Хейдиз, Лена Алексеевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лена Хейдиз
LenaHasesSlim.jpg
Имя при рождении Лена Алексеевна Хадес
Гражданство  СССР
 Россия
Жанр современное искусство
живопись
графика
инсталляция
Сайт https://www.partyofthedead.ru/

Ле́на Алексе́евна Хе́йдиз (род. 2 октября 1959, Кемерово, СССР) — российская художница. Живёт и работает в Москве. Автор живописно-графического цикла «Так говорил Заратустра» — визуальных метафор к книге Ницше, цикла Химеры «Ars chimaera», «Манифеста жанра Veritas»(1995), «Манифеста теографии и теометрии» (2003), «Манифеста матизма» (2005).

Л. Хейдиз. Портрет Ницше (1999).
Л. Хейдиз. Заратустра и карлик (1997).

Биография

Родилась 2 октября 1959 года в городе Кемерово во время командировки отца, по её словам, во время полного солнечного затмения[1]. В 1994 году в возрасте 35 лет приняла решение стать художницей[2]. До того Хейдиз работала переводчиком-синхронистом.

В 1995 году поехала в творческую командировку в Кёльн, где работала над графической серией черепов[3]. Вернувшись в Москву продолжила серию черепных работ. На одной из таких работ художница написала афоризм из книги «Так говорил Заратустра», так появилась первая картина из одноимённого цикла[4].

Хейдиз, наряду с циклом работ «Так говорил Заратустра» художника П. П. Фатеева ,[источник не указан 1661 день][5] создала цикл визуальных метафор-картин, посвящённых Фридриху Ницше. Репродукции этих картин неоднократно публиковались, для иллюстрации, как сочинений Ницше, так и литературы о нём. В 2004 году издательство Института философии Российской академии наук выпустило книгу «Так говорил Заратустра» на немецком и русском языках с 20 картинами из одноимённого цикла.

В 2009 году Хейдиз прочитала лекцию на итальянском языке на философском факультете Падуанского университета «Ницше в России» в память об учёном, переводчике, историке философии и профессоре Падуанского Университета Франко Вольпи[en][6].

В 2012 году испанское философское общество Estudios Nietzsche[es] выпустило в свет научную монографию в журнале Ateneo, целиком проиллюстрированную картинами Хейдиз[источник не указан 1661 день].

Критик Александp Якимович сообщил, что Хейдиз изучила немецкий язык ради работ Фридриха Ницше и владеет ещё несколькими языками[7].

Участвовала в групповых и персональных выставках в России и за рубежом, в Первой московской Биеннале современного искусства, во Второй босковской Биеннале современного искусства, в фестивале Арт Клязьма, Арт Москва 2005, в Московской Фотобиеннале 2006.[источник не указан 1661 день]

В 2009—2012 годах продолжала работать над циклом «Химеры». В 2009 году появилась «Химера Правопорядка», в 2012 — «Химера Православия». Обе работы были приобретены коллекционером и меценатом Виктором Бондаренко.[источник не указан 1661 день]

Критика

В 2007 году в блоге Лены Хейдиз были опубликованы её работы «Welcome to Russia» и «Химера загадочной русской души» (показывалась также на Второй Московской биеннале современного искусства в 2007 году). Работы вызвали возмущение у ряда лиц, инициировавших сбор подписей за привлечение художницы к уголовной ответственности за «совершение ею действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенных публично или с использованием средств массовой информации» (статья 282, часть 1 УК РФ).

В 2008 году против художницы было подано заявление в Басманную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по этой статье за картины «Химера загадочной русской души» и «Welcome to Russia». Также подателя заявления возмутила запись в блоге Хейдиз:

Меня от дебилов тошнит, от русских дебилов, у которых нет ничего за душой кроме болтовни и претензии на «великость», вы — ничтожные дешевые глупые уроды, о которых стыдно даже марать руки.[8]

Сама художница считает, что «Химера загадочной русской души» не являлась оскорбительной русофобской картиной, так как посвящалась всего лишь распространённым стереотипам, возникающим при мысли о русской душе. В июне 2010 года Хейдиз сообщили, что с большой вероятностью дело будет возбуждено, о чём она сообщила в своём блоге; затем сообщения появились и в других СМИ.

Я считаю, что художник должен быть свободным и, если это художник состоявшийся, не вчера начавший рисовать, который развивается и думает, что он делает, ему вполне достаточно внутренней его цензуры. Государство не имеет никакого права диктовать, что должен делать писатель, театральный деятель или художник, они должны быть свободны. Иначе это не искусство, а заказ от государства.[9]

Работы художника находятся в собраниях

Книги и альбомы

  • Искусство в России. — Москва: «Сканрус», 2003. — ISBN 5-93221-017-6.
  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра (С репродукциями картин Л. Хейдиз из цикла «Так говорил Заратустра»). Пер. с нем. Ю. Антоновского. — Москва: Изд-во ИФАН РАН, 2004. — ISBN 5-9540-0019-0.
  • Еврографик Москва 2004 — мост интеграции европейской культуры. Краков: Институт Адама Мицкевича, 2004. — ISBN 83-88890-29-8.
  • Джаметто Соссьо. Комментарий к Заратустре. — Милан: Бруно Мондадори, 2006. — ISBN 88-424-9804-1.
  • Ницше Ф. Утренняя заря. Пер. с нем. В. Бакусева. — Москва: Академический проект, 2007. — ISBN 978-5-8291-0942-4.
  • 미래를 창조하는 나 — 차라투스트라는 이렇게 말했다 (고전읽기 Я создаю будущее.) — Сеул: Mirae N Culture Group, 2009. — ISBN 978-89-378-4498-0.
  • Хейдиз Лена. Химеры Хейдиз. — Лондон: Издательство Музея Керенского, 2010. — ISBN 978-1-906408-07-7.
  • Эпштейн А. Д. Искусство на баррикадах: «Pussy Riot» … — Москва: Издатель Виктор Бондаренко, 2012. — ISBN 978-5-98144-161-5.
  • Ateneo del nuevo siglo. — Малага: Атенео де Малага, 2012. — ISSN 1577-8266.

Примечания

  1. [1]: «Оказывается, я родилась в день полного солнечного затмения, как Маркс и Иоанн Павел Второй, поэтому с самых первых опписанных мной пеленок все, чего я хочу — это изменить мир»
  2. [2] Архивная копия от 20 июня 2013 на Wayback Machine: «В 1994 году я приняла решение стать профессиональным художником»
  3. [3]: «Первые черепа появились у меня в Кельне в 1995 году, куда я поехала в творческую командировку с одним художником».
  4. [4]: «Вся серия началась с одной единственной черепной картины»
  5. Грибова З. П., Галутва Г. В. Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество. — Москва: МБА, 2009. — С. 19. — 205 с. — ISBN 978-5-902445-18-0.
  6. Lena Hades Fotos | Facebook. Дата обращения: 13 февраля 2013.
  7. Александр Якимович. Уроки Веселой науки: «Ради этого знакомства с немецким мыслителем филологически образованная и знающая иностранные языки Лена Хейдиз изучила и немецкий язык, ибо слова провидца и посвященного должны звучать в их первоначальном виде».
  8. Московскую художницу хотят судить за её картины. Грани.ру. 16.06.2010
  9. Церковно-партийная волна. Грани.ру 17.06.2010

Ссылки