Хийтола (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Хийтола
Сортавальское направление
Октябрьская железная дорога
Дата открытия 01.11.1893[1]
Прежние названия Hiitola
Тип узловая товарно-пассажирская
Количество платформ 2
Количество путей 4
Тип платформ 1 боковая и 1 островная
Форма платформ прямая
Выход к Вокзальной улице и к дороге 86К-118 ХийтолаТоунан[2]
Расположение пос. Хийтола
Расстояние до ст. Кушелевка 173,0 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Выборга 92,6 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Сортавала 85,8 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 022404
Код в «Экспресс-3» 2004256
Перейти к шаблону «Кузнечное — Сортавала» 
Кузнечное — Сортавала
 В Санкт-Петербург 
155,0
Кузнечное
Улица Новостроек
157,6
Сирсъярви
158,7
159 км
161,1
162 км
162,0
Копсала
86К-375
164,8
165 км
86К-375
167,5
168 км
 В Выборг, Светогорск 
173,0
Хийтола
86К-118
р. Кокколанйоки
175,1
176 км
86К-116
179,5
Куоксъярви
179,9
180 км
181,3
путевой пост Мустола
183,4
Алхо
187,8
Титто
191,1
192 км
 Бывшая линия в Куконхарью 
194
Элисенваара
 Бывшая линия в Сювяоро 
196,3
Микриля
198,3
199 км (Вялимяки)
86К-89
201,9
Аккахарью
205,7
путевой пост Хёрппё (Хёрпёнселькя)
86К-91
р. Иййоки
А121
210,3
Ихала
А121
218,2
Яккима
А121
ул. Аркадия Маркова
4,0
станция Лахденпохья
220,9
Лахденпохья (Пяйвяринне, ост. п. 220 км)
р. Аурайоки
223,5
Хухоямяки
227,4
Куммунйоки
86К-97
229,9
Парконваара
232,5
Нива
р. Ниванйоки
237,9
Ристилахти
239,9
Куокканиэми
242,5
Хамо
245,2
246 км
247,4
Кивиахо
р. Савайнйоки
250,9
Туокслахти
р. Китенйоки
оз. Хюмпёлянъярви
оз. Кармаланъярви
258,8
Сортавала
 В Суоярви I 
Перейти к шаблону «Выборг — Хийтола» 
Выборг
1,9 км
2 км
4.5 км
Таммисуо
7,0 км
Кярстиля
10,3 км
Пальцево
11,4 км
12 км
12,3 км
13 км
15,5 км
Торонки
16.2 км
Гвардейское
16,9 км
Пионерлагерь
20,4 км
21 км
23.1 км
Возрождение
28.5 км
Вехкее
30.2 км
Ханнила
33.2 км
Никифоровское
34.3 км
Пёхё
36.6 км
Паталахти
Садовая ул.
38,2 км
38 км
Каменногорский карьер
38,9 км
Куорекоски
40,1 км
Каменногорск
Заозёрная ул.
Песчаная ул.
Каменногорский комбинат
4.0 км
5 км
8.8 км
Пруды
Ленинградская ул.
14.6 км
Вехнияйнен
Гранитная ул.
16.3 км
Лесогорский
Набережная ул.
20.8 км
Кивиоя
24 км
Светогорский ЦБК
Заводская ул.
25.6 км
Светогорск
28 км
44,3 км
Каменногорск II
48.2 км
Боровинка
53.2 км
Красный Сокол
54,3 км
Лениярви
58,5 км
59 км
60.4 км
Бородинское
65.6 км
Инкиля
71.4 км
Хаколахти
77.8 км
Ояярви
82.6 км
Пуккиниеми
89,2 км
Аласъярви
90,9 км
90 км
92.6 км
Хийтола

Хи́йтола (фин. Hiitola) — узловая станция Октябрьской железной дороги на 173,0 километре перегона Кузнечное — Алхо и на нулевом километре перегона Бородинское — Алхо.

Общие сведения

Расположена в одноимённом посёлке Лахденпохского района республики Карелия. По состоянию на 2019 год путевое развитие станции составляет 3 пути, новая боковая и старая финская островная платформы. Станция находится на линии с полуавтоблокировкой, которую обеспечивает пост ЭЦ, расположенный в отдельном здании. На посту несёт службу дежурный по станции. Вокзал отсутствует. Рядом с постом ЭЦ расположена неработающая будка для билетных касс. Билеты приобретаются в штабном вагоне у начальника поезда (для пассажирских поездов) или у кондуктора (на пригородных поездах).

Первый вокзал, 1895 год
Второй вокзал, 1920-е годы

На станции установлен современный пассажирский павильон, а также новые информационные таблички.

Пригородное движение по станции осуществляется двумя парами поездов Кузнечное — Сортавала — Кузнечное, а также двумя парами поездов Выборг — Хийтола — Выборг[3].

История

Станция Hiitola, как и весь участок Антреа — Сортавала, была открыта 1 ноября 1893 года. Решение о строительстве железной дороги Выборга — до Йоэнсуу[fi]* было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890 году. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[4][5].

1 августа 1917 года, с постройкой линии Санкт-Петербург — Хийтола, станция стала узловой[6].

Мост в нечётной горловине, 1930-е годы
Мост в чётной горловине, 1941 год

На 1923 год путевое развитие станции составляло 7 путей. В северной горловине находилось паровозное веерное депо. Над обеими горловинами станции были проложены бетонные мосты[7]. «Чётный» мост соединял дорогу Кексгольм — Куркиёки и дорогу на Ильме (сейчас вместо него — железнодорожный переезд). «Нечётный» мост 61°14′03″ с. ш. 29°40′57″ в. д.HGЯO соединял совсем небольшие хутора, располагавшиеся по обе стороны железнодорожной линии и в настоящее время утраченные.

Бои под Хийтола

31 июля 1941 года на Карельском перешейке начала наступление финская Юго-Восточная армия. Одной из задач был захват железнодорожного узла Хийтола.

20 августа советские войска на левом фланге начали отступление к бывшей линии Маннергейма, одновременно взрывались фортификационные сооружения, свертывались и эвакуировались подразделения береговой обороны. Батареи, расположенные на островах Выборгского залива, корабли шхерного отряда кораблей и посланные им на помощь эсминцы «Сильный» и «Стойкий» своим огнем прикрывали отход войск и отражали десанты противника.

В итоге взорванными оказались оба моста в горловинах станции.

Галерея

Примечания

Ссылки