Хора (танец)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хора
Оро. Фольклорный ансамбль из Скопье, Республика Македония.Оро. Фольклорный ансамбль из Скопье, Республика Македония.
Направление народный танец-хоровод
Размер 2/4, 5/16, 9/16
Истоки народы Балкан, Закавказья, Малой Азии
Годы расцвета XIX век
Родственные
хоровод

Хо́ра (от греч. χορός — «танец», болг. хоро́, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, молд. хорэ, рум. hora, груз. ხორუმი [khorumi], кр.-тат. horan, тур. horon, арм. շուրջպար [shurch par], ивр.הורה‏‎ [hora]) — народный танец-хоровод у южных славян (болгар, македонцев, сербов, хорватов), гагаузов, молдаван, румын, греков, грузин, крымских татар, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент инструментального ансамбля (см. Тараф)[1]. Также — музыкальная форма.

Южнославянский танец-хоровод

Болгарский народный танец-хоровод хоро исполняется в размере 2/4, 5/16, 9/16. Сопровождается пением, игрой на гайде и других народных инструментах. Исполнители держатся за руки, за пояса или кладут руки друг другу на плечи в цепи. Ритмы хоро самые различные, а видов — великое множество, которое подразделяется по основным географическим районам Болгарии (добруджанские, македонские, родопские, северняшкие, странджанские, тракийские, шопские).

Сербское и боснийское коло являются одними из самых известных в мире и практически не отличаются друг от друга. Варианты сербского и боснийского коло существуют в Боснийской Краине, Герцеговине и Черногории. Сербское коло вошло в собрание пьес Антонина Дворжака «Славянские танцы» в опус 72 под названием № 7 (15) C-dur. Allegro vivace.

Молдавия и Румыния

Хора. Марка Молдавии

Для исполнения хоры (молд. и рум. horă) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трёх шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный (размер 6/8 или 6/4)[2]. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Наиболее популярный танец у молдаван. Имеет многочисленные варианты, различающиеся по приуроченности, составу и темпу[3]. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра (тараф)[4]. В некоторых районах Южной Молдавии сохранилась многовековая традиция исполнения танца под песню. С развитием инструментальной танцевальной музыки пение в медленных хорах сменилось чисто инструментальным сопровождением[1]. Ещё в начале XIX века в Бессарабии хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств[5]. Та медленные, лирические трёхдольные танцы под названием хора (размер 6/8 или 6/4). Они отличаются особой плавностью, торжественностью и одновременно грациозностью. Является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности.

Встречаются также быстрые варианты хор, исполняемые в размере 4/4. Такие хоры во многом близки к сырбе, но выделяются все доли.

Черноморское побережье

У многих народов Средиземноморья, Черноморья, Балканского полуострова и Кавказа бытует один общий круговой танец[en] , который именуется у каждого народа по-своему. Исполняется он с вокальным или инструментальным сопровождением[6].

Групповой танец Хорон[en] (тур. horon, понт. χορόν, лазск. horon) характерен для Черноморского побережья Турции. В нём участвуют как мужчины, так и женщины. Участники в замкнутом или разомкнутом круге быстро танцуют, изгибаясь, кружась, приседая и притопывая. Музыканты исполняют танцевальную мелодию обычно на давуле и зурне; в некоторых районах используются тулумба, мей, джура и кеменче. Районы распространения: Трабзон, Самсун, Артвин, Орду, Ризе[7].

Грузинский круговой[en] танец Хоруми[en] (груз. ხორუმი) происходит из Аджарии[8]. Первоначально он исполнялся перед сражением для поднятия боевого духа воинов[9]. Количество танцоров ограничивалось только несколькими мужчинами. Со временем их количество выросло, и в современной версии могут участвовать 30—40 танцоров[10].

У крымских татар он называется Хоран (кр.-тат. къоран). Его танцевали во время народных гуляний. Первоначально под песенный аккомпанемент[11]. Именно им в древние времена завершался любой крымско-татарский праздник[12]. Также этим танцем часто завершается свадебные пиршества, когда его исполняли все присутствующие, численность которых порой достигает двухсот человек[13].

Во время танца участники смыкаются в круг или полукруг и положив на плечи друг другу, двигаются по кругу приставным шагом. В танце могут принимать участие как парни так и девушки, люди среднего и пожилого возраста. Танец, как правило танцуют по кругу. Все участники кладут руки на плечи друг другу, образуя круг. Количество участников не ограничивается, их должно быть не менее 6 человек[14]. Танец состоит из двух частей, первая часть медленная, вторая — быстрая. Основные фигурации танца: круг, линии[15]. Хораны отличаются друг от друга в зависимости от места их возникновения. Например, в Алуштинском районе бытовал танец Тувакъ джыйыны, исполняемый только мужчинами. Тувакъ дэюыйыны, возникший в степных районах, исполняли только женщины[16].

Еврейская хора

Еврейская хора в Израиле. 1949 год

Еврейская хора схожа с румынской, исполняется в размере 3/4 или 3/8 с акцентом на 1 и 3 доли.

Израиль

Израильская хора — быстрый хороводный танец на 4/4, созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским); иногда именуется «Хора Агадати».

Для исполнения хоры танцоры собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом.

Раньше хора была популярна в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку «Хава нагила».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Музыкальная энциклопедия, 1982.
  2. Мироненко Е. Формы бытования фольклора в музыкальной культуре современной Молдовы Архивная копия от 27 июня 2018 на Wayback Machine
  3. Музыкальная культура Молдавской ССР: сборник статей — М.: Музыка, 1978—285 с. — С. 51
  4. Хора // Этнографический словарь
  5. Хора // Большая советская энциклопедия, том 46 — С. 312
  6. Олейник М. А. Народная хореографическая культура крымских татар
  7. .Арслан М. Турецкие народные танцы и их география распространения в Турции
  8. Корнилова Е. С., Рахимбаева И. Э. Грузинская танцевальная кульутра как вид танцевального искусства
  9. Филимонова Е. Ю. Истоки грузинского народного танца // Современная культура и образование: история, традиции, новации — Луганск: Книта, 2019
  10. Кондратенко В. П. Особенности и развитие грузинского народного танца // Современная культура и образование:история, традиции, новации — Луганск, 2016
  11. ’’Заатов И.’’ Истоки и становление традиций крымско-татарского сценического и театрального искусства // Культура народов Причерноморья, 2003, № 43 — Симферополь: «Крым», 2003 — С. 139
  12. Традиции празднования Хыдырлез
  13. Мамбетова Г. Р., Гафарова М. Т. Структурный анализ крымско-татарского танцевального напева «къоран» // Журнал «Наука, образование и культура», 2018
  14. Алимов А. Танцы крымских татар: хореографический сборник — Симферополь: Вариант, 1994 — 37 с. — С. 31
  15. Саранаева Э. Б. Особенности народного танца (на примере крымско-татарских народных танцев) — С. 147
  16. Материалы IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. «Крымский мир: Культурное наследие» 2 часть — Симферополь: Антиква, 2020 — С. 20

Литература

  • Хора (молд. и рум.) // Музыкальная энциклопедия. Том 6. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Стб. 40—42

Ссылки