Флорес, Хосе Асунсьон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Хосе Асунсьон Флорес»)
Хосе Асунсьон Флорес

Хосе Асунсьон Флорес (исп. José Asunción Flores, 27 августа 1904 — 16 мая 1972) — парагвайский композитор, дирижёр, создатель жанра лирических песен гуарания и политик-коммунист.

Биография

Флорес родился в бедном пригороде Асунсьона. В детстве ему пришлось работать разносчиком газет и чистильщиком обуви, чтобы помочь своей матери заработать на еду и другие необходимые вещи. В возрасте 11 лет он уже вступил в оркестр городской полиции и был студентом композитора Феликса Фердинандеса и директора Сальвадоре Дентиче. В 1922 году он сочинил свою первую песню — польку «Мануэль Гондра».

Рождение гуарании

В 1925 году после нескольких экспериментальных аранжировок старой парагвайской песни Maerãpa Reikuaase он создает новый жанр, который он назвал гуарания. Его первой песней в новом жанре стала Jejui. Цель нового жанра он видел в том, чтобы выразить чувства парагвайского народа в музыке. Впоследствии Флорес так комментировал своё детище:

Гуарания происходит от моего народа, она написана моим народом и для моего народа.[1]

В 1928 Флорес встречает поэта из Гвайры Мануэля Ортиса Герреро, и вскоре после этого они начали совместную работу над созданием наиболее красивых на сегодняшний день песен в жанре гуарания India, Cerro Corá и Panambí Verá.

В 1932 он зачислен в армию и участвует на стороне Парагвая в Чакской войне. После войны в Парагвае начинается политическая нестабильность и Флорес уезжает в Буэнос-Айрес. Пока он жил в Аргентине, его песни распространились по всему Парагваю и жанр гуарания стал очень успешным, подтвердив оригинальность творчества Флореса. В 1944 песня India была объявлена Парагвайским правительством «национальной песней». Во время жизни в Буэнос-Айресе Флорес также работал над классической музыкой и написал двенадцать симфоний[2].

Изгнание, смерть, наследие

За свои работы и вклад в музыку и культуру Парагвая в 1949 году Флорес был награждён Национальным орденом «За заслуги». Однако он отказался от награды протестуя против убийства студента, которое произошло на демонстрации против правительства. Из-за этого правительство записало его в «предатели» и когда Альфредо Стресснер стал президентом Парагвая в 1954 году, Флоресу запретили возвращаться в Парагвай. Ему отказали в его просьбе разрешить вернуться в свою страну даже в последние годы его жизни, когда он болел и желал увидеть родину и свой народ последний раз перед смертью. Несмотря на то, что правительство запрещало его песни, их все ещё играли радиостанции и люди, кто уже считали себя последователями жанра Гуарания. Флорес умер в 1972 году в Буэнос-Айресе.

В 1991, после отставки Стресснера, останки Флореса были возвращены в Парагвай, и он покоится на площади, названной его именем.

Композитор не раз приезжал в Советский Союз, его композиция «Песня петушка» в исполнении симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета под его управлением часто звучала на всесоюзном радио в 1950-60 годы.

Сегодня Флореса считают одним из лучших композиторов и одним из наиболее значительных музыкальных персон Парагвая. Его работоспособность позволила ему сформировать и связать способ жизни и чувства парагвайцев с музыкой.

Работы

Наиболее известные работы Хосе Асунсьона Флореса:

  • India
  • Nde Rendape ajú
  • Panambí Verá
  • Paraguaýpe
  • Buenos Aires, Salud
  • Kerasy
  • Nde Raty Py Kuá
  • Obrerito
  • Gallito Cantor (в России известна как «Песня петушка»)[3]
  • Purahéi Paha
  • Mburicao
  • Ñasaindype
  • Ñande Aramboha
  • Cholí
  • Musiqueada Che Amape
  • Ka´aty
  • Arribeño Resay

Его наиболее важные симфонии:

  • Pyhare pyte
  • Ñande Ru Vusu
  • María de la Paz

Примечания

  1. Hecho de sueño y musica Архивная копия от 28 марта 2007 на Wayback Machine, Musica Paraguaya.
  2. José Asunción Flores Архивная копия от 6 июля 2007 на Wayback Machine, Johannes Gutenberg University.
  3. Запись радиопередачи «Чего старенького?» на радио «Маяк», в которой можно услышать Песню петушка Архивная копия от 15 февраля 2008 на Wayback Machine в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (1953).