Христианство в Северной Осетии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Северный зеленчукский храм X века

История

В 916 году состоялось великое крещение Алании. Николай Мистик учреждает Аланскую епархию. Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами (осет. Аргъуан) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).

В 4-й четверти XIII в. происходит объединение Зихской и Аланской митрополий, которое сопровождается уходом христианского населения в Сарайскую митрополию. После падения Византии и крушения Аланской государственности под натиском варварваров-кочевников население подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.

В числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан и осетин. Например, семнадцать вельмож во главе с Баракадрои (в крещении Сукиас) перешли в христианство в Армении в начале новой эры и приняли казнь за отступничество от веры предков. В XII в. жил Святой Христодул-Философ, побеждавший оппонентов христианства в духовных спорах. В начале XIV века в Сирии за несгибаемую веру во Христа был казнен Святой Николай Туальский.[1][2]

Весной 1745 г. во главе с архимандритом Пахомием Осетинская русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. Новое крещение ознаменовало духовное пробуждение Осетии[3]. В 1793 году российским правительством была учреждена Моздокско-Маджарская викарная епархия, которая в 1799 году была упразднена. В 1875 году была учреждена викарная Владикавказская епархия при Грузинском экзархате, которая с 1894 года обрела самостоятельность.

Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году[4].

Народное христианство

В центре религиозных церемоний была семейная трапеза, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера[5].

Особая роль отводилась святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) прежде всегда был старший в роде. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою сначала не иначе как шепотом[6].

Христианские конфессии

В настоящее время кроме православия в Осетии распространён католицизм[7] и протестантизм (баптизм[8], лютеранство[9]), а также неохристианские течения (адвентисты седьмого дня[10][11], пятидесятники[12]).

Христианские народы

Православные народы Осетии
Католические народы Осетии
Армянская апостольская церковь
Протестанты Осетии

Праздники

Примечания

  1. Христианство в Осетии – тысячелетняя традиция или не слишком ли мы занижаем дату принятия Осетией христианства?. Газета «Республика». Дата обращения: 7 февраля 2020.
  2. Икона Николай Двал, Туальский, прмч.. pravicon.com. Дата обращения: 7 февраля 2020.
  3. Миссионерская деятельность Осетинской комиссии
  4. Евангелие на осетинском языке
  5. Религиозные воззрения осетин в новое время
  6. История падения христианства в Осетии и осетинское язычество
  7. Католики Северной Осетии встретили Рождество
  8. Баптисты Владикавказа не могут добиться передачи здания дома молитвы в собственность
  9. [1] Владикавказ, приход Вознесения]
  10. Унионы, входящие в ЕАД (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 10 апреля 2013 года.
  11. Церковь христиан адвентистов седьмого дня
  12. Пятидесятники Южной Осетии просят освободить невинно задержанного проповедника

Ссылки