Хмельницкий, Николай Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Иванович Хмельницкий
Portrait of Nikolai Ivanovich Khmelnitsky.jpg
24 февраля 1829 — 6 июля 1837
Предшественник Иасон Семёнович Храповицкий
Преемник Виктор Яковлевич Рославец
6 июля 1837 — 6 ноября 1837
Предшественник Виктор Яковлевич Рославец
Преемник Александр Николаевич Муравьёв

Дата рождения 11 (22) августа 1789(1789-08-22)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 8 (20) сентября 1845(1845-09-20) (56 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Деятельность драматург, переводчик

Николай Иванович Хмельницкий (11 (22) августа 1789 (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Прямой потомок рода Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Портрет Николая Ивановича Хмельницкого, 1828-1829 гг.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.-- 1890.-- Т. 39.-- С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.-- Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.-- Спб., 1849;
  • Русский водевиль. / Вступ. ст. и примеч. Вс. Успенского.-- Л.; М., 1959.
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.-- М.; Л., 1964.

Примечания

  1. Могила на плане кладбища // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.-- 1889.-- Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.--Спб., 1896.-- Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.-- М., 1977.-- Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки