Modugno M. Boris Christoff: la vita, la voce, l’arte. Parma, 1996.
  • Курами К., Модуньо М. Борис Христов: Живот, глас, изкуство. Пер. с итальянского. София, 1998.
  • Луканов Н. Борис Христов — незабравими мигове от едно приятелство. Стара Загора, 2004.

Ссылки